Фонк Рене Поль ( Fonck Rene Paul )
panzer038 — 27.03.2016На фотографиях он выглядит равнодушным и отрешенным, ничего от энергии Гинемера и Нюнжессера. У него лицо математика или аналитика, и именно таким он был даже в воздухе.
В отличии от других асов Первой Мировой войны свою авиационную карьеру Рене Фонк начал, когда ему перевалило за 30 лет.
Он родился 27 Марта 1894 года в деревне Saulcy-sur-Meurthe ( в Вогезах ). Хотя до войны интересовался авиацией, в начале войны отказался вступить в авиаслужбу. Войну начал в 1914 году инженером. Со временем передумал, в Феврале 1915-го поступил в лётную школу, по окончании которой стал пилотом. В Мае 1915 года Фонк был направлен в 47-ю эскадрилью, где летал на двухмоторных самолётах "Кодрон G.IV", занимаясь разведкой, обнаружением артиллерии противника и бомбардировками. 2 Июля он несколько раз выстрелил из винтовки по немецкому двухместному самолёту, но безрезультатно.
Самолёт Сaudron G4
Год спустя "Кодроны" были оснащены пулемётами. Первая решающая победа Фонка была одержана 6 Августа 1916 года, когда он со своим наблюдателем нанёс повреждения "Фоккеру" и заставил приземлиться "Румплер" ( он прижал его к земле, вынудив приземлиться на французской территории. Экипаж был взят в плен, а Фонка наградили "Военной медалью" ).
Затем последовал 7-месячный перерыв, и лишь 17 Марта 1917 года в бою с 5 немецкими самолётами Фонк сбил неприятельский "Альбатрос D.III". После этого боя его зачислили в истребительную группу "Аистов" ( Escadrille les Cigognes ), где служили лучшие асы Франции. 15 Апреля он прибыл к месту новой службы.
Пересев на более маневренный "СПАД S.VII", он стремительными темпами увеличивал свой боевой счёт, постепенно догоняя Нэжессе и Гинемера. Счастливо пережив "кровавый Апрель", в Мае 1917 года Фонк одержал первые 3 победы на новой машине. 3 Мая он одержал победу над двумя германскими "Румплерами", одкако эти победы не вошли в его официальный счёт, как и многие другие. 7 Мая он сбивает "Фоккер". Именно тогда начала складываться его характерная тактика воздушного боя, выраженная им самим в девизе: "Сбивать противника, не подвергаясь опасности".
9 Августа в 9 часов вечера 12 германских "Альбатросов" на высоте 3800 метров в районе Диксмюнде атаковали французские бомбардировщики, которых экскортировал Фонк. С высоты 5000 метров французский истребитель атаковал нападавших. Первой же очередью, выпустив всего лишь 20 пуль с близкого расстояния, Фонк сбил один "Альбатрос" и тот стал вертикально падать. Через 5 минут Фонк повторил атаку и вынудил к посадке второй германский самолёт. Теперь на счету Фонка стало 7 официально зарегистрированных побед.
19 Августа произошло необычное событие - Жорж Гийнемер вылетел на патрулирование в паре с Рене Фонком. Это событие знаменательно тем, что Гийнемер был непримеримым сторонником индивидуальных полётов, а Фонк убеждённым представителем групповой тактики. Оба лётчика сбили по двухместному германскому самолёту, которые сгорели в воздухе.
21 Августа Фонк сбил очередной вражеский самолёт, получив в зачёт 10-ю победу.
27 Октября Фонк атаковал 2 "Альбатроса" и сбил обоих.
Именно в истребительной группе "Аистов" Фонк начал оттачивать свою тактику, принесшую ему, в конце концов, огромный успех. Понимая, что внезапность является наиважнейшим фактором, он тщательно изучал скорости и соответствующие углы атаки. В то же время он практиковался в меткой стрельбе, особенно в стрельбе с упреждением. В результате он стал таким снайпером, что достигал победы лишь с горстью патронов.
С другой стороны, его лозунгом была осторожность. Его философией стало нанесение максимального ущерба при наименьшем риске, и здесь он повторял Джеймса Мак Каддена и Манфреда фон Рихтгофена. Имея ежедневно перед собой энергичные примеры Гийнемера, Нунжессера и других, многие пилоты группы "Аистов" находили подход Фонка слишком научным, а потому командование особенно скрупулезно проверяло все заявленные им победы.
Возникли две группировки, сторонники Фонка и фанатики, предлагающие отправить их в школу. И обстановка настолько накалилась, что настал момент, когда Фонку предложили перейти в другую часть. Но он отказался. До самого конца войны он оставался среди "Аистов", чтобы, в конце концов, превзойти и Нэжессе и погибшего Гинемера. Ему предложили командовать эскадрильей, куда он мог бы перевести сторонников его метода, но он отказался и от этого. Ещё один фактор способствовал непопулярности Фонка - скромность не являлась чертой его характера, и он мог быть крайне самоуверенным, приводя в доказательство своей правоты пространные цитаты.
