«Физики» и «лирики»

Мне не довелось поучаствовать в бурных спорах и дискуссиях «шестидесятников» ‑ был ещё слишком юным. Но я немало слышал и читал об этой многолетней «пикировке» представителей научно-технической и гуманитарно-творческой интеллигенции.
Впрочем, её отголоски были слышны и в 70-х – начале 80-х, на которые пришлись мои студенческие годы и первые шаги уже во взрослой жизни.
Как известно, суть дискуссий «физики» ‑
«лирики» заключалась в приоритете форм и способов познания бытия.
Гуманитарии, естественно, отстаивали позицию главенства творческого
восприятия и освоения мира – посредством литературы, искусства,
приобщения к духовным ценностям цивилизации. «Физики» же отдавали
предпочтение практическому опыту, точным наукам, технике,
технологиям.
Применительно к вузам той поры всё это выражалось ещё и в определённом противостоянии студентов-"технарей" и студентов-"гуманитариев".
Как тут не вспомнить известную строфу:
«Что-то физики в почёте, что-то
лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте, дело в мировом
законе».
Сразу скажу, что эта «конфронтация» была довольно условной. Ибо и среди «физиков» было немало любителей и ценителей классического и современного искусства, и среди «лириков» нередко встречались «технократы» (я имею в виду, к примеру, филологические и исторические факультеты университетов).
Да, это были две разные, но весьма
взаимосвязанные субкультуры. Могу это подтвердить на примере двух
факультетов нашего университета – физического и
механико-математического.
Основные корпуса физфака и мехмата стояли друг напротив друга. Не могу сказать, что мы с физиками были в очень тесном контакте (не считая общежитских дел, конечно: там жили и дружили иногородние студенты практически всех факультетов). Более того, мы с ними прямо или косвенно соперничали – и на спортплощадках (особенно баскетбольных), и в соревнованиях стройотрядов летом, и в КВН-овских делах.
Однако нас с физиками многое и объединяло. И мы и физфаковцы постоянно следили за новинками современной литературы, ходили в театры и музеи города, любили бардовские песни и даже сами их писали, увлекались туризмом и дальними походами по всей стране. В общем, мы были далеко не «технарями-сухарями». К примеру, осенью 1975 при студенческом клубе СГУ был открыт киноклуб «Волшебный фонарь». И среди тех, кто за учебный год посмотрел ретроспективу всех вышедших к тому времени фильмов Андрея Тарковского, большинство были мы, математики и физики.
«…Они в городах не блещут манерами
аристократов,
Но в чутких высоких залах, где шум суеты затих,
Страдают в бродяжьих душах Бетховенские сонаты
И светлые песни Грига переполняют их».
Если же говорить конкретно о нашем факультете, то среди студентов было немало девчат и ребят, которые прекрасно играли на фортепьяно, скрипке, виолончели, гитаре и других музыкальных инструментах. А среди наших преподавателей (кандидатов и докторов физико-математических наук) были известные в городе и за его пределами исполнители и даже композиторы. Пусть это будет романтизацией и идеализацией, но гармония чисел и гармония музыки очень близки и созвучны…
И даже перед сессиями мы частенько засиживались в читальных залах, поглощая и обсуждая новинки литературы в журналах «Новый мир», «Москва», «Октябрь», «Знамя», «Звезда», «Роман-газета» или очередные сборники научной фантастики.
«…Но грустную нежность песни ласкают
сухие губы,
И самые лучшие книги они в рюкзаках хранят».
Мы ставили самодеятельные спектакли (о «Точке зрения» Шукшина я недавно писал в блоге), постоянно относили свои статьи и заметки в университетскую газету, устраивали тематические вечера встреч с популярными людьми.
Поэтому не случайно именно наш факультет впервые в городе (и одним из первых в стране) провёл 1 апреля 1976 года «День мехмата», по примеру одесситов, днепропетровцев, москвичей и новосибирцев. На этом празднике юмора, улыбок и смеха была и полусерьёзная-полусатирическая пресс-конференция наших преподавателей, и выставка шаржей-зарисовок на дверях аудиторий и кафедр, и матчи по нескольким видам спорта между студентами и профессорами/доцентами. И, конечно, вечерняя великолепная дискотека, с самыми-самыми хитами той поры…
P.S. Возвращаясь к «физикам и лирикам». Мне думается, что именно такие факультеты давали в те времена настоящее базовое высшее образование. И формировали у студентов и выпускников системное мышление. Не узкопрофессиональное, а широкое, на основе которого затем можно было проявить себя. Практически на любом поприще. Но это уже совсем другая история и тема для последующих обсуждений …
|
</> |