Фрагмент очередного обзора "Неокона", вышедшего на рпошлой неделе.

Каковы итоги прошедшего, 2009 года?
Если смотреть с точки зрения экономики, то год был тяжелым. Начало года вообще выглядело мрачнее некуда: в разгаре была острая фаза кризиса: схлопывание пузыря, и никто не знал, остановится ли этот процесс, или экономика окончательно войдет в штопор и уцелеет ли кто-нибудь в этом катаклизме.
Потом свободное падение остановилось, дышать стало легче, и появилась иллюзия, что все худшее позади, и дальше будет только лучше. Впрочем, надежды эти оказались напрасными. Дальше весь год проходил в смене настроений: от оптимизма к унынию и обратно. Заканчивается же год на стабильно пессимистичной ноте.
Признаков восстановления экономики так и не появилось. Только те, кому положено по должности видеть всегда в черном белое, и только с помощью очень специфических оптических приспособлений (простых розовых очков тут явно недостаточно), еще пытаются убедить нас в обратном. Но получается у них все хуже: порой им самих себя не удается уговорить.
На самом деле единственное, что в экономике растет – это риск второй волны дефляционного спада. К концу года эти риски стали настолько очевидными, что их не могли не заметить даже записные оптимисты.
Но были и хорошие моменты. Это был год, когда те, кто хотел, могли многое узнать о том, как на самом деле устроен современный мир. Что такое финансовые пузыри, как они устроены, какую роль играет в экономике финансовая система? Можно было наглядно увидеть, кто в современных государствах главнее: правительства или банки.
Многое стало ясно и про российскую экономику: что она собой представляет, каково ее реальное место в мире, каков ее истинный потенциал. Конечно, здесь не обошлось без разочарований, но твердое знание всегда лучше самых сладостных иллюзий. Сейчас, когда мы понимаем, где мы находимся, мы можем начать ставить реальные цели и решать реальные задачи. Тоже не факт, что мы с ними сможем справиться, но по крайней мере мы не будем выглядеть ни в чьих глазах идиотами.
Кризисный год наглядно показал, что такое официальная экономическая наука. Долгие годы экономисты всех убеждали, и многих сумели убедить в том, что они знают, как устроена экономика и как ею управлять. На поверку король оказался голым. Официальные экономисты с упорством, достойным лучшего применения на протяжении года ошибались во всех своих оценках и во всех своих прогнозах, а концу года некоторые из них устроили самую что ни на есть настоящую кухонную склоку.
Умиляет то, с какой легкостью представители экономического истеблишмента научились произносить слово «пузырь». Нельзя не восхититься, как непринужденно жонглируют они этим термином. Как будто бы они всегда его знали. Они только забыли переписать учебники, которые учат, что никаких пузырей в природе существовать не может.
Нас могут упрекнуть, что наши прогнозы тоже не всегда сбывались. И это правда, мы действительно ошибались. Впрочем,, мы никогда не упорствовали в наших ошибках, и когда факты не подтверждали наши теории, сразу это признавали.
Впрочем, есть ошибки и ошибки. Мы ни разу не ошиблись в оценке объективных обстоятельств и в прогнозе фундаментальных тенденций развития российской и мировой экономики. Мы были первыми, кто сформулировал концепцию вторичного спроса, то есть спроса, порожденного существованием пузыря, и кто с самого начала говорил, что сжатие этой части совокупного спроса будет определять тенденции экономического развития в 2009 году (но чтобы понять, что такое вторичный спрос, надо понимать, что такое пузырь, а не просто употреблять это слово).
В чем мы действительно ошибались, так это в прогнозе действий конкретных людей, управляющих экономикой, причем только российской экономикой. Ну что ж, российские экономические власти действительно показали себя в этом кризисе во всей своей красе. Никто так и не понял, чего они добивались. Что мы? В конце года уже даже и министр финансов А.Кудрин вопрошал: «Что это было?»,- имея в виду недодевальвацию зимы 2009 года и последующее укрепление рубля. Причем делал он это с таким видом, как будто бы сам он при этом тогда не присутствовал.
А ведь действительно, у нас до сих пор нет сколько-нибудь удовлетворительного объяснения того, что произошло. На нас вывалили кучу придуманных задним числом объяснений, которые каждое в отдельности и все вместе взятые являются абсурдными. Напомним, что было.
Сначала денежные власти по примеру своих западных коллег начали заливать экономику ликвидностью. Потом вдруг спохватились, и начали быстро эту ликвидность изымать. Это к сведению западных центробанков, которые обсуждают изъятие ликвидности в 2010 году – у них есть пример, что в таких случаях бывает.
Но вслед за этим, вообразив, по-видимому, что он не хуже других, Центробанк начал снижать учетную ставку. Причем и обставлять это мероприятие начал с солидным видом: с организацией утечек в прессу, с различного рода обсуждениями, намеками и так далее. Как будто бы в России учетная ставка ЦБ на что-нибудь влияет и кого-нибудь интересует.
А в промежутке случилась девальвация. Мог ли ЦБ не допустить девальвации валюты? Элементарно. Он что, не знал, сколько в экономике ходит денег и сколько нужно валюты для того, чтобы отбить у валютных спекулянтов охоту атаковать рубль? В самом худшем случае, еще плюс 50, ну 100 млрд. долларов дополнительно к тем, что были потрачены. Но на самом деле скорее всего было бы потрачено даже меньше, ибо если бы спекулянты поняли безуспешность своих атак, они бы отступили раньше.
Но нет. ЦБ девальвацию зачем-то допустил. А потом взял, и остановил. Можно предположить, что он искал баланс интересов между различными группами бизнеса – но это очень странный компромисс. В итоге все остались недовольны, а экономикае все это не принесло никакой пользы.
Похоже, что в ЦБ просто решали задачку из учебника макроэкономики – «чтобы цифирки сходились». Если б еще знать, что это за учебник, мы бы, наверное, смогли бы лучше прогнозировать поведение руководителей ЦБ.
Еще раз повторим: ни в чем другом мы ни разу не ошиблись. И не намерены делать это в будущем. Для нас год был очень плодотворным. Мы не теряли времени даром. Мы потратили его на то, чтобы узнать еще больше о том, как устроена современная экономика, на то, чтобы уточнить наши модели и представления.
И в этом нам помогали Вы, наши подписчики, слушатели наших семинаров, все, с кем мы общались и обменивались мыслями.
Спасибо Вам!