Философия социальных сетей

топ 100 блогов paradoxov11.11.2016 Философия социальных сетей

Когда-то в теперь уже далёком 1954 году британский социолог Джеймс Барнс впервые ввёл в научный оборот термин «социальная сеть» для обозначения общественных структур.

Прошли десятилетия. Глобализация и рост мобильности населения потребовали создания новых каналов связи и координации действий. И сопутствующие этим процессам развитие компьютерной техники и сети Интернет обеспечили решение этой проблемы. А на рубеже тысячелетий в «мировой паутине» один за другим появляются ресурсы вроде MySpace, Facebook и др., а затем и российские «Одноклассники» и «ВКонтакте».

За рекордно короткий срок социальные сети обусловили серьёзные сдвиги в сознании человека, в его мышлении и мировосприятии.


В прошлом году ТОП социальных сетей РФ представлял собою следующую картину:

Философия социальных сетей
(пруф)

Тогда же в нашей стране было зафиксировано порядка 35 млн. относительно активных авторов социальных сетей, которые делали в среднем 32 млн. сообщений в сутки.

Прекрасный пол, как более эмоциональный и общительный, развил здесь довольно бурную деятельность: именно женщины составляют 58,1% активных авторов «ВКонтакте», 69,2% в «Одноклассниках», 60,1% в «Моём Мире», по 56,3% в Facebook и Twitter. А самой дамской социальной сетью и в России, и в мире является Instagram (по количеству селфи, фотографий сервированных столиков и котиков барышни давно побили здесь все мыслимые рекорды). В свою очередь, самым мужским ресурсом стал Живой Журнал (но и здесь женщин немало – не менее 46,5% от числа активных пользователей).

Что можно сказать о возрастном составе посетителей указанных выше виртуальных площадок? Лица 20-35 лет безраздельно доминирует во «ВКонтакте» и занимают чуть более половины аудитории Facebook. Но и на ресурсах, рассчитанных на более старшую аудиторию, молодёжи немало: прежде всего, в «Одноклассниках» и «Моём Мире».

В «Живом Журнале» наметилась тенденция к увеличению количества блогеров старшего возраста, но доминирует всё же группа пользователей от 25 до 34 лет.

Молодёжь из столичных мегаполисов и провинции отличается, помимо всего прочего, и своим предпочтениями в выборе социальных сетей. Если Москва и Питер сидят в Facebook, «ВКонтакте» и Twitter, то, например, Урал в «Моём Мире», а Дальний Восток – в «Одноклассниках». Видимо, тут решающую роль играют не столько какие-то особенности «регионального менталитета», сколько банальные «технические причины». Аудитория центральных районов, снабжённая смартфонами, качественным 4G-интернетом, а также повсеместным Wi-Fi, чаще использует идеально приспособленные для таких условий Twitter, Instagram, Facebook, «Вконтакте». В то время, как во многих регионах подавляющее большинство пользователей выходят в интернет сугубо со стационарных компьютеров.

Философия социальных сетей

Чем же занимаются люди в социальных сетях, не редко проводя здесь по несколько часов ежедневно?

Данные 2014 года показывают, что до 20% публичных сообщений касаются частной жизни пользователей: пишут о том, где находятся, что делают или какое у них настроение. Подавляющее большинство именно такого рода публикаций приходится на сети Instagram и Twitter.

В этой связи можно констатировать тот факт, что интимно-личное и общественно-публичное у современной молодёжи подчас не разделены никакой гранью. Люди становятся эдакими мини-СМИ, тупо штампующими новости о своей жизни. Репосты же с различного рода интернет-изданий новостных сообщений (по данным аналитического центра «Brand Analytics») занимают не более 40% от общего числа постов (хотя, всё же, во время резонансных событий их количество довольно резко увеличивается).

Впрочем, на просторах социальных сетей появляются порою де-факто практически самые настоящие СМИ, без всякой приставки «мини». Возможность создавать различного рода сообщества помогает собирать огромное количество пользователей на тех или иных интернет-площадках.

Именно поэтому некоторые блоги в Живом Журнале и паблик-страницы в том же «Вконтакте» набирают популярность, а значит, и влияние, сравнимое с популярными медиа. Более того, подобного рода средства массовой информации не просто производят некий оригинальный контент или распространяют уже имеющийся посредством репоста и кросспостинга, но также выступают в роли «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора». И простор для творчества тут необозрим: от проведения флешмоба, благотворительной акции или публичной лекции до майдана и революции.

Философия социальных сетей

Социальные сети стали почти идеальными площадками для координации действий самых различных общественно-политических сил во всём мире. Вполне закономерно и то, что будучи главной аудиторией соцсетей, молодёжь составляет основную социальную базу различных движений. Именно поэтому власти, правоохранительные органы и спецслужбы во всём мире уделяют особое внимание такому роду незарегистрированных СМИ. Ведь социальные сети содержат в себе серьёзный потенциал для самоорганизации и антисистемной деятельности. Отсюда появляются законодательные акты наподобие того, что приравнял в РФ популярных отечественных блогеров к СМИ со всеми вытекающими последствиями.

Но политическая проблематика отнюдь не является доминирующей на просторах социальных сетей. Пользователей всё в том же возрастном диапазоне 20-35 лет гораздо более привлекают развлекательные сообщества и аккаунты – юмор, сериалы, игры и т.д. Стоит сравнить хотя бы наполненность и посещаемость основных групп политической направленности с крупными развлекательными сообществами вроде «+100500».

