Фото Недели – 322: Авейру - португальская столица ар-нуво
abrp722 — 01.08.2023
Если называть «стилем» нечто, что
объединяет дизайнеров всех рангов от архитектора до
парикмахера, то стиль ар-нуво возник в конце девятнадцатого
века и сошел на нет к 30-м годам двадцатого. Сразу скажу, что этот
короткий временной промежуток я считаю самым счастливым в истории
для среднего класса, то есть для не слишком богатых и не слишком
бедных людей, к которым я причисляю и себя. Именно в это время
технологическая революция сделала роскошь, доступную ранее только
аристократии, открытой для всех слоев общества, за исключением
беднейших крестьян и городского дна. Массовое производство,
железные дороги, круизные лайнеры, межконтинентальная морская
торговля вывели жизнь среднего класса на невообразимую для этого
класса высоту, спрятав до поры до времени изнанку «чуда» - оружие
массового поражения и средства массового воздействия на умы людей.
Антиутопии нашего времени были только на горизонте, а тем временем
новая жизнь искала новый язык самовыражения. Этим языком стал
ар-нуво.
Его главными особенностями, как мне кажется, являются особая
элегантность плавных линий, любовь к растительным мотивам,
теплые тона и невероятное внимание к деталям. Последнее становится
понятным, если вспомнить, что средний класс был все-таки
недостаточно богат для помпезных дворцов со стенами, способными
вместить любое количество картин, гобеленов или коллекций оружия.
Поэтому дизайнеры ар-нуво пытались компенсировать отсутствие
большого пространства декоративной насыщенностью доступного,
эстетизируя все элементы от входной двери до сливного бачка и
сохраняя при этом единство стиля. Разумеется, под солнцем ничего не
ново. Подобную концепция японцы выработали больше тысячи лет тому
назад. Но Япония в конце 19 века была сильно изолирована, и пионеры
ар-нуво вполне могли ее знать.
Массовость, породив ар-нуво, его же
и убила. Опустившись до оберток конфет и держателей туалетной
бумаги, оно превратилось в общее место, потеряло престижность и
даже стало восприниматься как пошлость. Две мировые войны
безжалостно уничтожили большинство объектов в этом стиле - мебель,
ткани, те же конфетные обертки - просто потому, что время не успело
отделить ценное от неценного и превратить ценное в антиквариат.
Ар-нуво сохранилось, главным образом, в архитектуре и в тех
городах, которые, образно говоря, не бомбили или бомбили мало.
Среди них французские Париж и Нанси, латышская Рига, бельгийский
Брюссель, австрийская Вена и в том числе, маленький португальский
городок Авейру. О нем и пойдет речь.
Я запланировал поездку в Авейру сразу, как только узнал, что там
есть музей ар-нуво. Ведь таких музеев всего несколько в мире.
Сразу скажу, что по сравнению с Нанси музей оказался просто очень
бедным, но вся однодневная поездка меня совершенно не разочаровала.
Началась она в Порту с вокзала Сан-Бенту, знаменитого на весь мир
великолепными панно из керамической плитки
азулежу, которые
изображают пейзажи, этнографические сюжеты, а также исторических
персонажей и сцены из истории страны. Считается, для создания всего
этого великолепия ушло 20 тысяч плиток. Чтобы прочувствовать это
число, я посчитал, сколько плиток у меня в ванной. Оказалось, около
100 и все белые.
Через час с небольшим я уже выходил из поезда в Авейру.
Путеводитель настоятельно советовал не пропустить старый
вокзал, тоже знаменитый и тоже плиточными панно. Он действительно
оказался симпатичным и даже заново отремонтированным.
Согласно карте, к музею ведет улица Доктора Лоресо Пейшиньо.
Найти ее не составило труда, так как другой просто не было. По
обе ее стороны вплотную друг к другу стояли дома разного возраста и
разной степени изношенности. Часть из тех, что могли претендовать
на архитектурный стиль, находились под глобальной реставрацией,
другая часть этой реставрации ожидала, и только несколько радовали
красотой, по крайней мере, фасада. Все они были, да, в стиле
ар-нуво и все принадлежали банкам. Особое впечатление произвел
большой новый многоэтажный дом, в который вписали фасад старого
маленького.
Через минут
десять я дошел до площади с фонтаном и тут вспомнил, что еще не
завтракал. Поковырявшись в Гугле, отыскал ресторанчик «Пикота»
со сплошь хорошими отзывами и немного в стороне от очевидно
туристских улиц. Ресторанчик оказался крохотным заведением на
несколько столиков. Еду в нем готовили папа и мама, а гостей
обслуживали сын и дочка. Мой выбор пал на мелкую жареную скумбрию,
вкуснее которой я не ел с далекого детства. Официант-сын
посоветовал есть ее целиком, как местные. Я поначалу стал отрывать
головы, но вскоре перестал.
После завтрака темп моего передвижения существенно снизился. Не
спеша полюбовался часовней Св. Варфоломея (16 век), которая
своими округлыми формами смело может претендовать на титул
предшественницы ар-нуво. Внутрь я не попал, так как часовня
открывается только раз в году, но меня это не огорчило: Св.
Варфоломей считается покровителем обманутых жен, так что обращаться
к нему с просьбами я все-равно не собирался. Гораздо более
внушительную церковь Богородицы (17 век) я тоже осмотрел только
снаружи, так как внутри шла служба.
Миновал еще несколько улочек и наконец вышел к месту, где на
карте были променад на берегу канала и музей. Променад, однако,
оказался под глобальной реставрацией, а к музею вел узкий проход
между забором и домами. Поэтому увидеть фасад здания, которое
проектировали целых два архитектора, Сильвиа Роша и Эрнест Корроди,
мне так и не удалось, но кованые ворота и азулежу в холле
точно порадовали. Больше ничего примечательного на первом этаже не
оказалось, зато на второй вела узкая винтовая лестница с коваными
ар-нуво перилами. Этот этаж тоже оказался не слишком богат
оригинальными объектами: элементы конструкции, красивый витраж,
несколько вкраплений азулежу, витрина с совсем уж
непримечательными для меня предметами – вот, пожалуй, и все. Зашел
в кафе на первом этаже, которое когда-то было, скорее всего,
замечательным патио, выпил кофе по-португальски. Неизвестно почему,
но музей я покинул в совершенно замечательном настроении.
Посидел на берегу канала, поглазел на красивые лодки
молисейрос. Когда-то на них собирали водоросли, а теперь
катают счастливых туристов. Посмотрел на часы, обнаружил, что уже 4
часа, и не спеша двинулся к вокзалу.
Если окажетесь в Португалии, постарайтесь съездить в Авейру.
Хороший городок.