Флоренция. Бронзовый кабан и монетки на счастье. Сказка Андерсена. О
n_dank — 09.01.2024 Бронзовый кабан Porcellino в Лоджии дель Меркато Нуово во Флоренции. Другое название: Лоджия дель Порчеллино.«Фонтан Порчеллино» — копия бронзовой фигуры дикого кабана работы Пьетро Такка (1577–1640) установлена в 2008 году.
Для исполнения желания кобану нужно погладить пятачок и положить ему в пасть монетку, монетка, соскользнув с языка и упав вниз, должна провалиться сквозь прутья решетки. Туристы повторяют сброс монетки на удачу до тех пор, пока эта монетка не упадет правильным образом, исчезнув где-то в глубине постамента (при неудачном падении монетку поднимают, снова отправляют в пасть кабана — желания должны исполняться).
В Лоджии и в былые времена шла оживленная торговля шелковыми и шерстяными тканями. Сегодня здесь предлагают, в основном, изделия из кожи и сувениры.
Справа: Галерея Уффици. Кабан II-I век до н.э. Мрамор. Высота: 95 см.
Одна из самых популярных скульптур галереи Уффици. Кабан своей популярностью во многом обязан бронзовой копии «Porcellino», созданной в XVII веке скульптором Пьетро Такка (Pietro Tacca) для Козимо II Медичи и затем установленной в Лоджии дель Меркато Нуово. Оригинальная бронзовая копия, созданная Пьетро Такка, сейчас находится в Museo Bardini.
Пишут, что скульптура, которая сейчас находится в Уффици, была найдена в Риме на склонах Эсквилина в 1556 году и после первоначальной реставрации была отправлена во Флоренцию в 1568 году вместе с двумя статуями молоссских собак в подарок от Папы Пия IV. герцогу Козимо I Медичи. Козимо II Медичи заказал Пьетро Такке бронзовую копию в 1612 году в качестве украшения палаццо Питти. Восковая модель была создана около 1620 года, но из-за других, более срочных заказов великого герцога отливка состоялась не ранее 1633 года. Восхищает натуралистическое изображение деталей, в том числе и разнообразных лягушек, ящериц, змей, улиток вокруг кабана. Через несколько лет после отливки Фердинандо II Медичи решил превратить скульптуру в фонтан, который документально зафиксирован рядом с Лоджией дель Меркато Нуово по крайней мере с 1640 года.
Находится кабан справа от флорентийской мраморной копии скульптурной группы «Лаокоон» см. соотв. тему.
Животное запечатлено в реалистичной позе (клыки утрачены).
Точную копию флорентийского кабана можно увидеть в Австралии в Сиднее (1968) / в Мюнхене кабанчик очень хорош (в Мюнхене два: один стоит перед музеем Jagd- und Fischereimuseum (1976), этим летом его отреставрировали / второй (1960) в районе Wohnanlage Borstei) / имеется вариант в Бельгии в Брюсселе (замок Enghien) / в Экс-ан-Прованс во Франции (Place Richelme). В 2022 году была открыта копия в Касселе на Флорентийской площади.
Я бы, наверное, не стала рассказывать о Porcellino, если бы не сказка-быль Ганса Христиана Андерсена «Бронзовый кабан» («Медный кабан»). В сети можно без труда найти текст сказки, правда, переводы сильно разнятся.
Так выглядел перевод первого сна (первой ночной прогулки по Флоренции), опубликованный в 1909 году:
Помимо известных статуй работы Микеланджело, Джамболоньи, Челлини, на мальчика производит особенное впечатление картина Анджело Бронзино «Сошествие Христа во Ад». Ему очень нравятся веселые счастливые дети, на лицах которых «видна совершенно полная уверенность, что они сейчас пойдут в рай». То есть героя сказки восхищают счастливые дети на картине «Сошествие Христа во Ад». Можно взглянуть на эту картину: Agnolo Bronzino «Christus in Limbo» (1552).
Потрясающе хороши иллюстрации советского Диафильма 1954 года, хотя кабан по внешнему виду несколько отличается от знаменитого флорентийского Порчеллино, но в соответствии с текстом сказки он как раз правильно изображен, иначе как бы мальчуган смог уснуть на его спине.
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40894#page/0/mode/2up
Сделать отдельную тему меня побудила не столько сказка Андерсена (в сети много доступных вариантов), сколько книга «Что читать народу. Критический указатель книг для народного и детского чтения», изданная в Петербурге в 1889 году. Помимо стандартных рекомендаций: Книги для назидательного чтения / Путешествие по святым местам и монастырям / Жития святых и т.п. в издании 1889 года даются интереснейшие рекомендации, с примерами и описаниями моментов, на которые следует обратить внимание.
О сказке Ганса Христиана Андерсена «Бронзовый кабан» («Медный кабан»).
