Францисканский цикл Джотто
lana_ustinov — 04.09.2025
До сих пор не понимаю, как так получилось, что мы, будучи
практически на въезде в Ассизи, не пошли к знаменитой базилике, а
отправились на поиски эремо делле Карчериа - горного скита, куда
удалялись для молитвы Франциск со товарищи (https://lana-ustinov.livejournal.com/1943598.html), в
5 примерно км. от города. Расклад был такой, что в Ассизи мы были
дважды, а эта поездка шла под знаком неизвестного. Сейчас ясно, что
зря. Еще мелькнула мысль, а вдруг разрешили фотосъемку?! Но нет,
гугл утверждает, что по-прежнему запрещено. Ну что ж, как и
договаривались, будем рассматривать фрески здесь и сейчас, онлайн
(а что еще делать!). Малыми партиями, для лучшего восприятия. В
первый раз мы попали в Ассизи в далеком 2011-м году, второй раз -
через 8 лет (https://lana-ustinov.livejournal.com/805291.html). В
том посте я даже какие-то сетевые фрески выкладывала, но, как
говорится, повторенье-мать-ученья. Тем более, что там выложила
только некоторые. Как выглядит базилика знают все. Восточный фасад
и верхняяй церковь:Южный фасад и вход в нижнюю церковь:
Не могу удержаться от того, чтобы не показать изображение 1836 года:

Самое главное - цикл из 28 фресок, т.наз. францисканский цикл. Авторство Джотто оспаривается, исксствоведы неохотно сходятся на том, что большинство фресок было создано, по крайней мере, тремя различными художниками. Их называют: "Мастер легенды св. Франциска" (основной создатель большинства изображений), "Мастер погребения св. Франциска" и "Мастер св. Цецилии" (но все равно будем думать, что это Джотто).
Пойдем по порядку, правая стена нефа.
1. "Юродивый предсказывает св. Франциску его грядущую славу", предположительная датировка - между 1295 и 1300 годами. Иллюстрация одного из эпизодов жизнеописания св. Бонавентуры Legenda Maior (1266). Франциск, будучи еще молодым купцом, идет по площади Ассизи, и некий юродивый внезапно снимает с себя плащ и расстилает его перед Франциском, предсказывая, что тот станет великим и ему будут поклоняться. На заднем плане изображены конкретные здания Ассизи, причем, предпринимается попытка создать трехмерное пространство:
2. "Франциск отдает свой плащ некогда богатому, а теперь бедному воину". Эпизод, произошедший еще до окончательного обращения Франциска. Как это потом утвердится в ренессансной живописи, ландшафт здесь не просто фон, но важный элемент. Сцена разворачивается на горной дороге, ведущей к городу, скорее всего, Ассизи, т.е. история привязана к конкретной местности.

3. "Сон о дворце". Иллюстрируется эпизод, кот. произошел вскоре после того, как с Франциск отдал свой плащ бедному дворянину. Франциск видит во сне великолепный дворец, полный оружия. Ему является голос, кот. спрашивает, кому он хочет служить — господину или слуге. Франциск отвечает, что господину, и тогда голос говорит ему, что всё оружие принадлежит ему и его воинам. Франциск просыпается, решает, что это предзнаменование его грядущей военной славы, и отправляется в Апулию, чтобы присоединиться к крестовому походу. Однако позже до него доходит истинный смысл сна: он должен служить Христу, а не земным властителям. Две параллельные сцены разделены воображаемой линией. Слева - Франциск спит на кровати, справа - видение Франциска: дворец с башнями и колоннами.

Из Мортона:
"Меня поражает то, что нам так много известно о человеке, родившемся то ли в 1181, то ли в 1182 году и умершем в 1226-м. Родился он во времена, когда в Англии царствовал Ричард I Львиное Сердце; ему было тридцать пять, когда подписали Великую хартию вольностей, а умер он при Генрихе III. Его современниками были Саладин и Чингисхан. И все же мы знаем о святом Франциске больше, нежели о многих современных людях, потому что те, кто жил рядом с ним, написали после его кончины свои воспоминания, и документы эти сохранились. Когда ему было двадцать, Франциск участвовал в сражении против Перуджи и провел год в плену. По освобождении он сделался в Ассизи веселым предводителем группы молодежи, хотя можно представить, что веселья в этом городке было не так уж и много. Ему не исполнилось и двадцати пяти, как он стал испытывать отвращение к самому себе и неудовлетворенность жизнью. Таковы были первые шаги мистика на пути к озарению" (https://psv4.userapi.com/s/v1/d/QHNOeObaSoUDCBHEpp7A457uhcp21x52ZTVH5PMCFQy6yEztczfDur0NyDtJK73R1D9sKr-gJtCbQlLpndQ1gIwI-oueUcNQxUuqNr-zJ655Ua5K_qzdvQ/Morton_G_pdf_Ot_Milana_do_Rima_Progulki_po_Se.pdf, с. 335).
Крупный план (но на фотографии выглядит так себе):
|
|
</> |
Система управления репутацией и мониторинга СМИ и соцмедиа от СКАН-Интерфакс: обзор возможностей
В какой знаменитой киносцене кошка появилась случайно?
Монтян*
Там. Там-тарам, там-тарам.
Трамп, кажется, просто ничего не понял
Битва за Херсон? Что принесет России контроль над западной частью агломерации
Александр Колчак. Полярник, офицер, адмирал
Умер Эрик Булатов — художник, который превратил слова в решётку, а небо — в
Еще пример имперской архитектуры в Нске