SPAD Рене Фонка
Многие из его подтверждённых побед были, по общему признанию, проявлением виртуозности в воздухе, но другие, одержанные им, когда он летал один, часто, особенно теми, кто недолюбливал его рассматривались как плод слишком большого воображения. Тем не менее, в сопоставлении с числом воздушных боёв успех Фонка просто поразителен. Следует отметить, что число его неподтверждённых побед составляло 52. Если бы даже пятая их часть была подтверждена, его личный счёт был бы самым большим в той войне.
В отличие от других французских пилотов, любивших риск и в азарте боя часто забывавших об осторожности, Рене прослыл среди товарищей "холодным математиком": он всегда точно рассчитывал любые варианты хода воздушной схватки и действовал наверняка. По словам французского историка Де - Шаваня, Фонк никогда не бросался в бой сломя голову. Все приёмы были заранее подготовлены и тщательно отработаны. В сочетании с феноменальной меткостью стрельбы это давало удивительные результаты. Установлено, что на каждый сбитый самолёт Рене тратил в среднем по 9 пуль ! За 1917 год Фонк сбил 21 самолёт противника. В то же время его собственный аппарат был неуязвим. За всю войну истребитель Фонка лишь один раз получил пулевой прострел крыла. Этому способствовало и то, что знаменитый ас никогда не летал в одиночку. Хвост его машины надёжно прикрывала пара ведомых.
Возглавив 103-ю эскадрилью в группе "Аистов", Фонк начал передавать свой опыт подчинённым. Это вскоре сказалось на итогах боёв. Бго эскадрилья почти не несла потерь, хотя в других воинских частях пилоты гибли почти ежедневно. Однако "математическая" тактика аса противоречила французскому национальному характеру. Поэтому, несмотря на его признанный авторитет, в других эскадрильях его манеру боя предпочитали замалчивать.
Фонк Рене Поль
19 Января 1918 года, добавив 2 победы, Фонк увеличил свой личный счёт до 21 самолёта противника.
5 Февраля Рене Фонк дал достойный ответ всем, кто обвинял его в том, что он предпочитает безопасные полёты над французской территорией. Обнаружив группу из 8 германских самолётов, он проник на 15 миль за германскую линию фронта, а затем развернулся, с большой скоростью зашёл на цель с направления, откуда противники меньше всего могли его ожидать, и сбил их ведущего.
Меткость его стрельбы была поистине сверхъестественной, а потому вместо обычного пулемёта он предпочел установить на своём "Спаде" 37-мм пушку системы "Гочкис" ( вообще у него было две машины: одна с двумя пулемётами, а другая пушечная ). История появления этого истребителя такова.
В Июне 1916 года была разработана очередная модификация мотора "Испано - Сюиза", получившего индекс "8С". Увеличив число оборотов с 1800 до 2000 в минуту, конструкторы добились повышения мощности до 220 л.с. на основном режиме. Двигатель был снабжён шестерёнчатым редуктором, из - за которого ось винта сместилась вверх в развал блоков цилиндров. Эта конструктивная особенность натолкнула Луи Бешеро - главного конструктора фирмы "СПАД" - на мысль использовать новый мотор в качестве лафета для доселе невиданного на одноместном самолёте вооружения - артиллерийского орудия. Ствол пушки проходил сквозь полый вал винта, а казенная часть выводилась прямо в кабину.
Поскольку специальных авиационных артиллерийских систем ещё не существовало, Бешеро взялся приспособить для "Спада" 37-мм короткоствольную пушку Гочкисса. Это орудие имело компрессор - накатник, значительно уменьшавший силу отдачи, и весило всего 40 кг. Хотя оно и считалось полуавтоматическим, в автоматическом режиме происходило только открывание затвора и выброс стреляной гильзы. Заряжать приходилось вручную. Стреляло орудие одиночными выстрелами, осколочно - фугасными или картечными боеприпасами. Во втором случае заряд состоял из 16 стальных шариков диаметром 16 мм. Большие неудобства для лётчиков создавал пороховой дым, наполнявший кабину после каждого выстрела.
Первоначальный заказ на новый истребитель, названный "Спад" S.XII CaI, составил 300 экземпляров. Однако вскоре выяснилось, что пушечный "Спад" годится лишь для виртуозов воздушного боя, которые стреляют "редко, но метко". Даже Гинемер, вначале с восторгом принявший новинку, через пару недель предпочёл вернуться к "летающему пулемёту". Только "ас из асов" Рене Фонк сумел добиться на пушечном истребителе феноменальных результатов.
