Финальное слово о "балке"
daily_winegraph — 25.08.2013 По уму, конечно, писать этот текст должен не я, а пресс-службы производителя, но раз уж так сложилось, что в результате наших ночных дискуссий с Биссо все сколь-нибудь интересующиеся вином люди уже окончательно выяснили для себя, что "винного Юпи" не бывает, а дешевое вино делается из самого обычного вина, импортируемого наливом (в не-потребительской фасовке). И даже узнали, что у такого вина есть собственное наименование "виноматериал" (на русском языке) или "балк" (на нерусском).Почему и зачем это делается? Все очень просто - после позднесоветской анти-алкогольной кампании и развала Советского Союза площадь виноградников России сократилась на порядок - от собственных виноградников осталось не более четверти и были утрачены виноградники Молдавии, Украины, Грузии и других бывших республик. За счет того, что у нас осталось мы с трудом можем покрывать не более 20% собственной потребности в дешевом вине. Импорт вина в бутылках весьма существенно увеличивает цену (в 2-3 раза для дешевого вина), поэтому также как и в других странах мира, где есть похожая ситуация, мы импортируем вино наливом.
Первая радость от того, что "оказывается это не химия, а дешевый импорт" у новичка-любителя довольно быстро проходит и сменяется, как водится, негодованием с формулировкой "ах, опять меня обманывают - на этикетке написано российское вино, а оно импортное!".
Профессиональные участники винного рынка прекрасно знают и не устают рассказывать, что таково требование российского алкогольного законодательства: любой алкогольный продукт (а вино, как ни странно, продукт алкогольный), над которым на территории России производилась любая технологическая операция, в том числе и просто розлив в потребительскую тару, проходит по всем государственным отчетам как российский продукт и, соответственно, именно так и маркируется.
После осмысления этого факта начинающий потребитель обычно задает, как ему кажется, логичный вопрос - "А почему на бутылке не пишут, что сделано из импортных материалов?".
Во-первых, иногда пишут. Те производители, у которых просто нет своего собственного сырья, иногда указывают факт импорта на этикетке. Но в случае больших отечественных виноделен, у которых есть и собственная переработка винограда, ситуация намного более сложная.
У любой винодельни всегда есть вина самого разного качества. Есть очень хорошие, сделанные из лучшей части сусла, из винограда с лучших участков и т.д. Но также всегда есть и вина похуже - с молодых лоз, с участков уровня "не шик, но годится", и, наконец, просто более грубые прессовые фракции. Так вот правда жизни состоит в том, что во всем мире эти вина отправляются в самые дешевые линейки винодельни. И Россия тут не исключение. И при производстве этих самых дешевых линеек эти отечественные виноматериалы зачастую смешиваются, купажируются с импортными. Поэтому надпись на этикетке "сделано из импортного сырья" будет ничуть не лучше, с точки зрения точности формулировки, чем надпись "сделано в России", но при этом будет еще и обманом. И это - во-вторых.
Поэтому в большинстве случаев на бутылках с дешевым вином такой надписи действительно нет.
Ну и наконец самое, на мой взгляд важное.
Даже зная все это потребителю очень трудно отделаться от ощущения, что его где-то кто-то обманывает. В итоге даже неглупые люди иной раз выражают свое мнение в категоричной и, как это всегда бывает, безнадежно ошибочной форме, вроде "предлагаю этой компании поменять слоган в рекламной компании 'В России нет своего вина? Поэтому мы завезли десять с лишним миллионов литров балка из-за рубежа!'". Или пуще того "В России все делается единственно ради наживы, поэтому все российские виноградники существуют только для отвода глаз, а все вино делается из балка!".
Почему я с определенного момента перестал серьезно оппонировать к данным высказываниям? Потому, что совершенно точно знаю, что эти мнения базируются на крайне поверхностном знакомстве с предметом и высказывание их преследует больше цель "создать кипеш и движуху", чем желание авторов в самом деле разобраться и понять для себя реальное положение вещей.
Но, раз уж обсуждение "балкового" вопроса стало неотъемлемой частью любого обсуждения российского вина, то давайте я покажу несколько простых и на мой взгляд весьма понятных и наглядных картинок.
Мы посмотрим на цифры (математикам очень нравится смотреть на цифры) и графики статистики одного из крупнейших российских производителей вина.
И что же мы видим в этих цифрах? За 4 года, с 2008 по 2012, производитель на 23% увеличил площадь собственного виноградника, на 208% собственный плодоносящий виноградник и увеличил долю действительно российского вина в своей продукции с 27 до 46%.
Я - человек вполне прагматичный. И не имею ни следа от идей, которые мне кажутся наивными до грани глупости, что "если винодельня хочет быть по-настоящему честной, то она должна немедленно прекратить закупки импортного сырья и делать только свое, чего бы это ни стоило!". Никакой бизнес, ни в одной стране мира, так не работает. Бизнес есть бизнес и виноделие здесь не исключение. Никакой революции "до основанья, а затем" в нормальном бизнесе быть не может, может быть только плавная эволюция. Так вот приведенные графики эту самую эволюцию и показывают. Причем с той или иной точностью, но эта картинка справедлива почти для всех хороших российских производителей. И до тех пор, пока графики показывают такое направление я могу честно и спокойно, с чистой душой говорить, что "да, у нас еще не все идеально, далеко не все, но то, как развиваются лучшие российские производители внушает обоснованный оптимизм и неплохие надежды". И говорю.
P.S. Все цифры получены из открытых источников и могут быть перепроверены любым желающим. Как обычно.
|
</> |