Фрагмент очередного ежемесячного обзора "Неокона"
khazin — 03.05.2011 Теги: Бернанке -- Есть ли у вас план, мистер Фикс?-- Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана!
Из м/ф "Вокруг света за 80 дней".
Этого события ждали, и на этого человека надеялись. Событие - это заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США (FOMC), прошедшее 27 апреля, а человек - председатель ФРС Бен Бернанке. Интерес подпитывался неожиданной сменой регламента - в первый раз за всю историю было объявлено, что сразу после обнародования резолюции Комиссии будет пресс-конференция Бернанке. Увы, реализация ожиданий оказалась несколько странной. Впрочем, обо всём по порядку.
Ни для кого не секрет, что американская экономика сейчас находится не в лучшей форме, и что властные институты США активно пытаются эту ситуацию исправить, пока, впрочем, без особого успеха. Одной из действующих в настоящее время мер является т.н. QE - 2, "вторая программа количественного смягчения", суть которой сводится к денежной эмиссии в масштабе $75 млрд. в месяц. Основной персоной, продвигающей эмиссию, является именно Бернанке, получивший в своё время прозвище "Бен-вертолёт", за предложение ради борьбы с дефляцией разбрасывать деньги с вертолёта; нужно сказать, что среди глав региональных отделений ФРС нет консенсуса об эмиссии, все решения принимаются голосованием, впрочем, голосование не всегда соответствует высказываниям для прессы. Также обязательно следует отметить, что в обязанности ФРС входят два основных класса задач: контроль инфляции, целевым уровнем здесь считается 1,6% - 2% в год, и контроль и снижение безработицы, причём вторая задача имеет даже несколько более высокий приоритет, чем первая.
Два месяца назад, в нашем февральском обзоре было показано влияние эмиссии на биржевые цены на сырьевые товары, в частности, на продовольствие, и было сказано, что продолжение такой политики может привести к росту издержек реального сектора. Можно констатировать, что так и произошло. США сегодня фиксируют рост инфляции.
Действительно, потребительская инфляция, с августа по ноябрь прошлого года составлявшая 0,1-0,2% в месяц (с сезонной корректировкой), резко пошла в рост. Декабрьские и январские данные - 0,4%, февральские и мартовские - +0,5%, при этом мартовские данные без сезонной корректировки - +1%! Первый квартал 2011 года выбрал по инфляции большую часть двухпроцентного лимита, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что вписаться в него по итогам календарного года не получится - это уж не говоря о том, что сезонная корректировка имеет смысл в стабильной экономике, в кризисной ситуации резона в ней мало.
В итоге ситуация выглядит следующим образом: с ростом цен на сырьё начался рост издержек для бизнеса, некоторое время они терпели, не поднимая цены на конечные товары, но теперь этот резерв исчерпан, и бизнес вынужден поднимать цены, иначе придётся работать себе в убыток. Тяжесть ситуации придаёт ещё и тот факт, что вот эти вот полпроцента - это сухие цифры, они не означают, что за месяц всё вокруг, от еды и бензина до люксовых автомобилей и бриллиантов плавно подорожало на полпроцента. Это не так - инфляция считается по усреднённой фиксированной корзине товаров и услуг - и при этом, например, в некоторых регионах США отмечается значительное снижение цен на одежду (-10%), а в других - ещё более значительный, на 10% - 30% рост цен на продукты питания. В результате для конечного потребителя ситуация может выглядеть куда более печальной.
Отдельно следует сказать и о контроле безработицы - другой задаче ФРС. Здесь ситуация неоднозначна: с одной стороны, она снизилась и составила 8,8%, снизился и показатель широкой безработицы U-6, составив 15,7%, а с другой - средний период нахождения в статусе безработного подскочил до 39 недель, медианный - до 21,7 недели, более того, снова пошёл в рост еженедельный показатель первичных заявок на пособия по безработице - последние три недели их число уверенно держится выше 400 тыс. Судя по этим признакам, а также по отдельным сообщениям с мест, можно сделать вывод, что имеет место сокращение постоянной занятости в бизнесе (он оптимизирует издержки) с одной стороны, а с другой - идёт активное создание властями США разнообразных временных работ ради обеспечения занятости населения.
