Франсиско Гойя. День рождения.
gun001 — 30.03.2023 Чем меня поразил Франсиско Гойя, так это тем, каким уважением он пользуется в своей стране на уровне государства. Почта Испании не только посвятила несколько филателистических серий картинам художника, но и поместила на стандартные марки разных лет портрет самого мастера и его работы, по моему мнению, это наивысшее признание таланта художника.Если для иллюстрации поста про других художников трудно обойтись без марок «Африки», то для рассказа про Гойю марок самой Испании хватит за глаза. Хотел ограничиться только ими, но в мире выпустили так много красивых марок с работами Гойи, что не смогу удержаться, покажу их хотя бы немного.
Портрет рабты Висенте Лопеса
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
У каждого любителя живописи есть картины, с которыми ассоциируется тот, или иной художник, покажу что для меня Гойя.
Во-первых, это великолепный (и самый растиражированный) офорт «Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос» («Причуды»). Мне вообще очень нравятся гравюры и офорты Гойя, даже больше многих картин.
«Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» - так сказал о своём творении сам Франсиско Гойя.
И картина «Третье мая 1808 года в Мадриде»
На картине сцена расстрела испанских повстанцев оккупационными французскими войсками в ночь на 3 мая 1808 года. Это самое начало освободительной борьбы испанцев против французских оккупантов. Не смотря на трагичность момента на картине нет обречённости, скорее уж вызов – «всех не перестреляете!»
Несколько не слишком известных фактов из жизни художника послужат прекрасным дополнением к маркам.
Не могу пройти мимо Почты СССР
Факт 1. С детства и до конца жизни Франсиско Гойя писал с ошибками. И он, и его братья получили очень поверхностное образование. Отчасти это было связано с тем, что семья не уделяла этому вопросу достаточно внимания, хотя деньги у неё были. Отец живописца был дворянином из древнего, рода, давно обедневшего но не обнищавшего. В современном мире его назвали бы представителем среднего класса.
Факт 2. В возрасте 17 лет Гойя принял участие в конкурсе художников, в котором участникам предлагалось наиболее красиво и достоверно изобразить на холсте античную гипсовую статую, которая была им предоставлена в качестве образца. Результаты оказались для него очень разочаровывающими – ни один из членов жюри не отдал за него свой голос. В следующем конкурсе, в котором он участвовал, он также провалился.
Факт 3. Великий живописец утверждал, что он восхищается тремя мастерами – Рембрандтом, Веласкесом и природой. Причём из творчества Рембрандта особенное уважение Франсиско Гойи вызывали не столько картины, написанные маслом, сколько офорты, то есть гравюры на металле, созданные с помощью кислоты. Рембрандт, как известно, был не менее талантливым гравёром, чем художником.
Факт 4. Будучи испанцем по происхождению, Гойя однажды уехал в Италию, в Рим, где и провёл около 5 лет. Об этом периоде его жизни практическ ничего неизвестно, установлено лишь, что картин в это время он практически не создавал. Большинство историков полагает, что все эти годы художник изучал работы итальянских живописцев, пытаясь разгадать секреты их мастерства.
Стандартные марки
Факт 5. Близким другом Франсиско Гойи был Франсиско Байеу, другой известный художник. Однажды Гойя соблазнил его сестру, и позднее ему пришлось жениться на ней, хотя изначально это и не входило в его планы – девушка к тому моменту была уже на пятом месяце беременности. В браке у них родилось пятеро детей, из которых выжил в итоге лишь один, который впоследствии пошёл по стопам отца и тоже стал художником.
Это единственный портрет жены художника
Факт 6. Судя по биографии Франсиско Гойи, он не был примерным семьянином. Как только к нему пришёл успех, и он стал вхож ко двору, он моментально забыл про жену, предпочитая увлекаться придворными аристократками. Официально он так никогда и не разводился, но за все эти годы он написал лишь один портрет своей законной супруги.
Факт 7. Много лет он работал по разным заказам совместно с Франсиско Байеу, который тогда был придворным живописцем самого короля. Гойя просил для себя такого же звания, но получил отказ, причём Байеу не поддержал его, не желая делиться прибыльным местом. Вообще отношения между родственниками (Байеу же был братом его жены) были далеки от тёплых, и между ними часто возникали конфликты.
Факт 8. Однажды 46-летний художник серьёзно заболел, оглох и оказался парализован. Что это была за болезнь, установить сейчас невозможно, но паралич со временем прошёл, и Гойя вернулся к работе. Правда, слух к нему так и не вернулся, и до конца жизни он оставался глухим. Современные врачи полагают, что глухота его была обусловлена какими-то проблемами с иммунной системой.
Факт 9. Одна из самых известных серий работ Франсиско Гойи называется “Бедствия войны”. Художник сам был свидетелем оккупации Испании армией Наполеона, чья “наглая воля”, по его мнению, послужила причиной неизмеримого количества страданий для испанского народа.
Факт 10. За свою жизнь Франсиско Гойя создал около 700 картин, более 1000 гобеленов и рисунков, а также порядка 280 офортов (вышеупомянутые гравировки по металлу с применением крепких кислот). Также он принимал участие в росписи множества храмов, посвятив этому занятию не один год.
Совсем забыл про самую скандальную и всемирно известную картину Гойя «Маха обнажённая»
В музее Прадо рядом с картиной «Маха обнажённая» висит «Маха одетая» менее скандальная, но такая же знамениая.
Про эти картины написано очень много, и про модель, и про инквизицию, и про влияние на других художников, читать не перечитать, так что обойдёмся без подробностей.
Фактов мало, марок много, так что остатки марок Испании покажу просто так, без текста.
За рамками поста осталась куча марок, но что поделать, жизнь жестока и несправедлива к маркам.
|
</> |