ФИНАЛ

…Кстати, а как начиналось? А начиналось в 2003 году, когда Хакамада и Немцов провалились на выборах и, предав те сотни тысяч, которые за них все-таки проголосовали, тут же разбежались, свалив никому не нужный теперь СПС на неуклюжего Белыха. Белых был вечно третьим, эдакий помощник заместителя заместителя, хотя и пытался привлечь к себе внимание – играл в национализм, ходил на «Марши несогласных» с Каспаровым (и даже сиживал в тигрятнике после одного из них), изобрел неуклюжий термин «достройка», который народ тут же переправил на «доворуйку». В общем, старался изо всех сил быть в тренде, но со своей сложной, гибкой натурой справиться ему так и не удалось. Когда началось назначение губернаторов, Белых громко протестовал. Но как только ему самому предложили быть губернатором, он немедленно согласился, скинув, в свою очередь, СПС на Гозмана, который доконал контору окончательно.
За свое согласие Белых заслужил проклятие от Гайдар, которая сказала, что пост губернатора - это иудина награда за отказ от СПС и помощь в создании кремлевского проекта «Правого дела». «Никита Юрьевич продал душу дьяволу», - заключила она. Однако прошло совсем немного времени, и Гайдар подалась к отступнику и торговцу душой, также отказавшись от СПС (а она была членом федерального политсовета), и стала «советником губернатора Кировской области Никиты Белых по социальным вопросам». Одна должна была сражаться с безработицей и бороться за чистоту народа. То есть строить бани. Так «продажная», «антинародная» власть получила еще двух человек в своих рядах.
Вскоре там же образовался и вовремя выскочивший из «Яблока» Навальный, ставший помощником губернатора. Двух-трех лет работы Белыха с командой хватило, чтобы в области средняя задолженность по заработной плате превысила общероссийские показатели, а сам регион (несмотря на обещания) так и остался дотационным. Не произошло революции и в банном деле. Зато завелись махинации (исчезли деньги СПС), коррупция, лесопокос «Кировлеса», Уржумский спиртзавод и прочее. Этих же лет оказалось достаточно, чтобы наигрались во власть Навальный и Гайдар, ибо власть – это тебе не на «Марш» сходить и не на митинге с фашистом Лимоновым поорать и не в блоге настрочить. Это рутинная, тяжелая, незаметная СМИ ежедневная работа. А это скучно, неинтересно и совсем не пиарно. В результате первый подался в бложики клеймить высшие инстанции, что было сигналом к тому, что региональный уровень помощничества он перерос и просится на федеральный. А Гайдар подалась в США «в Гарвард в Школу Кеннеди учиться по программе Эдварда Мэйсона», чтобы получить «то, что по-английски называется Mid-Career Master in Public Administration (MC/MPA)». В переводе – специалист международного класса по банно-прачечному делу. Прошло еще несколько лет – и выяснилось, что Навальный, Белых и Гайдар связаны с прежним местом работы (а также друг с другом) в основном в рамках неких махинаций, в результате которых Навальный может сесть, а Белых вылететь из губернаторов по настоянию местных депутатов. Sic transit Gloria mundi. Еще один участок провален.
Но есть и еще одна связь. Все они не упускают случая заявить, что власть в нашей стране коррупционная и продажная, что душит инициативы, не заботится о гражданах, не лечит их, не моет, не учит, не дает работать. Что же мешало им показать, что все может быть по-другому? Что мешало все исправить, улучшить, подрехтовать? Очевидно, та самая, на этот раз их собственная личная коррупционность и продажность. В результате в Кировской области ничего не улучшилось (а это значит, что ухудшилось), а оппозиция убедительно показала, что ее лидеры не лучшие представители общества, достойная смена власти, а что они в точности списаны с худших примеров власти и общества. И даже краткий очерк их биографии этому доказательство. То есть еще одним шансом выжить у оппозиции стало меньше.
А в заключение очень интересное воспоминание. Мало кто помнит, но в 2003 году Белых, возглавив СПС, пообещал придти к власти лет через десять. Прошло ровно десять лет. И он действительно пришел к власти вместе с соратниками. К судебной власти. Чтобы дать показания. И доказать еще раз, что только к этой власти они, оппозиционеры самых разных крапленых мастей, и придут. Все вместе или каждый в отдельности. Рано или поздно. И им очень повезет, если придут только в статусе свидетелей.