Футуристическая подборка № 69. Ретро.
bigfatcat19 — 10.01.2024 Сегодняшняя подборка состоит из работ трех художников. И если с картинами и своеобразной удивительной манерой письма Джона Беркли мы уже знакомы - его звездным кораблям был посвящен отдельный выпуск данной серии, то двое других у нас в гостях впервые. Один из этих двоих настолько велик, всеобъемлющ и влияниепроизводящ, что, по-хорошему, с ним следовало бы тоже сделать отдельный выпуск, но мне, честно говоря, лень добивать картин до трех-четырех десятков. Впрочем, вполне возможно, что мы еще вернемся к этому мегапатриарху, предвосхитителю и визионеру (настоящему визионеру, а не этот ваш стальной кирпич вместо машины и все такое в виде межпланетного корабля).1. Поэтому открывает сегодняшнюю подборку великий, могучий, невероятный Чесли Боунстелл (Chesley Bonestell). Как я уже сказал, личность это во всех отношениях несоизмеримая. Начать с того, что он родился в 1888 году и прожил 98 лет! На его глазах происходили грандиозные, величественные и ужасные события, навсегда изменившие человечество, его взгляд на мир и место во Вселенной. Юность художника прошла в эпоху пара, а ушел он на заре компьютерной эры. Застав школьником первые полеты полотняных этажерок, на закате жизни этот человек мог летать через всю страну в ревущих алюминиевых птицах, наблюдая поверхность земли с высоты десятков тысяч футов. Воистину, удивительная судьба.
Свою первую картину - вид Сатурна, юный Боунстелл написал в 17 лет. Увидев в обсерватории в довольно большой по тем временам телескоп Сатурн, он поспешил домой, чтобы запечатлеть увиденное. Чесли обучался на архитектора в Университете Коламбия в Нью-Йорке, но бросил обучение на третьем курсе, чтобы начать работать. Несмотря на неполное образование, он работал визуализатором и моделистом в ведущих архитектурных бюро Востока: молодой человек создавал макеты зданий и их частей, изобретал элементы декора. Затем, вернувшись на Западное побережье Боунстелл работал ведущим архитектором и макетистом для нескольких крупных проектов. При этом он продолжал рисовать - пока, правда, работая в области архитектуры. В 30-е годы, уже в зрелом возрасте, он ушел работать в Голливуд художниом и инженером по спецэффектам. Здесь пригодилось его мастерство макетиста, которое художник с успехом применял для создания декораций некоторых блокбастеров того времени.
Параллельно Чесли продолжал заниматься живописью, совмещая ее со своим увлечением астрономией. Некоторые его картины, созданные для научных журналов, художник писал, создав предварительно в мастерской макет изображаемой планеты и вид с нее в космос. Помимо собственно планет, он также рисовал корабли. В его работах можно увидеть ракеты разных типов - от простых образцов эпохи двадцатых годов, к довольно сложным конструкциям, созданным под влиянием реальных космических аппаратов. Но главное, конечно, это виды других миров - и близких, из нашей Солнечной Системы, и далеких - тех самых, на пыльных тропинках которых должны были оставить следы астронавты двадцать первого столетия...
2. Во втором разделе у нас работы Джона Беркли. Я никогда не устану удивляться фантазии этого художника, создавшего столько удивительных конструкций звездных кораблей, космических станций, космопланов и других объектов. Впрочем, среди сегодняшних работ есть также одна, посвященная то ли космологии, то ли космической теологии, то ли вообще черт пойми чему. Манеру мастера нельзя спутать ни с какой другой. Джон Беркли - это человек, который своим способом создавать картины и космические объекты предвосхитил то, что будут создавать нейросети через полвека. И не просто предвосхитил, но раз и навсегда посрамил. Коспьютеры могут сымитировать это персечение поверхностей: искривленных и плоскостей, но в их варианте оно всегда останется просто хаотической мазней. В работах Беркли же, чем дольше мы в них вглядываемся, тем больше прозреваем строгий замысел упорядоченных конструкций, созданных фантазией художника. И это - признак подлинного мастерства:
3. Фрэнк Рудольф Пауль - тоже один из отцов-основателей направления научно-фантастической иллюстрации и живописи. Он родился в Вене в 1884 году. Его обучение на роджине, а также в Париже и Лондоне включало в себя архитектуру, живопись и техническую графику - ныне забытый, но еще три десятка лет назад крайне востребованный раздел науки рисования. После переезда в США он работал в качестве иллюстратора в научно-популярных журналах «Electrical Experimenter», а затем «Science and Invention», для которых он создавал тщательно выполненные изображения: изометрические и другие - машин, аппаратов, производственных линий и т. д. Затем художник стал сотрудничать с первым в истории научно-фантастическим журналом «Amazing Stories». Здесь он уже не ограничился внутренними иллюстрациями - по прежнему исполненными с невероятной точностью, продуманностью композиции и вниманием к мельчайшим деталям, но и начал создавать цветные обложки. Во время Второй Мировой войны художник, несмотря на возраст, работал в качестве чертежника и создателя технических иллюстраций на военных верфях во Флориде. После войны он вернулся к научно-фантастической иллюстрации. Несмотря на то, что его манера работы к тому времени считалась уже несколько устаревшей, он по-прежнему пользовался определенной популярностью. В приводимом ниже разделе есть как цветные иллюстрации для обложек, так и черно-белые графические работы:
|
</> |