Фильм «Вокзал для двоих»

топ 100 блогов marss214.06.2018
Фильм «Вокзал для двоих»  это настоящий  позднесоветский дЭкаданс.
..я даже в детстве с трудом смотрел советские фильмы где то с 1981 ..  потому что неприятное ощущение  было от них..
Я не понимал -почему  .
А теперь пересматриваю - да там же ощущение "Скоро все  накроется" просто льется с экрана
да кино могло быть снято чисто художествено - обычно очень хорошо..
Но  внутренее содержание - вот лично мне они напоминают русскую литературу 1914-16 годов, перед тем ,как Российская империя накрылась.. Типа Игоря Северянина, поздней Гиприус и тд
Что называется "цайтгест" -дух времени - вот  в позднесоветском предперестроечном кино  он уловлен чОтко,
и это дух времени "Скоро все  накроется"  умирающей империи неприятный сам по себе
просматривая все известные позднесоветские фильмы, с 1981 наверное, ощущение «скоро все накроется» явно присутствует
Ну примерно аналогичное чувство, при прочтении дореволюционной литературы кстати
и сам образ "непоправимого совка" - он сформировался примерно тогда в 1981-84 годы
как говорила Анна Ахматова, будущее бросает свою тень задолго до того, как войти..
то есть видимо что то такое носилось в воздухе..
Например - в 70ые годы был в Союзе достаточно мощная поп-культура - Высоцкий, всякие ВИА, Алла Пугачева, Краморов, Ну погоди, следство редут знатоки и тд -
а к 1981 - оно все выдохлось все и одновременно..
советские журналы после 1980х ( буквально все от Юности до техники молодежи) стали  менее интересными -
библиотекари говорили  про журналы "Читать стало  нечего"
советский агитпроп с 1981 пробрел неприятный маразматический характер . .в отличие от довольно бодренького агитпропа 70ых..
Вот такое было в общем неприятное ощущение .. " империи периода упадка"...
Примерно так описывают ощущения жителей поздней Византиии  эпохи Палеологов - люди как то  чувствовали что в долгосрочной перспективе дело плохо
===================================================


Михалковская "Родня" (1981 год) (сценарий Мережко)
Советская действительность еще не отрицается, но уже ставится под вопрос. Впрочем, советская действительность здесь вряд ли рассматривается сама по себе - скорее как воплощение модерна вообще, современной урбанистической цивилизации, что принципиально отличает такой подход от будущего "нового мышления" в кино. Самый яркий акцент фильма - финальный бег спортсмена на пустом стадионе, бег по кругу, под "космическую" музыку Эдуарда Артемьева. "Будущее - туман". Великолепная метафора, передающая настрой определенных кругов советской властной элиты тех лет, которые через пару лет выйдут на авансцену истории. Учитывая всегдашнюю близость Михалковых к власти, можно не сомневаться: это не случайное совпадение.
Фильм "Покаяние", вышедший в 1987 году, - это самая что ни на есть предперестройка, а вовсе не детище "нового мышления". Историк Александр Островский, ссылаясь на воспоминания Тенгиза Абуладзе, доказывает, что создание фильма началось в 1981 году с санкции Шеварнадзе.
Фильм "Берег" по одноименному роману Юрия Бондарева (он же один из сценаристов), реж. Алов и Наумов. Хотя фильм снят в 1983 году (вышел на экраны в 1984 г.) и по роману одного из самых ортодоксально-советских писателей послевоенной эпохи, в фильме все приемы перестроечного мейнстрима налицо - назойливое педалирование депрессивности, нарочитый скептицизм, дух усталости, живописание (хотя еще несколько стыдливое) благополучной жизни в Европе (при довольно смазанной критике, в отличие от романа), разрушенные купола затопленной церкви посреди водной глади (это, как я понимаю, Рыбинское в/х), почти полное отсутствие "идеологии" или традиционных советских ценностей (на экране май 45-го - но никакой радости Победы, только мелодрама на фоне уличных боев и военного быта). Из главного героя сделали практически отщепенца - будущего шестидесятника.
отсмотрел творчество видных советских кинематографистов (сиамских близнецов?) Миндадзе и Абдрашитова "Парад планет" образца 1984 года.
Во время показа, случайно включив ТВ и не зная, что смотрю, я долго пытался определить, из какой эпохи фильм: по духу это - типичный постмодернизм, но актеры (там целое созвездие, в том числе, имхо, великие Олег Борисов и Алексей Жарков) вроде бы еще не такие старые, да были и другие признаки еще советского кино. В качестве компромисса, датировал фильм эпохой перестройки, тем более что в фильме всячески нагнетается депрессивность и абсурд, совершенно по-перестроечному. )
В итоге, когда уже в титрах увидел год, нашел информацию о фильме в сети. 1984 год.
В принципе, это уже не первый пример раннего прихода "нового мышления" в области большого искусства. Как раз в 1983-1984 г.г. снимала свои вполне перестроечные фильмы Динара Асанова
UPD. Подводя промежуточный итог данной теме уже (даже без специального исследования) набирается список фильмов, в которых "обкатывалась" перестройка как идеология:
1. "Парад планет", ок. 1984, Миндадзе-Абдрашитов.
2. "Пацаны", около 1983, Динара Асанова.
3. "Блондинка за углом", 1984, Бортко.
4. "Берег", 1984, Алов-Наумов.
5. "Мери Поппинс" с песней "Ветер перемен" (под вопросом)
С большой долей вероятности можно предположить, что всего таких фильмов были десятки.
======================================================


Фильм «Вокзал для двоих» - это история двух лузеров, которые, несмотря на социальные различия, оказались равны друг другу.

