Фото Недели – 324: О китайском качестве
abrp722 — 16.08.2023
Как, наверное, большинство моих
читателей, о мейсенском фарфоре я был наслышан, но никогда его не
видел. Поэтому, очутившись в Дрездене, не мог пройти мимо Музея
фарфора, к тому же расположенному в фантастически красивом
дворцовом комплексе Цвингер. Пойти в музей незнакомой тематики, да
еще без всякой подготовки все равно, что сойти с поезда на
случайной станции в чужой стране (например, Индии) и заняться
поисками жилья, еды и развлечений. Вот я и бродил по бесчисленным
залам, переводя взгляд с одного красивого экспоната на другой, и
совершенно не понимая, почему они представляют ценность, как они
связаны со своим и нашим временем, какие открытия сделали их
творцы, и все прочее, что делает предметы искусства действительно
интересными.
Читая таблички, постепенно уразумел, что коллекция состоит
главным образом из того самого мейсенского и китайского
фарфора, а еще заметил, что крупные мейсенские экспонаты
покрыты многочисленными трещинами, а на некоторых есть даже сколы.
Удивился, конечно, - ведь с моими фарфоровыми чашками, если их не
роняли, никогда подобного не случалось. Подошел к смотрителю и
поинтересовался в чем причина. Оказалось, что все дело в
напряжениях, которые возникают при обжиге. С течением времени они
снимаются, разрушая при этом материал. Немного огорчился, что не
догадался сам.
Заодно начал внимательнее разглядывать большие китайские
вазы. Свежие яркие краски, потрясающая роспись - и никаких
дефектов! При этом мейсенскому фарфору было лет 300, а китайскому,
по крайней мере вдвое больше.
Потом были новые музеи, потом возвращение к будничным
заботам. О фарфоре я бы и не вспомнил, если бы не вернулись из
Калифорнии друзья и не пригласили в гости. Они много лет прожили в
странах Юго-Восточной Азии, и в их доме собралось изрядное
количество артефактов из тех мест, в том числе большие китайские
вазы. Теперь я посмотрел на эти вазы другими глазами: оценил их
красоту и изящество, а заодно убедился в отсутствии трещин.
Поделился своими наблюдениями с хозяйкой. Выяснилась, что о
мейсенском фарфоре она ничего не знает, но знает на собственном
опыте, что старинный японский фарфор очень непрочный, а вот,
китайский, «как скала». Да, подумал я, времена меняются и страны
меняются вместе с ними. Сегодня богатые китайцы покупают рисоварки
в Японии, потому что китайские варят плохо и недолго.
Ну, н добавлю, что в любом хорошем музее есть предметы,
глядя на которые испытываешь чувства восторга и удивления от
невероятного результата человеческого труда. В Музея фарфора мне
больше всего понравились Венсенский фарфоровый букет, 1748 и
скульптурная группа Иоганна Иоахима Кендлера «Легенда о Св.
Хуберте», 1741. Если вы в этом музее были, и вам что-то
понравилось, пожалуйста черкните пару слов в комментариях, а еще
лучше присовокупите фото.