Фрагмент старого тракта Екатеринбург-Челябинск
yuvlatyshev — 26.05.2023
Судя по старым картам на сайте retromap.ru, тракт Екатеринбург-Челябинск был обустроен в XIX веке, видимо ближе ко второй половине. По крайней мере, на карте 1881 года тракт уже прорисован вполне определенно: от Екатеринбурга он проходил через Арамиль, Сысертский завод, Щелкун, Никольское, Щербаковку, Тюбук, Куяш, Сары (Калды), Султаева, Долгодеревенское.
Вот как описывает тракт Павел Петрович Бажов в
автобиографической повести “Дальнее-Близкое”. Речь идет про участок от Сысерти до
Екатеринбурга.
"С этого места мы выехали на Челябинский тракт. Править лошадью
стало гораздо хлопотливее. Хотя день был праздничный, движенье по
тракту было довольно сильное, Железной дороги тогда на Челябинск не
было, и гужевые перевозки имели полную силу. С заводов, начиная с
Каслей, весь металл шел к ближайшей тогда железнодорожной станции -
в Екатеринбург. Сюда же шло немало хлебных обозов. Навстречу везли
городские товары. То и дело звенели колокольцы. Ехали на парах, на
тройках. Земские, запряженные в довольно растрепанные коробки,
трусили без всякого блеска. Зато заводские старались
"доказать"."
Еще эпизод на тракте:
"Объезд попутных обозов оказался не легким. Тракт не широк, и
приходилось хорошо рассчитывать свободную полосу дороги. Кой-где
успех зависел от быстроты, а Чалко никак не хотел спешить. Удачнее
объезд проходил на спусках, но один раз я тут попал впросак. Обоз
как раз остановился перед спуском, слева была свободная полоса
дороги. Чалко, побуждаемый понуканьем,подхлестываньем вожжами,
разбежался под угор, но тут от обоза закричали:
- Стой! Не видишь?
Довольно далеко виднелась встречная пара, колокольцев не было
слышно, но на черной дуге коренника был прикреплен яркий красный
лоскут. Справа и слева верховые с ружьями. Запряжены лошади в
какую-то вовсе необыкновенную телегу-ящик. 3а телегой еще трое
верховых, тоже с ружьями. У среднего на длинной палке опять красный
лоскут. Сдержать Чалка под гору мне было не по силе. Вмешался отец.
Он так осадил, что старый мерин оглянулся: что это?
Пара поднималась в гору не спеша. Кучер, сидевший на каком-то
стуле, пристроенном к ящику, не бултыхался на рытвинах, а мягко
покачивался.
- Кыштымские, видно, - пояснил отец, - вишь, динамит везут. Много у
них идет. По медному-то руднику..."
Еще этот тракт примечателен тем, что по нему проходили огромные
табуны лошадей из степи на конную ярмарку в Екатеринбурге:
"Зато прохождение табунов представляло много соблазнительного.
Жившие в стороне от Челябинского тракта тогда по целым дням
толпились около Зареченского моста, чтоб не пропустить какой-
нибудь из проходивших табунов. Взрослое мужское население тоже было
неравнодушно к этим табунам, и, кому только можно было отлучиться,
все "присматривали изпроходящих". Порой кричали:
- Эй, знаком! Продай вон ту гнедую. Во втором ряду, справа
четвертая.
Все заранее знали, какой будет ответ:
- Нильзя, друг! Ярманкам гуляй. Город цина давал. Наиболее
заинтересованные пытались урезонить:
- Да что город! Деньги сейчас даю. Сколько просишь-то?
Ответ, однако, оставался неизменным:
- Ярманкам ходи! Город цина давал.
Наседание на табунщиков усиливалось, когда проходил "отборок" -
табун иноходцев, и достигало предела при прохождении одномастки. Об
этом как-то узнавали заранее, и прилегающие к тракту улицы густо
заполнялись зрителями. Стояли часами, боясь пропустить это редкое
по красоте зрелище, когда проходило несколько сот лошадей, почти не
различимых одна от другой по масти. Заводские подрядчики, имевшие
деньги и большой азарт, начальство, купцы наперебой соблазняли
табунщиков разными обещаниями "продать любую". Было забавно и
чем-то приятно слышать, что все эти посулы богатых лошадников
разбивались тем же:
- Ярманкам гуляй. Город цина давал.
Нас, ребят, больше всего занимало, кто может в городе купить
столько лошадей. После ярмарки опять дежурили у моста, чтобы
посмотреть, много ли лошадей пройдет обратно. Но картина была
обычно такая: гнали "махан" - старых, "изробленных" или
покалеченных лошадей - с расчетом подкормить в степи и забить на
мясо."
В XX веке до 1960х годов дорога от Свердловска до Челябинска
проходила в основном также, как и в XIX, и постепенно
обустраивалась. В 1940 году было запущено сквозное движение автобусов,
причем большие автобусы шли около 7 часов, а “автобусы малой
вместимости” - 5 часов.
В 1960-х гг. трассу в пределах Челябинской области несколько
спрямили, то есть после Щербаковки она шла минуя деревни (Тюбук,
Аллаки, Куяш и т.д.). Ну а в 1980х построили современную трассу –
по Свердловской области она по большей части проложена по
совершенно иному пути, чем старый тракт.
А как же старый тракт? По Свердловской области он полностью заасфальтирован. А вот дальше все намного интереснее и загадочнее. “Коридор” старого тракта вполне прослеживается на спутниковых снимках. На местности же это – в основном грунтовая дорога, проходящая через села Тюбук, Аллаки, Большой Куяш, Калды, Чишмы к Султаева. Собственно понятно, что этой дорогой практически не пользуются с 1960-х гг., и никто не поддерживает ее в приемлемом состоянии.


Если ехать из Екатеринбурга в Челябинск по тракту (М5), то не доезжая пары километров до поворота на г. Снежинск (через примерно 850 м после поворота на Знаменку), нужно свернуть направо на грунтовку. На этой дорожке и надо искать остатки Екатерининского тракта. На два километра грунтовки несколько вкраплений брусчатки по 20-40 метров. Координаты тракта (WGS-84): широта N 56°05,966', долгота E 060°54,292'.

14 мая 2023 года мы заехали с другой стороны, от трассы на Снежинск. Несмотря на дождь, дорога была более или менее терпимой.

Остатки брусчатки мы обнаружили, когда впереди уже показался тракт М5.



|
|
</> |
The Blood of Dawnwalker — главный соперник «Ведьмака»
Услуги электрика метро Соколиная Гора
Фу какая
Обнаружен сын пропавшего в тайге Усольцева
Горят швайнекройцы! 278й выпуск потерь бронетехники ВСУ
Deep State в России и прощание с её учебником истории
Битва за Херсон? Что принесет России контроль над западной частью агломерации
Двести пятьдесят шесть оттенков серого
Убийство Романа Новака... Тарантино отдыхает...