Авторы опускают пианиста Рябинина до зэка, чтобы ещё больше уравнять его с провинциальной официанточкой Верой.

Позднесоветское предперестроечное кино вообще любило воспевать неудачников, которым противопоставлялись... так называемые
нужные люди, умеющие торговать чарджоусскими дынями.
Если вы заметили - в кадре отсутствуют герои труда и вообще какие-нибудь советские гегемоны.
Сугубо упадническое настроение.
Хороший человек Платон Рябинин получает по мордасам не только от бойкого проводника, но и от самой жизни.
Красивая женщина Вера - волочёт свой унылейший воз.
Живёт в незначительном городке.
Работает на скучной и по большому счёту - унизительной работе. Как бы она ни прикрывалась фразочками, питается объедками с барских (и не очень барских) столов.
Не брезгует. А что делать?
Не мы такие - жизнь такая.


Впрочем, у её коллеги с претенциозно-дурацким именем Виолетта - ещё более сумрачно.
У той, которая всё никак замуж не выйдет и приосанивается каждый раз, когда видит сносного мужика поблизости.
Вторая её подруга - Марина - как раз из категории нужных - пробилась аж в Интуристовский мир, что в СССР почиталось, как полное устройство судьбы и all inclusive в импортном шоколаде. Но.
Фраза настораживает
:«Вы хотите, чтобы меня с работы, что ли, сняли? Вер? Да если узнают, что я кого-то из наших сюда пустила, такое будет… Мама, ой. Нет, Вера. Что ты! Я эту свою должность так добывала — вспоминать не хочется. Нет, нет, всё!»

 Кого-то из наших, понимаете?
Наши - отстой. Их нельзя туда, где - комфорт, услуги, сервис.
Преклонение перед иностранцами, у которых есть всё, о чём не могут мечтать даже нужные люди.

А ещё Марина-при-Интуристе никак не может выбрать, за кем ей быть - то ли за тотальным пьяницей, но у которого есть средства (интересно, как это совмещалось?!); то ли за средне-пьющим, но у которого ни черта нет, по большому счёту.
А совсем непьющих тут нет - даже для интуристовской дамы.

«— А совсем непьющего не удалось отыскать?
— Ой, что вы! Где их теперь найдёшь?»


Интересно и название городка - Грибоедов.
То ли - по фамилии автора «Горя от ума», то ли - от поедания грибов. Впрочем, в фильме довольно часто встречаются так называемые «говорящие» имена. Главгерой - Платон. Философ. Женщина - Вера, вера.
Во что? Вера в светлое Будущее?
Так у Веры - всё тускло с самого детства. Для неё Платон - единственная возможность вырваться из унылой тухлятины, где она уже приноровилась (принюхалась). Пусть - зэк, но - пианист, умница, интеллигент. Для Платона - Вера - это возможность быть любимым. При этом - любым. Даже в тюремной робе.


Далее - женщина, которую зовут «дядя Миша».
История этой клички рассказана в картине, однако, есть нюансы - эпоха, предлагавшая женщинам, стать дядями Мишами (и Прокофиями Людмиловичами - из другого шедевра Эльдара Рязанова), подсовывала им или мяконьких мягковых (а-ля Новосельцев), или - хамовато-мерзковатых Андрюш (я имею в виду усатого проводника в исполнении Михалкова).
От мяконьких все эти несчастные тёти Миши кидались к псевдо-бруталам, а устав от грубости, бежали в объятия к пианистам, не умеющим драться и торговать.
Кстати, в этой роли Басилашвили - прекрасен, однако же, Мягков был бы - правильнее.
Привычнее. Эпохальнее.
Интересно, что именно слабый с виду интеллигент совершает, как минимум, два мужских поступка - берёт на себя вину своей супруги и - хотя бы пытается набить морду Андрею.
Но всё равно, в паре Вера-Платон более мужик - именно Вера.
Она рулит и управляет ситуацией.
Рябинин чаще всего растерян, как барышня-институтка.

...Есть ли будущее у этих отношений?
Есть ли будущее у персонажей?
Его даже у страны, в которой всё это происходит - нет.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/1281777.html



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня после работы прокатились на лыжах по Лосиному острову. Яуза замерзла и стала проходима на лыжах, однако местами еще виднеются полыньи: 1. 2. 3. 4. ...
http://top100serials.ru/seriale_online.php?id=684 Несколько слов о сериале : В одном городе работал опытный следователь, но вскоре его жизнь была перевёрнута с ног на голову, потому что он был приговорён к 8 годам лишения свободы за преступление где его подставили ...
А у меня сегодня день рождения!!! Самое удивительное для меня самой, что мне нравится этот день.  Многие говорят, что не любят свой день рождения, что это каждый раз напоминает о том, что жить остается все меньше и меньше. А мне кажется, это такое ...
Остро нуждаюсь в каком-нибудь семейном кино. Потому что ну сколько уже можно про пиратов и Суини Тодда. Нет, я люблю их, конечно, редкая птица любит упомянутых персонажей так, как люблю их я.. Но когда можешь воспроизвести среди ночи и с любого места, вроде как и смотреть уже не ...
Борис Херсонский: borkhers / http://borkhers.livejournal.com/895717.html* Ох, осерчал на нас Илия пророк,колесницу огненну по земле поволок,не по темным грозовым, облачным небесам -по болотам торфяным, по сухим лесам,чтоб застил глаза дымовой полог,чтоб, дрожа, дивились ...