Форма - и её содержание...

топ 100 блогов ya_exidna23.12.2010 Ребята Дамы и немногочисленные господа! Мр-р-рмяу-у-у Давайте жить дружно!(с))
И так же дружно продолжать обсуждать проблему школьной формы, ибо она оказалась страшней атомной войны глобального потепления.
К слову, о климате: кто-то в форме мерз, кто-то потел, кто-то чесался... а мне-то "легко говорить", я москвичка - да, и еще раз да.
Я дико извиняюсь, но я москвичка, и все мои предки до третьего колена (дальше неизвестно) - москвичи, и в школу я ходила в Москве, и больше нигде. И с этим уже ничего не поделать.
Отсюда - проблема первая.

1. О личном опыте.
Я всегда подчеркиваю: я пишу только о себе и о своем опыте.
По ходу я нередко упоминаю, что я и тогда была в курсе, как обстояли дела в стране, да и в Москве, между прочим всё было не радужно. И не плохо.
По-всякому было. В разных школах - и то по-разному. Кадры-то решают всё.
НО!
Мысль о том, что "школьная форма" как идея (а не те самые платьица или жуткие серые костюмы для мальчиков!) неплоха, пришла мне не в связи с моим личным опытом.
Если я захочу, я расскажу вам и о негативных сторонах моей личной формы, они были, они всегда и во всем есть.
Но воспоминание о ней не вызывает у меня отвращения - только и всего, да это и не важно!

Я прекрасно понимаю, что из моего личного, единичного примера ничего не следует: наверняка в моей же школе были девочки-мальчики, которым форма испортила всю жизнь, в том числе и личную вплоть до седьмого колена развода.
Кроме того, мои дети - это не я и даже не такие, как я. И время другое, и вообще... вот вы сами-то отвлекитесь тоже, попробуйте судить не с позиции себя-тогдашних.
Меня лично замучил спорт и балет - моя Ася с удовольствием ими занималась. Или мне следовало ее от этого уберечь?
Мне нравилось вышивать-читать-рисовать - и что, это и для моих детей будет непременно хорошим?
Кому-то форма нравилась, кто-то был к ней равнодушен, кому-то она была отвратительна - и что из этого следует?
По мне - абсолютно ничего.
Если по телевизору плохие передачи - следует, что ли, выбросить телевизор?
Если выбран плохой президент - возмущаться идеей выборов?
Если я лично настрадалась от всего-то одного мужа - "все-мужики-козлы" и "не ходите, девки, замуж"?

Личный детский опыт говорит мне одно, кому-то другое - так мы ведь выросли уже, что ж всё туда оглядываться-то?
Личный родительский опыт говорит мне о том, каково было моей старшей дочери в лингвистической гимназии в центре Москвы в 90-е, потом ей же в лицее в Подмосковье, потом моим "турецким" дочерям - одной в синем платьице государственной школы, а позже им обеим в форме школы частной.
Я и его не ставлю во главу угла: здешние формы не идеальны, недостатки есть, полно, могу при желании писать только о них - и стонать... нет, даже в этом случае я буду стонать чисто-конкретно: что конкретно моим дочерям по определенным причинам не нравится конкретная форма конкретной школы.
А сама идея...

2. Об идеях.
- Идея "всеобщего равенства" в бедности-богатстве меня занимает не так сильно.
Не потому, что таков мой личный опыт и мне, мол, "легко говорить". Опыт у меня в этом смысле был разный.
Было правильно замечено: если детей не воспитывать, то они найдут чем хвастаться.
Тем не менее (это уже личное) я не знаю, как бы я справлялась с семейным бюджетом, если мне нужно было бы пять дней в неделю одевать двух девиц в разные одежки. Одна юбочка + одни джинсы явно бы не прошли.
Не надо идеализировать нашу школу (может, у кого-то сложилось такое впечатление от моих рассказов): там немало деток, желающих именно померяться богатством и крутизной своих карандашиков и стоимостью кроссовок.
Да, мои дети, скорее всего, не были бы участниками этой гонки вооружений, но...

