Вега-1

Ещё одно учебное судно с красивой историей. «Вега» самая яркая звезда в созвездии Лиры. Баркентина-актриса снявшаяся в роли «Дункана» в старом фильме «Дети капитана Гранта».

Баркентина "Вега-I" под парусами на Черном море
Баркентина — морское парусное судно, несет от трех до шести мачт с
косыми парусами на всех мачтах кроме носовой фок-мачты, на которой
расположены прямые паруса.
Судно было спущено на воду в 1902 году. Изначально корабль назвали
«Таара» — в честь бога неба и грома в прибалтийско-финской
мифологии.
Корпус — деревянный
Водоизмещение 1100 тонн.
Грузоподъемность — 660 т
План парусности — 15 парусов всего, в том числе 5 прямоугольных
парусов, 10 косых парусов
Площадь парусов 1200 м 2;
Скорость 13 узлов.
Длина 61 метр.
Ширина — 10,2 м
Осадка — 4,2 м
Экипаж 38 моряков + 102 курсанта.

Марка «Вега» (1) Баркентина
Страна: Союз Советских Социалистических
Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по
каталогy:Михель SU 5113, Номер марки SU 4982, Ивер и Телье SU 4848,
Стенли Гиббонс SU 5168, Zagorskiy SU 5163, Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание:
Памятные (юбилейные),
Перфорация: гребенчатая 12¼ x 12, Печать: Офсет, Номинальная
стоимость: 6 Российская копейка, Тираж: 6 500 000, Художник: А.
Аксамит
Очень странно, но у всех марок серии разный тираж от 4 500 000 до 7
200 000 штук, вероятно часть тиража предполагалось использовать.
Как тарифные марки – для оплаты почтовых пересылок, часть для
создания сувенирной продукции, как, например, этот конверт.

Дата и место постройки корабля в разных источниках различается – по
одним данным судно было построено в 1901, по другим в 1902 году.
Местом рождения также точно неизвестно – то ли это Латвия, то ли
Эстония. Строителями «Тары» были прибалтийские мастера-корабелы.
Умельцы строили шхуны, часто даже не пользуясь чертежами, по
памяти.
Оборудованных верфей не было, строили прямо на ровном месте у воды.
Опыт заменял расчеты, но это не мешало судам быть крепкими,
добротными, мореходными. Они свободно плавали на Балтике, по всей
Атлантике от Гренландии до Огненной Земли, служили по 40-50 лет.
«Таара» стал одним из крупнейших судов, сооруженных местными
мастерами.

Пока ещё "Таара"
«Таара» была построена как грузовая шхуна и оснащена парусным
вооружением баркентины. Судовладелец «Тары» был доволен своим
судном. Рейсы из портов Балтийского моря к островам Вест-Индии, к
берегам Западной Африки и даже Южной Америки приносили неплохой
доход. Но произошла Великая Октябрьская социалистическая
революция.
Судно реквизировали и перевели в Петроград. В период новой
экономической политики (НЭП) судно было арендовано частным лицом.
Так как двигателя на баркентине не было, под парусами приходилось
подниматься по рекам, эксплуатация парусника стала невыгодной,
судовладелец прогорел и с декабря 1925 г. «Таара» и другое похожее
на нее судно «Маац» были поставлены на прикол в Ленинграде.
В 1927 г. было решено преобразовать грузовую баркентину в
учебно-производственное судно. С баркентины «Маац», хуже
сохранившейся, разрешено было добрать все необходимое из
оборудования. «Таре» на тот момент было уже 25 лет, ее хозяйство
было сильно запущено, но корпус находился в очень приличном
состоянии. Работы по восстановлению судна пришлось вести
хозяйственным способом, поэтому в них включился экипаж, прибывший
из Ростова (баркентину передали Ростовскому морскому техникуму). Из
двух судов собрали одно и к весне 1928 г. баркентина была готова к
приему курсантов.
Реконструированное судно было переименовано в «Вегу» в честь самой
яркой звезды в созвездии Лиры. В августе 1928 г. «Вега» под
командованием капитана Г. Коновалова вышла из Ленинграда в Черное
море в порт приписки Ростов-на-Дону. Этот рейс подробно описан в
книге С. Ромма «Вокруг Европы на «Веге».

Пока ещё приписана к Ленинграду
С лета 1929 г. начались регулярные практические плавания «Веги» с
курсантами Ростовского политехникума на борту. Традиционными
пунктами захода были порты Крыма и Кавказа, изредка Ближнего
Востока. Судно в течении восьми лет имело статус
учебно-производственного, и поэтому нередко занималось перевозкой
грузов, благодаря чему снижалась стоимость пребывания курсанта на
учебном судне – фрахт за груз поддерживал финансовое положение
техникума.
В 1936 году «Вега» стала судном-артистом. Она снялась на Черном
море в фильме «Дети капитана Гранта» в роли судна «Дункан». После
выхода фильма на экраны конкурс в мореходные училища достигал 100
человек на место. А Николай Черкасов, исполнитель роли Паганеля, не
мог спокойно пройтись по улицам родного Ленинграда – тут же
собиралась толпа мальчишек, которая шла за ним, распевая
исполненную им в фильме песню «Капитан, капитан, улыбнитесь…».
Плавание «Веги» в Азовском, Черном и Средиземном морях продолжалось
вплоть до 1941 года. За 13 учебных навигаций на ней прошли практику
более двух тысяч курсантов. Когда началась Великая Отечественная
война, парусник сначала пригнали к побережью Азовья, а когда стало
ясно, что Ростов придется сдавать фашистам, «Вегу» решили отправить
в Геленджик.
Приняв на борт в Ростове-на-Дону заводское оборудование, парусник
под командованием В. Скворковского удачно прошел вдоль берегов
Азовского моря, в то время уже занятых гитлеровцами. Однако в
Керченском проливе баркентина попала в штиль, тяжело груженное
судно занесло течением на банку, при этом корпус получил
повреждения и дал течь. С большим трудом экипаж смог снять
поврежденный парусник с камней и как-то дотянуть его до
Геленджика.
Здесь «Вега», приткнувшись к пирсу вскоре осела на дно. Поднимать
судно было некогда и некому, да оно, пожалуй, и не выдержало бы
подъемных работ. Поэтому судьба его решилась сама собой. К нему
стали швартоваться военные катера. Так всю войну “Вега” прослужила
в качестве импровизированного причала. А когда наступил мир,
баркентину, занесенную песком и илом, окончательно превратили в
пирс. Так и закончилась жизнь «Веги», на этот раз навсегда.
Сразу же после войны, когда очень остро встал вопрос подготовки
новых кадров для восстанавливаемого и растущего торгового флота, по
заказу в счет репарации на верфях «Лайватеолиисуус» (Финляндия)
было построено несколько деревянных парусно-моторных учебных шхун и
баркентин. Одна из баркентин – учебное судно Таллинского
мореходного училища – была названа в память героя нашего рассказа
«Вегой».
А память о первой «Веге» увековечена на одной из марок советской
серии 1981 г., посвященной учебным парусным судам. И не только
просто маркой, а ещё и «железной маркой»!

Вот такую вот непростую форму принимали экземпляры продукции на
стыке филателии и фалеристики.
Я бы себе купил.
Источник https://sailngstamps.ru/2017/04/vega/
Этот пост был опубликован 2 года назад!