Также нельзя не отметить угнетающий фактор высоких цен на сырьё, вызванных эмиссией, на общее производство в США. Только что вышедшие первые оценки ВВП за 1 квартал 2011 года показали рост на 1,8% в годовом исчислении - что суть замедление по сравнению с ростом в 3,1% в год за 4 квартал 2010 года. И эта картина наблюдается на фоне дешёвого доллара! Столь же низкий курс на рубеже 2009/2010 привёл, наоборот, к ускорению роста экономики - на которую тогда не давила инфляция издержек.
Здесь самое время вернуться к заседанию FOMC и к Бену Бернанке. Это никем явно не говорится, но все понимают, что ещё одна, неявная задача монетарных властей США - не спровоцировать панику. А это, фактически, означает - не делать резких движений. Соответственно в резолюции FOMC было указано, что всё пройдёт по плану - QE-2 завершится в конце июня, и QE-3 в планах не стоит. По крайней мере, пока.
А на самой пресс-конференции Бернанке однозначно дал понять, что осознаёт опасность инфляционного давления, и что как только эмиссия запустит рост потребительского спроса, так сразу же она будет прекращена и начнётся монетарное ужесточение - с целью купирования инфляции.
Казалось бы, здесь все ясно. Экономическая теория учит, что при росте цен потребительский спрос должен расти – за счет снижения нормы сбережения. Но то теория. У нее есть особенность, на которую редко обращают внимание, но которая имеет большое значение в условиях резких экономических изменений. Любое высказывание о взаимосвязи тех или иных показателей сопровождается оговоркой «при прочих равных условиях». А вот как раз прочих равных условий в сегодняшней реальности не наблюдается.
Сохранение напряженности на рынке труда, и даже ее усиление в последнее время на фоне сохраняющейся неопределенности экономической ситуации (о чем не устает напоминать сам FOMC в своих заявлениях) не дают оснований полагать, что американцы вдруг возьмут, да и бросятся в пучину безудержного потребительства, тратя свои последние накопления. Реагировать на рост инфляции они как-то будут, но совсем не так, как им предписывает экономическая теория. Как именно – мы не знаем, но не знает и сам Бернанке.
В 70-е годы американцы в подобной ситуации активно скупали драгоценные металлы. Особой популярностью пользовались южноафриканские золотые ранды, которые массово ввозились в страну несмотря на то, что это считалось преступлением (нарушение международных санкций в отношении режима апартеида).
Мы не случайно вспомнили 70-е годы. То, что происходит сейчас, очень напоминает то, что происходило тогда. Для описания того периода был даже придуман специальный термин. К сегодняшней ситуации он подходит идеально. Экономисты, чья репутация определяется их способностью в любых обстоятельствах говорить то, что от них ждут сильные мира сего, боятся его произнести. Это своего рода Волан-де-Морт современной экономики, тот, чье имя нельзя называть.
А мы это имя назовем. Это – стагфляция (сочетание экономического застоя с высокой инфляцией).
И если судить по заявлениям FOMC и лично Бернанке, американской экономике предстоит пребывать в этом состоянии еще долго.
Экономический мир возлагал большие надежды на Бернанке. Он ждал, что председатель ФРС скажет что-то, что позволит хотя бы с немного большей уверенностью смотреть в будущее. Он ждал, что призрак стагфляции, присутствие которого все так явственно ощущают, будет развеян магическими чарами самого влиятельного финансиста мира.
Надежды оказались тщетными.
Следующее заседание FOMC будет через два месяца, 22 июня 2011 года. Нет никаких сомнений, что оно вызовет столь же большой интерес.