...понимаете, даже если ваш ребенок не говорит вам, что ему хотелось бы вот такие одёжки-кроссовки, не исключено, что он делает это не совсем искренне.
Он может не хотеть вас огорчать, понимая, что денег в семье не так много.
Он может от души стесняться собственного желания: вы же ему все время внушаете, что не в этом счастье, и да, он тоже это понимает, но... в глубине души ему  - тому самому ребенку, о котором, как вам кажется, вы знаете прям вот всё... у меня, кстати, нет таких иллюзий, хотя я знаю о своих детях, пожалуй, побольше многих родителей... да, ребенку может это быть неприятно.
Или немножко обидно за своих родителей, что они не настолько "успешны"... ах, нет, лично ваш ребенок, конечно, уже лет в семь-восемь всё понимает о тщете богатства и вообще не смотрит на чужие вещи, вам повезло.
А при наличии формы: обувь я и так покупаю не самую дешевую, а среднюю; девицы впитали идею, что кроссовки с классической юбкой есть черт-те что, и носят туфли-сапоги, и фирма тут роли практически не играет; с сумками то же самое; электронные игрушки, драгоценности, телефоны и прочее в школу носить запрещено - и спасибо ей за это.
Ну да, это всё иллюзии - но лично я не уверена, что надо прям вот с семи-восьми лет устраивать ребенку какие-то испытания правдой жизни. Не все одинаково устойчивы к соблазну красивого платьица - и я не хочу экспериментировать на собственных детях, чью внутреннюю реакцию я не всегда берусь предсказать. Свою детскую могу вспомнить, но они-то другие люди, мало ли...

- Идея "принудиловки" и "прав ребенка" меня не беспокоит.
Прям как Советский Союз: всех беспокоит, а меня нет. Ну был он - сколько можно стулья-то ломать?
Так и те права - они же как права человека, или нет? Соблюдать - да и всё.
Я, например, в стол своего ребенка не полезу: может, у него там "секретики"? Прайвеси, однако.
Однако своё право на образование ни один ребенок не в состоянии осуществить без некоего принуждения.
Дисциплина, распорядок дня, выполнение домашних заданий, да то же питание не чем попало, не шоколадом единым вместо обеда - это всё принуждение, не так ли?
Ах, ваши всегда и всё добровольно, как паиньки? Вам повезло.
Я тоже не могу пожаловаться на своих детей, но чтобы вот совсем-совсем без принуждения???
Нет, я не бью их. Не лишаю сладкого (после обеда) и не держу в черном теле.

Ах, деткам и так тяжело учиться, зачем им еще искусственно навязанные сложности?
Мне кажется - если вы отвлечетесь от злой и страшной формы своего личного, несчастного исключительно из-за нее детства, то и вам может показаться! - что простое ношение удобной (да, надо за это бороться! я боролась!) и подходящей по покрою-ткани (да, надо требовать у директора! я требовала!) формы - это не самое страшное из многочисленных "принуждений" и "обязаловок", которые ждут ребенка в школе.
И всех нас в жизни.
Мне, например, куда больше не по душе, что моего ребенка (в любой стране) станут принудительно учить, что кусок ткани с вот так распоженными на нем цветами и рисунками - нечто священное и это надо любить.
Я считаю, что любить можно (не "надо"!) страну, а не тот самый кусок ткани. Убей не понимаю, чем флаг Голландии или Франции хуже бесика и зачем внушать моему ребенку, что именно красное полотнище с серпом и молотом звездой и месяцем должно вызывать какие-то определенные эмоции.
На войне - понятно, надо уметь отличать чужой флаг, да и то по мундирам разберутся, а в мирное время - оно зачем?

