Величайшие ню
tanjand — 03.03.2019Некоторые из величайших художников в истории, в том числе Тициан и Бронзино, изображали тела обоих полов с бесподобной чувственной поэзией ...
Когда проходило становление Ренессанса? Между 1400 и 1530 годами, начиная с исхода Средневековья, когда в обществе вновь возник интерес к древнегреческому и римскому искусству изображения человеческого тела.
Вот тогда и стали копировать классические модели, как, например, делали в Италии, искать собственные подходы к нерелигиозным сюжетам, экспериментировать с натуралистичным изображением различных текстур, от кожи и волос до «искр» в глазах.
Интерес к телу стимулировал. Даже церковники понимали, что бестелесные средневековые святые произведут меньше впечатления на паству, чем прекрасно, реалистично изображенный мучимый святой. Так христианство допустило ню. И не ошиблось: церковные образы и ветхозаветные сюжеты вызывали у зрителей благоговейные чувства.
Аллегория Фортуны, 1530, Доссо Досси.
Фото: Музей Дж. Пола Гетти
Ренессансный гуманизм, откровенный эротизм, замешанный на античной мифологии, прекрасно существовали рядом с религиозной идеологией. Гуманистическая культура, новые художественные взгляды и духовные убеждения формировали внешний вид, значение и восприятие обнаженной натуры.
Давайте посмотрим
"The Man of Sorrows", около 1430 года, Микеле Джамбоно. Темпера и золото на панели. Музей Метрополитен, Изображение: www.metmuseum.org
Некоторые церковники думали, что наделение Христа и святых спортивными, стройными телами помогало донести добродетель этих фигур. Другие были шокированы. Но сильные, чувственные образы рождались и покоряли людей.
Ян Госсарт,
Христос на холодном камне, ок. 1530
Падение Проклятых, 1468–69, «Дирические схватки», масло на панели. Лувр, Париж, Фото: Жан-Жиль Берицци
Лукас Кранах, около 1526 г.
Цифровое изображение Getty.
Пьетро Перуджино,
Аполлон и Дафнис, гр. 1495
Пьетро Перуджино редко писал мифологические сцены, и редко изображал фигуры полностью обнаженными, однако «Аполлон» и «Дафнис» считаются одной из его лучших работ. На ней изображен греческий бог в сельском пейзаже рядом с мифическим пастухом Дафнисом, изобретателем пасторальной поэзии.
Ганс Бальдунг / Гриен «Две ведьмы» 1523
Венера, восставшая из моря (Венера Анадёмень), около 1520 г., Тициан (Тициано Вечеллио)
Приключения греческих и римских богов - с их историями о супружеской измене и похоти, пьянстве, разврате и обмане - предоставили художникам возможность исследовать человеческие порывы, часто осуждались церковью. Все-таки, церковь не могла отойти от своего представления о теле, как о сосуде греха, а в гуманистической культуре большая часть произведений искусства, созданных вокруг обнаженных людей, была эротичной, исследуя темы соблазнения, сексуальную силу женщин и даже однополые желания. Венера, богиня любви, была любимым предметом живописцев и скульпторов.
Художники подвергались цензуре со стороны Церкви, а некоторые произведения считались непристойными, конфискованными и уничтоженными.
Рафаэль / Рафаэлло Санцио «Три грации» 1517–1518 гг.
Бартоломео Венето «Женщина как флора» 1505–1510 Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне
Ян Госсарт «Геркулес и Дейанира» 1517
Жан Бурдичон,
Купание в Вирсавии, 1498/99.
Алессандро Аликарка
Венера и купидон, 1570
Корреджо (Антонио Аллегри),
Даная, 1530, Галерея Боргезе
Нарисована для Федерико II Гонзага, герцога Мантуи. Эта картина пользовалась тогда своей эротической привлекательностью.
Праздник богов (деталь), ок. 1517–18, Рафаэль. Рим, Вилла Фарнезина, Лоджия Психеи. Фото: Miguel Hermoso Cuesta
Мученичество святого Себастьяна, около 1450–52, Донателло.
Агноло Бронзино,
Святой Себастьян, ок. 1533.
Художник итальянского маньеризма Бронзино вообще-то, портретист, (он был придворным художником для семьи Медичи), но также писал на религиозные темы. У его Святого Себастьяна есть чувственность, и можно предположить, что это тщательно замаскированный портрет молодого любовника художника.
|
</> |