SPAD S.XII CаI. Рене Фонка
Фонк Рене Поль
Благодаря этому оружию, 9 Мая 1918 года Рене Фонк уничтожил 6 самолётов противника. Сначала, за 45 секунд боя, он сбил двухместный самолёт и 2 истребителя, а вечером одержал тройную победу. До конца войны этот результат никто не превзошёл. 14 Августа, всего за 10 секунд в одном лобовом заходе он уничтожил ещё 3 немецких аэроплана, причём все его жертвы аккуратно упали в нескольких метрах друг от друга. Наконец, 26 Сентября, он второй раз уничтожил 6 вражеских самолётов в течение одного воздушного боя, истратив на них всего 11 снарядов.
Правда, в другой схватке Фонк едва не погиб, когда в момент акробатического маневра снаряды высыпались из кассет, укреплённых по бортам кабины. Оставшись безоружным, французский ас был вынужден искать "спасения в бегстве".
Рене Фонк перед своим пушечным истребителем "Спад" S.XII CаI, 1918 год.
Внизу - cхема установки 37-мм пушки на истребителе "Спад" S.XII Cal.
Схема установки 37-мм пушки на истребителе
Фонк Рене Поль
По результатам войсковых испытаний руководство ВВС сделало вывод; что "двенадцатый" не подходит для основной массы пилотов средней квалификации. Заказ на самолёт был аннулирован после постройки двух десятков машин. Но как было ни было "Спад" S.XII CaI вошёл в историю как первый в мире серийный пушечный истребитель.
К концу войны на счету Фонка значилось 75 официальных побед, подтверждённых не менее чем 3-мя независимыми свидетелями ( последняя - 1 Ноября 1918 года ). Если же считать и те победы, которые он одержал за линией фронта в присутствии только своих ведомых, то общий счёт сбитых им немецких самолётов надо увеличить до 124. Фонк говорил, что ему гораздо проще сбить неприятеля, чем добиться официального признания этого факта...
В 1926 году прославленный ас вступил в борьбу за приз Раймонда Ортейги в 25 000$ за трансатлантический перелёт из Европы в Америку, остановив свой выбор на трёхмоторном самолёте И. И. Сикорского "S-35". Он стал командиром интернационального экипажа из 4-х человек. 20 Сентября, уже на взлёте, случилась грандиозная авария, самолёт вспыхнул, и Фонк с помощником едва успели выскочить; двое других членов экипажа ( радист и механик ) погибли, а сам Фонк получил серьёзные ранения.
Самолёт S-35 на котором Рене Фонк собирался пересечь Атлантику в 1926 году.
Фонк Рене Поль
Эта катастрофа существенно отразилась на престиже как конструктора, так и лётчика. Фонк стремился стать командиром и второго самолёта этой серии, лично занимаясь приобретением новых моторов для него, но первым перелететь Атлантику ему так и не удалось. Фирма И. И. Сикорского разорилась, а Фонк отказался от перелёта через Атлантику. Приз получил американец Чарльз А. Линдберг в 1927 году. Рене Фонк провожал Линдберга в Нью - Йорском аэропорту.
Рене Фонк вернулся в военную авиацию и вышел в отставку из Armee de l'Air ( Воздушная Армия - официальное название французской военной авиации ) в 1939 году. Жил в Париже и больше не принимал участия в военных действиях. До Второй Мировой контактировал с Германом Герингом, что бросило тень на его репутацию. Он умер 18 Июня 1953 года в возрасте 59 лет.