- Идея "мундира", "оболванивания", "унификации" меня не пугает, нет.
"Форма придумана, чтобы легче было управлять людьми..." - не знаю, мне кажется, кем-то в любой форме не управить, и отличаться дети все равно будут: прической, внешностью - да вообще всем!
Ах, вам и стричься не позволяли... ну так теперь-то это уже ваши мемуары, да и всё.
А моя Мыш, к примеру, отстояла свое право на чёлку в борьбе с несколькими преподавателями классического балета. Кто хоть раз имел с ними дело, тот поймёт. Ага: все лебеди на одно лицо, а моя с чёлкой.
Я ей сказала: если для тебя оно важно - борись. Если не очень - плюнь, зачешем, пригладим, и будешь как все лебеди. На спектакли она приглаживала, а в классе ее не сломили. Я в борьбе не участвовала - чёлка-то не моя.
Любая форма оставляет достаточно простора для самовыражения - даже (особенно?)) борцам с нею.
Нет, если вы сами верите, что форма "оболванивает" и как-то унижает-оскорбляет вашего ребенка и внушаете ему именно это, то он может в это поверить и ходить в школу несчастным, униженным-оскорбленным - не только из-за вредной училки, отметки, соседки по парте, но и из-за формы.

И когда я говорила "уныло жить не запретишь" - я говорила именно о том, что всё определяется нашим (родительским, а не детским!) отношением к проблеме.
Скорее всего, именно вам было так плохо в той форме отчасти и потому, что ваши родители-бабушки-дедушки не позаботились о том, чтобы вы не воспринимали ее так трагически.

Они либо говорили: терпи, так надо, что я могу сделать, тканей нет, все ходят - и ты ходи.
Либо жалели: ах, бедный ребенок, потерпи лет десять, всё пройдет, а что я могу, тут же кругом у нас так.
Либо лицемерили: очень хорошая форма, тебе идёт, что ты выдумываешь?
Либо взывали к вашему сочувствию: да, гадость эта форма, но она же по талонам, а я шить не умею же, и мне некогда, я и так убиваюсь-работаю, а мы же в "Березке" ее купить не можем...
У нас с бабушкой (мне "легко говорить", ага)) достаток был средним. Это отец у меня за границу ездил, но родители покупали кооперативную квартиру, потом вторую квартиру, много путешествовали, много тратили, что-то коллекционировали, пили, но мы с бабушкой жили "как все".
Да, в Москве, извините меня за это.
О товарах в Москве я уже писала: они не "были всегда"-"не были никогда", они бывали.
Мы их искали, доставали, стояли в очередях.

Бабушка шила не от хорошей жизни - не как сейчас шьют: чтобы жизнь украсить и не скучать.
На меня нельзя было купить школьную форму: я была маленькая и тощая - вот она и ушивала-перешивала-шила.
И пальто мне шила - не ради того, чтобы я красовалась в "от-кутюр", а не в "прет-а-порте". Она и на заказ шила: подрабатывала просто.
Все, кстати, и тогда думали, что мне отец из-за границы одежду привозит, а это бабушка так шила. Отец привозил книги и разные редкости-диковинки, а в старших классах я могла себе позволить обувь из "Березки", но тоже не всегда.
Это, если кто не понял, я не жалуюсь: я неплохо жила по тем временам.
Я это к тому, что бабушка-дедушка сумели как-то не внушить мне отвращения к школе, школьной форме и жизни вообще.
Даже к пресловутым очередям, представляете?
И я в форме не ощущала себя несчастной. И была и осталась страшной индивидуалисткой: не люблю "вливаться в коллектив", не приспосабливаюсь к среде, если она мне не по душе, и вообще совершаю разные нестандартные поступки.

Кстати, если даже поверить в идею "форма придумана, чтобы легче управлять" - вам не кажется, что детским коллективом таки неплохо бы слегка и управить?
Без кнута, разумеется.
"Самость" ребенка - если форма удобна - не пострадает от нее, если без фанатизЬму.
А есть такие учителя, что и без всякой формы вашего ребенка подавлять будут - и его "я" пострадает куда больше, при чем тут одежда-то? Я обычно стараюсь бдить именно на эту тему: чтоб не заставляли писать и думать, что "положено", если это не таблица умножения, а вот одежда... я спокойна по этому вопросу - и, как следствие, дети мои спокойны и не считают это "подавлением" их индивидуальности.
И я против анархии, да.
И в классе дети отвлекаются на свою и чужую одежду - да не всегда из зависти, а просто... ах, ваш никогда не отвлекается и ему по фиг? ну и отлично, а я за своих не поручусь, я не присутствую на каждом уроке и не читаю мыслей.

