Число учителей в российских школах можно сократить на 200 тысяч,
заявил в интервью газете "Ведомости" глава Минобрнауки Андрей
Фурсенко. По его словам, ведомство может лишь рекомендовать, но не
указывать школам, сколько и когда нужно уволить педагогов.
"В вопросах определения оптимальной численности учителей можно
опираться как на российский, так и на мировой опыт. В Европе в
среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас десять
лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас -
девять-десять учеников на одного учителя", -сказал Фурсенко.
"Сегодня в России около 13 миллионов учеников - к сожалению, их
число вследствие демографических проблем в ближайшее время
существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015-2016 годов.
Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен
сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть
потенциал для сокращения - 200 тысяч человек", - пояснил он.
По данным министра, в 1998 году в стране было 22 миллиона
школьников. "У нас часто забывают, что главный человек в школе -
ученик, а не учитель. За последние десять лет число школьников
уменьшилось на 40 процентов, а учителей - лишь на 20 процентов. Это
значит, что школа начинает выполнять социальную роль не по
отношению к детям, а по отношению к учителям. Сегодня попадание к
хорошим педагогам в хорошую школу - залог удачной судьбы человека.
Моя позиция до банальности проста: чтобы создавать хорошие школы,
необходимо передавать их в руки хороших управленцев", - сказал
глава Минобрнауки.
В начале учебного года президент Дмитрий Медведев заявил, что в
России должен быть устранен перекос в пользу высшего образования.
По его словам, жизнь требует готовить больше специалистов среднего
профессионального звена.
"У нас очевиден перекос, который образовался в начале 90-х годов в
силу самых разных причин в сторону высшего образования. Очевидна
нехватка специалистов, выпускников начального, среднего
профобразования", - сказал президент.
"Нам нужно окончательно расчистить основу для развития
профессионального образования и встроить
профессионально-техническое образование в развитие тех процессов,
которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации",
- заявил Медведев.