Форма розы


Коломбо Макс: «Непобедимый вермахт бесстрашно выводит Германию из пучин ада», 1944 год, холст, масло
На самом деле, конечно, нет. Картина называется «Они умерли за свободу», и изображены на ней члены «Белой розы»: Ганс и Софи Шолль, а также Кристоф Пробст. Вопрос, почему они попали в ад, оставим на совести художника – Коломбо Макса. Но, увидев этот портрет впервые, я, естественно, подумал совсем о другом. Нет, даже не о скорпионе-Гитлере под ногами троицы.
И я такой явно не один. После войны культ «Белой розы» инкрустировали в облик мюнхенского университета LMU – по вполне практическим соображениям: нужно было восстанавливать репутацию баварской столицы, изгаженную нацизмом. Поэтому в честь членов «Розы» названа университетская площадь, в брусчатку перед центральным зданием университета вмурованы бронзовые копии их листовок (отполированные миллионами студенческих подошв – идею мемориала придумал, видимо, тот же криптонацист, что предложил вмонтировать в тротуары камни с именами погибших в Холокосте евреев), а в самом здании c середины девяностых размещено главное святилище культа: мемориал «Белой розы». Там подробно, хотя и излишне пафосно, изложена история студенческой группы. При этом вещей героев-подпольщиков демонстрируют ровно три: пишущую машинку (кажется, даже не ту самую, а просто такой же модели), блокнот Вилли Графа и его же православный крест –
Это хорошая иллюстрация того, что называют «контекстом эпохи». Уже изрядно пожилому Коломбо (вообще-то, Колумбусу Йозефу) Максу в 1944 году просто не могло прийти в голову, что спустя десятилетия лет люди будут автоматически ставить знак равенства между вермахтом и нацистским режимом. И он, ничтоже сумняшеся, нарисовал Ганса и Кристофа в форме; это при том, что
- сам Макс, побывав на фронте в Первую мировую, стал убежденным пацифистом и всё связанное с войной очень не любил
- Ганс и Кристоф прямого отношения к армии не имели – оба отслужили срочную службу в тридцатых, а потом, как студенты-медики, несколько раз отправлялись в командировки на фронт. И всё
Но в сороковые даже художник-пацифист видел только в вермахте (или его части) силу, способную сбросить режим. «А кто ещё?».
В итоге вышло, как с участниками Заговора 20 июля: «они, конечно, молодцы – но показывать их вам мы не будем, потому что они носили форму злодейского режима». Или как с фотографией бывшего канцлера Гельмута Шмидта в гамбургском университете бундесвера. Её в 2017 году убрали в разгар очередной зачистки бундесвера от «праворадикальных экстремистов». А то курсанты насмотрятся на всяких Шмидтов в форме лейтенанта вермахта и зигуют потом как ненормальные.

здесь; мне они нравятся – хотя вживую я видел лишь одну его работу, сами понимаете, какую.
Нацистов Макс, ясное дело, не любил – что видно и по другим его работам. Вот, например, автопортрет 1937 года.

|
</> |