Френды, приехавшие в Израиль в 14-15 лет, разбираются с
haraz-bey — 18.08.2011
Френды, приехавшие в Израиль в 14-15 лет,
разбираются с самоощущением. Мне-то проще, я в 16 лет
приехал :) А если серьёзно, в чужой стране (где ты не родился и не
рос с бессознательного возраста) невозможно чувствовать себя
полностью своим без искусственных обстоятельств, побуждающих к
единению. Кто-то такие обстоятельства себе создаёт, вливаясь в
разные социальные общины - поселенцы, религиозные, та же армия
кстати. И чувство полноценного присутствия в типично израильской
общине создаёт и иллюзорную психологическую проекцию, воображаемое
распространение полноценной принадлежности на всё израильское
общество. Но эта воображаемая проекция действует до очередной
вылазки из своего социального лягушатника, до очередного
обнаружения, что в "большом Израиле" ты всё-таки не свой, и неважно
по какой причине - ты ли видишь, что многое вокруг для тебя чуждо,
или тебе дают понять, что для окружающих ты во многом чужой. Это
явление, например, чрезвычайно распространено среди друзов, у
которых наблюдается диссонанс между армейской службой и
последующими попытками вписаться в общество на гражданке. Не
относясь к социальным группам, подразумевающим тесную общность, я
подлинным израильтянином себя чувствую исключительно в армии - этой
искусственной среде, где все абсолютно равны, куда, как в этот мир,
все приходят голыми, и вместе растут и взрослеют. И там, в полном
равенстве с "настоящими израильтянами", у меня возникает
воображаемая проекция этого равенства на остальное пространство за
заборами армейских баз. Однако уже через несколько дней после
"милуима" этот мираж рассеивается. В "большом Израиле" я
по-прежнему во многом чужой. Я не турист, но и не абориген. У меня
нет бессознательного восприятия окружающей среды как абсолютно
родной и инстинктивно понятной слёту, на уровне родного языка. В
Израиле я привык постоянно анализировать окружающее,
"рефлексировать" на него, осмысливать собственную "вписываемость" в
окружающую среду и "вписываемость" окружающих явлений в мой
внутренний мир. В Москве ничего такого не наблюдалось. Там я плавал
как рыба в воде. Здесь я скорее как аквалангист. Как человек, всю
жизнь увлекавшийся лингвистикой и филологией, я знаю, что человек,
указывающий владение выученным языком как родным, просто не
понимает, о чём он говорит. Как человек, всю жизнь увлекавшийся
психологией, я понимаю, что человек, который говорит, что он
полностью израильтянин, просто не отдаёт себе отчёт в
метафоричности и превеличенности своего заявления, в выдавании
желаемого за действительное. Психика эмигранта в корне отлична от
психики человека, который прожил всю жизнь на одном месте. Она
раскалывается на несколько состояний, и обратно им уже не слиться.
Подобно тому как повзрослевший человек носит в себе ребёнка,
взрослого и родителя, так же и русскоязычный репатриант носит в
себе советского человека, оле хадаша, ватика и немного сабры.
Состояния эти у обычных людей чередуются по ситуации, а люди
комплексующие зацикливаются на каком-то одном и в нём пребывают
практически постоянно, подпитывая себя сознательным убеждением в
благопристойности именно этой маски и в постыдности остальных. Для
психолога наблюдение за дискуссиями, в которых люди пытаются
осмысленно нащупать и логически обосновать свою самоидентификацию,
представляет чисто натуралистический интерес. И опять же, поскольку
сам ты делишься внутри на психолога, на нормального человека и на
Болванщика (он же Безумный Шляпник), два последних очень хотят
поучаствовать в этой дискуссии, причём каждый на свой лад, а
внутренний психолог напоминает о вопиющей бессмысленности этого
акта. Потому что для подобного самовыражения дилетантские попытки
описания собственных ощущений подходят мало. Здесь нужно искусство.
Например, как-то так:
Вы
русский? Нет, я вирус СПИДа,
как чашка жизнь моя разбита,
я пьянь на выходных ролях,
я просто вырос в тех краях.
Вы Лосев? Нет, скорее Лифшиц,
мудак, влюблявшийся в отличниц,
в очаровательных зануд
с чернильным пятнышком вот тут.
Вы человек? Нет, я осколок,
голландской печки черепок –
запруда, мельница, проселок...
а что там дальше, знает Бог.