Детям рассказывают о Флоренции, о великих мастерах прошлого. Дети пересказывают прочитанное с большим увлечением:
«Мы позволили себѣ на этотъ разъ такъ подробно остановиться на дѣтскихъ впечатлѣніяхъ съ цѣлью передать хотя однажды то одушевленіе, которымъ сопровождается обыкновенно чтеніе сказокъ Андерсена. Не обошлось, однако, и безъ недоразумѣній: во-первыхъ, слово карнавалъ было принято за коронованіе, а во вторыхъ, относительно богини правосудія, одинъ изъ младшихъ мальчиковъ спросилъ наивно: — что она будетъ вѣсить на вѣсахъ — фрукты?».
С богиней провосудия забавно вышло. Речь вот об этой скульптуре на 11-метровая колонне, установленной в 1563 году. Это был подарок папы Пия IV преподнесенный Казимо I.
Книга «Что читать народу. Критический указатель книг для народного и детского чтения» (1889) вовсе не является рекламным изданием или же рутинным перечислением. Составители рекомендаций предлагают вдумчивые неравнодушные рецензии. К примеру, очень критикуют издания от «Общества Распространения Полезных Книгъ», называя их вредными. Диво дивное. Невиданное, неслыханное, уж по нынешним временам-то точно.
Цитата:
Испанская собака и пудель. Изд. «Общ.Распростр. Полезн. Книгъ» / Разсказъ дѣдушки о пирогѣ. Повѣсть Е. В. Ушаковой. Изд. «Общ. Распростр. Полезн. Книгъ» / Маша. Сарра Мартинъ. Маленькіе нищіе. «Общ.Распростр. Полезн. Книгъ» / Гриша или любовь сестры. «Общ.Распростр. Полезн. Книгъ» и др.
Все это дѣтскіе разсказы, которыхъ довольно много между изданіями «Общества Распространенія Полезныхъ Книгъ». Всѣ они отличаются крайней безцвѣтностью и сухостью, во всѣхъ нихъ заключаются какія-нибудь нравоученія. Содержаніе ихъ обыкновенно несложно: передъ читателемъ фигурирують дѣти добродѣтельныя и дѣти порочныя; добродѣтель первыхъ награждается, порочность же вторыхъ всегда получаетъ должное возмездіе; при томъ же и награда, и наказаніе являются обыкновенно въ видѣ какихъ-нибудь матеріальныхъ благъ: денегъ, хорошаго мѣста и т. п.
Вообще авторы этихъ книжечекъ на нравоученія не скупятся. Малѣйшая шалость, малѣйшее отклоненіе отъ рутинной морали служитъ для нихъ поводомъ наговорить массу наставленій. И чему думаютъ научить дѣтей этими сухими наставленіями? Дѣти не хотятъ ихъ читать, а они нагоняютъ на нихъ тоску, скуку, съ которой труднѣй всего бороться.
Бѣлинскій, ратовавшій за дѣтскую литературу, возмущался подобнаго рода книжонками. Вотъ что пишетъ онъ о дѣтскомъ чтеніи: «питайте и развивайте въ дѣтяхъ чувство; возбуждайте чистую, а не корыстную любовь къ добру; заставляйте ихъ любить добро для самаго добра, а не изъ награды, не изъ выгоды быть добрыми; возвышайте ихъ душу примѣрами самоотверженія и высокости въ дѣлахъ, а не наскучайте имъ пошлой моралью». «Главное дѣло какъ можно меньше сентенціи, нравоученій и резонерства: ихъ не любятъ и взрослые, а дѣти просто ненавидятъ, Какъ и все, наводящее скуку, все сухое и мертвое».
Да, дѣти ненавидятъ эти книжечки, какъ и все, наводящее скуку, все сухое и мертвое! Стоитъ только посмотрѣть на ихъ скучающія лица, когда ихъ заставляютъ читать эти книжки, стоитъ только послушать ихъ вялую передачу какого-нибудь разсказа изъ разбираемой нами серіи. Дѣти съ одинаковымъ равнодушіемъ разсказываютъ и о добродѣтельной Машѣ, и о порочномъ Гришѣ, нисколько не восхищаясь добродѣтелью первой и не возмущаясь порочностью второго. А между тѣмъ у дѣтей способность подражанія развита въ сильной степени и они легко поддаются примѣру. Воспитатель не долженъ игнорировать этого: способность подражанія, хорошо направленная, можетъ дать плодотворные результаты; но надо выбирать дѣйствительно живые образы, которые могли-бы произвести впечатлѣніе на ребенка. Художественно написанная біографія какого-нибудь выдающагося по своимъ качествамъ человѣка, жизнь Робинзона Крузе это любимое чтеніе дѣтей, могутъ принесть большую пользу ребенку; эти же книжечки, переполненныя скучными наставленіями, съ какими-то манекенами вмѣсто живыхъ дѣтей, повторяемъ, нагоняютъ на дѣтей тоску, отбиваютъ въ нихъ охоту къ чтенію и развиваютъ резонерство.
Мы считаемъ эти книжечки положительно вредными и готовы воскликнуть словами Бѣлинскаго: «Бѣдныя дѣти, сохрани васъ Богъ отъ оспы, кори и подобныхъ книжонокъ!»
Издания «Что читать народу» — это очень интересное дополнение к Теме о народном образовании:
Грамотность населения в царской России. Школы до революции Публичные библиотеки Запрещенные классики
|
</> |