Финский музейный поезд под паровозом "Укко-Пекка" и окрестности станции Сиуро

топ 100 блогов ru_railway23.10.2021
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро

Одной октябрьской субботой в город Тампере в Финляндии, где я на данный момент проживаю, приехал паровоз Hr1 номер 1009, более широко известный, как «Укко-Пекка» (Ukko-Pekka, фин. Старик Пекка) со своим музейным поездом.

В Финляндии насчитывается всего, наверное, около пяти музейных поездов. Все они принадлежат различным небольшим компаниям и некоммерческим ассоциациям, существующим в основном на энтузиазме волонтеров. С точки зрения административной все они являются независимыми от Финляндских Государственных железных дорог, VR, ж/д операторами. «Укко-Пекка» принадлежит компании Höyryveturimatkat 1009 Oy (ООО Паровозные поездки-1009) и базируется в депо станции Коувола в одноименном городе на юго-востоке страны. Покатушки они устраивают довольно часто, и «Укко-Пекку» можно встретить на самых разных станциях и в городах. Желающие могут ознакомиться с их сайтом, который существует даже в русскоязычной версии. Правда, страница с расписаниями ближайших поездок — на финском. (На момент публикации этого поста дальнейших поездок у них пока не намечается.)

Паровозы Hr1 в свое время были венцом развития всего финского паровозостроения. Это были самые большие и мощные пассажирские паровозы страны; название означает Henkilöliikenteen raskas — «пассажирский тяжелый». Был у них также близкий родственник Tr1, Tavaraliikenteen raskas — «грузовой тяжелый». Tr1 звали «Ристо» в честь президента Финляндии времен войны, Ристо Рюти. А «Стариком Пеккой» в народе звали другого президента, Пера Эвинда Свинхувуда, срок которого был в 1931–1937 годах (также в 1917-1918 он был первым регентом независимой Финляндии).

Производились Hr1 на заводах Lokomo и Tampella в городе Тампере в 1937–1957 годах. Это были последние паровозы, использовавшиеся в регулярном пассажирском движении в Финляндии — до 1975 года. Всего было построено 22 «Старика Пекки», из которых сохранилось целых 16, но на ходу только этот за номером 1009. Музейный поезд действует с 1993 года.

В этот раз музейный поезд сделал несколько рейсов по участку Оривеси-Тампере-Сиуро. Оривеси — это городок километров сорок от Тампере на восток в сторону города Ювяскюля, а Сиуро — намного мелкий поселок в двадцати километрах от Тампере на запад в сторону Пори. Я сам встретил поезд в Сиуро и проехался на нем до Тампере.

Сиуро (Siuro) — сейчас скорее разъезд на однопутной линии Тампере-Пори, чем станция; третий неэлектрифицированный путь выглядит полузаброшенным. Пассажирские поезда не останавливаются здесь с 1989 года, несмотря на то, что линия на Пори не особо скоростная и остановок на ней сохранилось относительно много.

Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
1. Станция Сиуро
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
2. Какие-то местные приехали ждать поезд на прикольных старых маленьких тракторах
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
3. Оригинальный вокзал заколочен, но на вид в приличном состоянии. Ровесник всей линии, 1895 год
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
4. Поезд на Пори на мосту рядом с Сиуро
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
5. Музейный поезд, за номером MUS 1942, наконец прибывает

Помимо «Укко-Пекки», поезд состоял из:

  • 4 деревянных пассажирских вагонов, примерно ровесников паровоза. Интерьер вагонов сейчас неоригинальный (в каждом вагоне сделали свой), так что они не слишком интересны. В оригинальной раскраске они были темно-коричневыми
  • 2 цельнометаллических пассажирских вагонов, так называемых «синих вагонов», до 2000-х основной серии вагонов Финляндских железных дорог. Вагоны, списанные VR, купили для музейного поезда в прошлом году
  • 2 вагона сопровождения, 1 почтовый вагон, 2 грузовых вагона
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
6. Поезд пришел тендером вперед. Поворотных кругов в Сиуро и Оривеси нет
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
7. Вагон сопровождения
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
8.
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
9. Деревянные и цельнометаллические пассажирские вагоны
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
10. Почтовый вагон, просто для красоты, видимо
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
11. Пара грузовых вагонов
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
12. Интерьер одного из деревянных вагонов, неоригинальный

Станцию Сиуро конечной выбрали, вероятно, потому, что здесь паровоз можно легко заправить водой — прямо из озера! Благо что тут большое проточное озеро Куловеси начинается прямо от станции. Из него с помощью мотопомпы паровоз благополучно и заправили, на что ушло минут двадцать с лишним. В целом поезд пришел в Сиуро с опозданием в 7 минут, а обратно отправился и вовсе с опозданием в 26 минут.

Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
13. Заправка водой с помощью мотопомпы
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
14. Заправка водой
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
15.
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
16.
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
17. Этот паровоз произведен в 1948 году, в годы послевоенного дефицита. Если верить официальному сайту, на нем поэтому и номера и таблички алюминиевые, а не обычные латунные

Но наконец-то закончили с заправкой, обернули и перецепили паровоз, и поехали в Тампере с остановками на станции Нокиа и платформе Тесома. В Тампере опоздание увеличилось уже до 46 минут — на станции Тампере-Пассажирский и так вечно тесно и не хватает путей.

А вообще, у этого конкретного поезда по крайней мере последнее время идут какие-то косяки с безопасностью. В июле вообще был вопиющий случай — в Хельсинки умудрился проехать на красный свет, не то чтоб далеко выехал, но впереди там электричка в аэропорт шла. Одного машиниста там вроде бы ответственные органы отстранили от работы и ведут расследование.

Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
18.
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
19.
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
20. По прибытию в Тампере поезд поставили на один путь с Пендолино на Хельсинки
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
21. Укко-Пекка в Тампере. Да, переходы у нас на вокзале могли бы и подремонтировать...

Ну и пара слов о самом Сиуро, раз уж мы здесь. Это старый небольшой поселок — население существовало с доисторических времен, а первые мельницы с 15 века. Он находится на пересечении водных путей: протока из Икаалиненского каскада озер, простирающегося на 80 км на север к поселкам Икаалинен и Хямеэнкюрё, здесь через пороги Сиуронкоски впадает в озеро Куловеси, которое является часть главного водного пути юго-запада Финляндии — водной системы Кокемяэнйоки. Серьезного судоходства здесь нет, много порогов и ГЭС. Здесь же проходила старая дорога между городами Тампере и Пори, вдоль которой в 1895 году построили и железную дорогу. Современная автодорога, трасса 11, проходит севернее в обход населенных пунктов.

Административно Сиуро относится к городу Нокиа, о котором я писал не так давно. От Сиуро до центра Нокиа около 10 км. Из Нокиа ходит один-два автобуса в час по будням. По субботам реже, а по воскресеньям и вовсе ничего. Население Сиуро составляет порядка 2.3 тыс. человек.

Сиуро довольно живописен — центральная часть поселка находится на крутом холме между озерами, с узенькими петляющими улочками, довольно плотно застроенными деревянными домиками. Раньше здесь была кое-какая мелкая промышленность (лесопилка, мельница), сейчас особо ничего не осталось.

Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
22. Главная дорога Сиуро с уютными домиками
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
23. Есть несколько маленьких многоэтажек
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
24. Старая электростанция на порогах Сиуронкоски. В здании сейчас столярная мастерская
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
25. Плотина Сиуронкоски. Используется только для регулирования каскада озер выше. Есть рыбоход
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
26. Мост через Сиуронкоски на старой дороге на Пори, вроде бы примерно ровесник ж/д
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
27. Очень приятная церквушка
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
28. Местный бар
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
29. Несетевой магазин
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
30. Автобусная остановка
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
31. Бывшая мельница, сейчас продажа и аренда экипировки для водных видов спорта
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
32. Домики на холме в глубине Сиуро
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
33. Озеро Куловеси местами проглядывает внизу за железной дорогой

Частью Сиуро, однако, фактически также является совершенно непохожий на него Линнавуори (Linnavuori), всего в километре-полутора на север. Название по-фински означает «крепостная гора», «городище»; на крутом холме на берегу озера Йокисъярви здесь когда-то нашли одно из довольно многочисленных финских древних городищ, доисторических поселений. В 1943 году, однако, холм Линнавуори оказался на территории государственного авиамоторного завода, одного из предприятий концерна Valmet. Авиазавод Valmet изначально располагался на окраине Тампере, но в войну производство рассредоточили по региону, чтобы если разбомбили, то не все сразу. Часть помещений на Линнавуори, в частности, вообще сделали подземными. После войны на этом заводе стали производить двигатели для тракторов, но потом вернулись к двигателям, теперь уже реактивным. Завод действует и в наши дни, сейчас относится к оборонному концерту Patria и продолжает производить детали авиационных двигателей, и заниматься их ремонтом и обслуживанием.

Производство тракторных двигателей тоже осталось, но в 1994 году его продали компании Sisu, а сейчас оно принадлежит американской корпорации Agco.

Помимо заводов, которыми полюбоваться сложно, сохранились остатки подъездного пути от станции Сиуро, а к северу от заводов — маленький, но довольно цельный рабочий поселок, c характерной функционалистской застройкой 1940-х, со всеми домами одинакового желтого цвета.

Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
34. Вид на гору Линнавуори от Сиуро
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
35. Заводские строения у горы
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
36. Давно разобранный подъездной путь
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
37. Берег подмыло, что ли?
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
38. Проходная завода Patria
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
39. Рабочий поселок
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
40. Продуктовый магазин
Финский музейный поезд под паровозом Укко-Пекка и окрестности станции Сиуро
41. Библиотека

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С большим для себя лично удивлением услышал множество сильно разнящихся мнений о скончавшимся Нельсоне Манделе. Особенно был шокирован огромным количеством сугубо отрицательных отзывов, так как: "Он принял страну с атомной бомбой, а оставил с сохой", "из концлагеря для черных он сделал ...
Когда-то давно где-то читал, что был некий советский ликер (скорее всего прибалтийский), который продавался только в ресторанах и обязательно открытым -- фишка была в том, что когда бутылка была закрыта, в ней явно виднелся большой, размером почти во всю бутылку, кристалл сахара, а ко ...
В предверии большого путешествия по Якутии, и по случаю, полез по старым дискам искать нужное, и конечно же задержался на старых съёмках из Якутии. Пейзажи пейзажами, и репортажи репортажами, но в очередной раз ловлю себя на мысли, вот если бы я сейчас поехал туда, как я бы снял всё это? ...
Из Mercedes Баркова и Citroen врача-гинеколога Ольги Александриной были изъяты цифровые устройства, которые ведут запись состояния всех параметров автомобиля. Эти "черные ящики" были отправлены для расшифровки на заводы производителей - в ...
* Состоится митинг общественного движения "Архнадзор" в защиту столичных ...