- Идея "в Америке вот без формы - и всё прекрасно" оставляет меня равнодушной.
Как и Советский Союз. Я же не там.
Я не так много, даже мало знаю про современное американское образование, но советское (в массе своей, в 70-е) было лучше тогдашнего американского: на эту тему много написано.
Вроде считается, что та система (без формы, принудиловки, учителя можно перебивать, по классу ходить) благоприятствует выращиванию более раскрепощенных людей и способствует развитию индивидуальности.
Возможно. Хотя лично я все-таки учу детей не перебивать - ни учителя, никого - но, выслушав, спокойно задавать любой неудобный вопрос.

- Идея "почему чужие дяди-тети должны диктовать" не вызывает у меня никаких эмоций.
Если мы не сторонники индивидуального обучения, кто-то со стороны всегда будет что-то диктовать нашим детям. Это может не совпасть с вашими взглядами и взглядами ребенка. Если это так трагично и серьезно -  я бы и не отправляла в школу.
Там же кругом чужое влияние-давление, на каждом шагу.
Как это - "нельзя"? Истинным борцам всё можно: я бы на сэкономленные от формы деньги любую справку купила - в любой стране, не вопрос.
И наконец.
Вот мы с вами, моё и чуть моложе поколения, - такие умные-образованные, живущие в разных странах, говорящие на нескольких языках, пишущие-читающие всё вот это, вместо того чтобы в свободное время до смерти и с пивом болеть за "Спартак", - откуда мы такие выросли-то?
А не носили бы мы с вами школьной формы - борясь с нею, покоряясь ей, ловко отклоняясь от нее, избавляясь от нее, смиряясь с ее неизбежностью, как и с тем, что надо:
- вставать утром и тащиться в школу, и оборачивать учебники, и зубрить проклятые глаголы, и писать только синими чернилами, и заполнять дневник, и строиться на линейку, и вбегать в класс до звонка, и вставать, когда входит учитель, и поднимать руку, и убирать портфель с парты, и... много, ох, много немотивированной жестокости в требованиях школьной жизни! - но если бы мы не делали всего этого, неизвестно, что бы из нас всех получилось.
Нет, не "было бы точно лучше" или "хуже", а просто - неизвестно.
А не по делу, но нарочно затесавшиеся в ту цепочку проклятые глаголы могли остаться и невыученными.
Да и поговорить нам с вами было бы не о чем, да ведь? :)))

...а завтра в ночи к нам явится в своей красно-белой униформе Санта наш Клаус, принесет (традиция, однако!) подарки несчастным, замученным клетчатыми юбками детям... и я втайне пакую те подарки и поздравляю всех, кого оно касается... ура, товарищи!(с)))

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Что-то мне уже поднадоело писать про Пуэрто-Рико, сделаю-ка я маленький перерывчик, не покидая при этом Карибского бассейна. Я перемещусь к югу, на Кюрасао. Этот остров находится неподалеку от Венесуэлы, что наносит определенный отпечаток на его жизнь - Венесуэла поставляет на Кюрасао ...
прочитала "красную шапочку" в оригинальной версии короче нам в детстве про нее все наврали! на самом деле съели и бабушку и девочку и на этом все кончилось, т.е. никакого возмездия не последовало!!! все утро с мамой обсуждали финал, но в итоге мнения разошлись в корне: моя точка зрения – ...
Я очень хорошо помню тот день, когда покопалась в папке с работами Камбербэтча и извлекла из нее фильм "Stuart: A Life Backwards". Дело в том, что я не удосужилась прочитать заранее хотя бы пару слов об этом кино и оказалась совершенно не готовой к тому, что меня ждет. К сожалению, ...
...
У социализма были плюсы (образование, наука, забота о детях, культ начитанности) и - минусы. О минусах блестяще пишет germanych В данном случае он взял для примера отрывок из популярного и очень хорошего фильма. Отрывок из него - под cut-ом. А у меня, как всегда - вопрос. Он ...