Фильм "Ярость": еще одно хорошее кино про войну
postalovsky_a — 03.11.2014 Когда оцениваешь для себя лично кинокартину, посвященную войне, то для этого, как правило, есть две противоположные друг другу оценки - "хорошее" и "плохое". Что для меня есть "хорошее" и "плохое" кино про войну? Плохое военное кино - это когда режиссер и сценаристы фильма заимствуют конкретные исторические события для своих картин, однако снимают кино совсем про другое или просто про отношения людей, разворачивающиеся на фоне войны. "Сталинград", "Ленинград", "9 рота", "Брестская крепость" - далеко не полный список не самых удачных картин темы войны в отечественном кинематографе. Вообще, давненько на глаза не попадалась качественная полнометражка или мини-сериал про войну. Хотя вроде как история нашей страны просто обязывает снимать режиссеров качественные картины. Кроме сериала "Штрафбат" В. Досталя и эпохального "Чистилища" А. Невзорова по большому счету вспомнить нечего.Что такое хорошее кино про войну? Для нчала давайте просто определимся в общих чертах, а что такое война. Война - это, прежде всего, насилие, боль, гибель тысяч людей, утрата, наконец, бессмысленная и жестокая бойня. Убивают на войне с двух сторон с единственным отличием, что каждая из воюющих сторон стремится отстоять право на применение легитимного насилия. Мол, одни защитники и герои, а другие - каратели и насильники. Но в целом, война - это суть жестокое действо. И когда режиссерам и сценаристам удается подчеркуть именно этот аспект, кино про войну является для меня хорошим. И не надо показывать любовь или высокие чувства, складывающиеся там где-то в доме Павлова в Сталинграде. Снимите лучше любовную военную мелодраму. Бессмысленность и тяжелые последствия новогоднего штурма Грозного в январе 1995 сделали потрясающей невзоровский "Чистилище". Затыкание дыр в линии фронта штрафниками, абсолютное нежелание считаться с потерями и руководствоватся принципами рациональности принесли успех "Штрафбату" В. Досталя.
Сходил в минувшую пятницу в "Москву" на фильм "Ярость". Скажу сразу - фильм понравился. Здесь нет какой-то привязки к конкретному историческому событию. Фильм даже скорее не о конкретных людях, а о жизни на войне. Молодой полковой писарь, которого учили печатать 60 слов в минуту, волею судьбы попадает в танковый экипаж на передовую. В условиях боевых действий происходит самая настоящая ломка ценнстей и мировоззрения. В фильме прекрасно показана трансформация одного из главных героев из ничего не умеющего юного писаря в хладнокровного пулеметчика, который сурово и где-то даже буднично выполняет свою работу. Да, именно работу. Война - это не только компьютерная графика стрельбы и фееричных взрывов в интерпретации Ф. Бондарчука. Это еще рутинный, тяжелый, каждодневный труд. Адаптация в воинском коллективе (в данном случае в экипаже танка), приведение амуниции в порядок, отсутствие банального сострадания, ежеминутный стресс и обыденность восприятия безвозвратных потерь, ведь на войне убивают много и каждый раз, а ты не должен горевать об убитом, ты должен благодарить Судьбу, что она предоставила тебе еще один день жизни на Войне. Такая вот суровая, где-то бесчеловечная, но все же реальная философия войны. И в фильме Дэвида Эйра эти все аспекты прекрасно отражены. Сложно удержаться от сравнения с картиной "Спасение рядового Райана", по крайней мере, концовки обоих фильмов чем-то похожи. Брэдд Питт явно не Том Хэнкс, но образ сурового командира танкового экипажа передан им блестяще. Да, в концовке фильма вызывает улыбку сцена противостояния неподвижного подбитого танка с целым батальоном СС и подразделением фаустников, но схема "все умерли, а главный герой остался" в данном случае лишена пафоса. Герой остался жив, но он не знает, радоваться ли ему или нет. Может, нужно было погибнуть рядом со всеми? Он остался в живых вопреки всему и виною тому стала та самая ярость, вызванная суровыми реалиями войны, которая помогла небольшой группе солдат выиграть неравный бой. Ярость, вызванная страхом, насилием, повседневной военной рутиной, утратами, стрессом, наконец - войной в целом. Наверное, так и нужно показывать военную тематику в кинематографе. Можно, конечно, долго называть кинематограф США "тупыми американцами", пиндосами, обезьянами, но одного у них не отнять - качественное кино они по-прежнему умеют делать. Рекомендую всем посмотреть этот фильм.
|
</> |