Философия социальных сетей

И тут мы сталкиваемся с ещё одной важной функцией социальных сетей, без наличия которой соцсети не приобрели бы такой популярности: возможность самовыражения. Здесь имеется возможность, приложив определённые усилия, стать популярным видеоблогером, публицистом, создателем информационного или творческого проекта, который заинтересует десятки тысяч или даже миллионы людей.

Однако, наряду с новыми возможностями, социальные сети со всей очевидностью выводят наружу и даже ещё более усугубляют типичные проблемы как общества в целом, так и его отдельных типичных членов. Здесь вполне уместно было бы вспомнить слова известнейшего социального психолога и философа-фрейдомарксиста Эриха Фромма: «Наше общество состоит из заведомо несчастных людей – одиноких, вечно тревожащихся и унылых, способных только к разрушению, постоянно ощущающих свою зависимость и радующихся, если им удалось как-то убить время, которое они постоянно стремятся сэкономить».

Философия социальных сетей

Несложно заметить, что значительно количество наших ближних в настоящее время стали своего рода «профессиональными убийцами времени», и оружием такого «суицида» стал сейчас, в первую очередь, именно интернет.

На примере социальных сетей мы можем наблюдать массовое явление эскапизма – то есть, стремления личности уйти от реальности в мир иллюзий. Для подрастающего поколения это уже в высшей степени характерно. Личность подменяется страницей в социальной сети. На смену реальной деятельности приходят манипуляции с интернет-страницами. Причём последние подчас не несут никакого творческого импульса – человек может часами к ряду безо всякой цели крутить ленту новостей и переключать закладки в браузере.

В наше время подобное нередко ведёт даже к разрушению семей – по статистике около 15% разводов были спровоцированы именно излишним увлечением одного из супругов социальными сетями (!).

Как видите, социальные сети становятся настоящими поработителями поколения, создавшего и популяризировавшего их. Психологи выделяют целый ряд потребностей личности, которые могут поспособствовать развитию зависимости от данных интернет-ресурсов. Это потребности в психологической стимуляции, в событиях, в узнавании, в достижениях и признании, в структурировании времени. И социальные сети, на первый взгляд, легче всего удовлетворяют данные нужды, заманивая в свою призрачную Вселенную.

Другой же предпосылкой формирования зависимости от социальных сетей является так называемое отчуждение, то есть то самое, описанное ещё немецкими классическими философами и создателями марксизма, отделение человека от процесса и результатов его деятельности, которые становятся самостоятельными, неподвластными, господствующими над ним и даже враждебными ему силами.

Философия социальных сетей

Представьте себе работяг или «офисный планктон», которые, ощущая себя мелкими затерявшимися винтиками громадной мегамашины по извлечению прибыли (львиная доля которой в любом случае достанется кому-то другому), подчас теряют смысл и всякую радость своего существования. Равным образом это же отчуждение проявляется и в других областях: политике, культуре и т.д. В результате формируется подсознательная неудовлетворённость реальным миром и желание скрыться от него в некоем «зазеркалье».

Существует ещё один аспект: интернет-ресурсы стали важнейшим элементом «общества потребления». Если обратить внимание на исследования последнего времени, посвящённые социальным сетям, то сможем заметить, что большинство из них относится к сфере маркетинга, рекламы, PR. Таким образом, и в социальных сетях индивид теперь не может уйти от агрессивного навязывания ему стереотипов потребления и искусственных «потребностей». Разумеется, эти манипуляции индивидуальным и общественным сознанием осуществляются не только в социальных сетях, по телевидению, в бумажной прессе, в рекламных объявлениях по радио и т.д. Но теперь маркетинг получил ещё одну дополнительную кнопку воздействия на сознание потенциальной клиентуры.

Таким образом, социальные сети, с одной стороны, открыли новые широкие возможности для коммуникаций, общественной самоорганизации, прогресса (при всей условности этого понятия), с другой стороны – человек превратился в заложника своего собственного изобретения. И здесь остаётся больше вопросов: приблизили эти достижения науки и техники людей к свободе, справедливости, более разумному обществу или отдалили?

Философия социальных сетей

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
21:59А Вилухина вместе с Вирер самую быструю стрельбу на первой "лежке" продемонстрировали. За 23 секунды закрыли пять мишеней. 21:58Домрачева и Соукалова также точны. В группе лидеров Пройсс, Экхофф. Вилухина на глазах сбавляет скорость. Не выдерживает темпа соперниц... 21:55Тура Бергер, ...
Британский художник Клайв Хед (Clive Head), родившийся в Кенте в 1965 году, запечатлевает сложную красоту движений в своих головокружительных картинах маслом. Его долгая карьера стала свидетелем драматической эволюции его стиля, от ранних работ в традициях реализма до более поздних ...
Если бы у вас был герб, и вы сами бы его разрабатывали, то как он выглядел бы? У меня не то, что герб, но символ, который я там хотел бы видеть в таковом качестве - горностай. Небольшой, но на редкость, безбашенно отважный зверек. Один из немногих, нападающих на добычу крупнее себя. И ...
мои волосы очень выпадали... (сейчас начала комплекс пить для волос и ногтей так что поменьше стало), недавно подстриглась короче чем хотела( РЕШИЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЦОВУЮ НАСТОЙКУ, первый раз не разводила ее результата не было, второй раз развела ...
На трассе М-7 «Волга», на территории области, уже само название которого вызывает учащенное сердцебиение 86% россиян, рухнул пешеходных мост . А был бы переход подземным, он бы не рухнул... Мало того, что эти конструкции уродуют улицы, они, оказывается, еще рухнуть могут. ...