№ | Дата | Противник | Эскадрилья и самолёт аса | Примечания | |
-- | 01.03.1916 | Fokker | C 47 | Caudron G.4 | пилот |
1 | 06.08.1916 | Rumpler | пилот | ||
-- | 14.10.1916 | 2-местный самолёт | пилот | ||
2 | 17.03.1917 | Albatros | пилот; в паре | ||
-- | 21.03.1917 | ? | пилот | ||
-- | 03.05.1917 | ? | SPA 103 | Spad 7 | |
3 | 05.05.1917 | Rumpler | |||
4 | 11.05.1917 | Albatros | |||
5 | 13.05.1917 | самолёт противника | |||
6 | 12.06.1917 | Albatros | |||
-- | 14.06.1917 | ? | |||
-- | 17.07.1917 | ? | |||
-- | 26.07.1917 | ? | |||
-- | 02.08.1917 | ? | |||
-- | 09.08.1917 | ? | |||
-- | 12.08.1917 | ? | |||
7 | 09.08.1917 | Fokker | |||
8 | 19.08.1917 | 2-местный Albatros | |||
9 | 20.08.1917 | самолёт противника | |||
10 | 21.08.1917 | 2-местный самолёт | |||
-- | ? | ||||
11 | 22.08.1917 | самолёт противника | |||
-- | 06.09.1917 | ? | |||
12 | 14.09.1917 | самолёт противника | |||
-- | ? | ||||
13 | 15.09.1917 | самолёт противника | |||
-- | 22.09.1917 | ? | |||
14 | 23.09.1917 | 2-местный самолёт | |||
-- | 27.09.1917 | ? | |||
15 | 30.09.1917 | 2-местный самолёт | в паре | ||
-- | 10.10.1917 | ? | Spad 12 | ||
-- | ? | ||||
-- | 12.10.1917 | ? | |||
-- | 15.10.1917 | ? | |||
16 | 17.10.1917 | самолёт противника | |||
17 | самолёт противника | ||||
18 | 21.10.1917 | самолёт противника | |||
-- | 26.10.1917 | ? | |||
19 | 27.10.1917 | самолёт противника | |||
20 | 19.01.1918 | Fokker | |||
21 | самолёт противника | ||||
-- | 21.01.1918 | ? | |||
22 | 05.02.1918 | 2-местный самолёт | |||
-- | ? | ||||
-- | 11.02.1918 | ? | Spad 12 ? 13 | ||
23 | 18.02.1918 | Albatros | Spad 13 | ||
24 | 19.02.1918 | 2-местный Albatros | |||
-- | 22.02.1918 | ? | |||
25 | 26.02.1918 | 2-местный самолёт | |||
26 | 2-местный самолёт | ||||
-- | 09.03.1918 | ? | |||
-- | 11.03.1918 | ? | |||
27 | 15.03.1918 | 2-местный самолёт | |||
28 | Albatros | ||||
29 | 16.03.1918 | 2-местный самолёт | |||
30 | 17.03.1918 | Pfalz D.III | |||
-- | 19.03.1918 | ? | |||
-- | 21.03.1918 | ? | |||
31 | 28.03.1918 | самолёт противника | |||
32 | 29.03.1918 | 1-местный самолёт | |||
33 | 1-местный самолёт | ||||
-- | 10.04.1918 | ? | |||
34 | 12.04.1918 | 1-местный самолёт | |||
35 | 2-местный самолёт | ||||
-- | 14.04.1918 | ? | |||
-- | 15.04.1918 | ? | |||
36 | 22.04.1918 | самолёт противника | |||
37 | 09.05.1918 | 2-местный самолёт | |||
38 | 2-местный самолёт | ||||
39 | 2-местный самолёт | ||||
40 | 2-местный самолёт | ||||
41 | 2-местный самолёт | ||||
42 | 2-местный самолёт | ||||
-- | 12.05.1918 | ? | |||
-- | 15.05.1918 | ? | |||
-- | ? | ||||
-- | 18.05.1918 | ? | |||
43 | 19.05.1918 | самолёт противника | |||
44 | самолёт противника | ||||
-- | ? | ||||
45 | 25.06.1918 | Fokker | |||
46 | Fokker | ||||
47 | 2-местный Halberstadt | ||||
-- | 26.06.1918 | ? | |||
48 | 27.06.1918 | 2-местный Halberstadt | |||
49 | Pfalz D.III | ||||
-- | Halberstadt | ||||
-- | 03.07.1918 | ? | |||
50 | 16.07.1918 | самолёт противника | |||
51 | самолёт противника | ||||
-- | ? | ||||
-- | 17.07.1918 | ? | |||
-- | ? | ||||
52 | 18.07.1918 | самолёт противника | |||
53 | самолёт противника | ||||
54 | 19.07.1918 | самолёт противника | |||
55 | самолёт противника | ||||
56 | самолёт противника | ||||
-- | 21.07.1918 | ? | |||
-- | 23.07.1918 | ? | |||
57 | 01.08.1918 | 2-местный самолёт | |||
-- | ? | ||||
-- | 06.08.1918 | ? | |||
58 | 14.08.1918 | самолёт противника | |||
59 | самолёт противника | ||||
60 | самолёт противника | ||||
-- | 15.08.1918 | ? | |||
61 | 26.09.1918 | Fokker D.VII | |||
62 | Fokker D.VII | ||||
63 | 2-местный Halberstadt | ||||
64 | Fokker D.VII | ||||
65 | 2-местный Halberstadt | ||||
66 | 2-местный DFW | ||||
67 | 28.09.1918 | 2-местный самолёт | |||
-- | ? | ||||
-- | 29.09.1918 | ? | |||
68 | 05.10.1918 | 2-местный самолёт | |||
69 | 1-местный самолёт | ||||
-- | ? | ||||
-- | ? | ||||
-- | 28.10.1918 | ? | |||
70 | 30.10.1918 | 2-местный самолёт | |||
71 | 1-местный самолёт | ||||
72 | 1-местный самолёт | ||||
73 | 31.10.1918 | 2-местный самолёт | |||
74 | 1-местный самолёт | ||||
75 | 01.11.1918 | 2-местный Halberstadt |
|
</> |