Фильм «Вокзал для двоих»
marss2 — 14.06.2018
Фильм «Вокзал для двоих» это настоящий
позднесоветский дЭкаданс.
..я даже в детстве с трудом смотрел советские фильмы где то с
1981 .. потому что неприятное ощущение было от
них..
Я не понимал -почему .
А теперь пересматриваю - да там же ощущение "Скоро все
накроется" просто льется с экрана
да кино могло быть снято чисто художествено - обычно очень
хорошо..
Но внутренее содержание - вот лично мне они напоминают
русскую литературу 1914-16 годов, перед тем ,как Российская империя
накрылась.. Типа Игоря Северянина, поздней Гиприус и тд
Что называется "цайтгест" -дух времени - вот в
позднесоветском предперестроечном кино он уловлен
чОтко,
и это дух времени "Скоро все накроется" умирающей
империи неприятный сам по себе
просматривая все известные позднесоветские фильмы, с 1981
наверное, ощущение «скоро все накроется» явно присутствует
Ну примерно аналогичное чувство, при прочтении дореволюционной
литературы кстати
и сам образ "непоправимого совка" - он сформировался примерно
тогда в 1981-84 годы
как говорила Анна Ахматова, будущее бросает свою тень задолго
до того, как войти..
то есть видимо что то такое носилось в воздухе..
Например - в 70ые годы был в Союзе достаточно мощная
поп-культура - Высоцкий, всякие ВИА, Алла Пугачева, Краморов, Ну
погоди, следство редут знатоки и тд -
а к 1981 - оно все выдохлось все и одновременно..
советские журналы после 1980х ( буквально все от Юности до
техники молодежи) стали менее интересными -
библиотекари говорили про журналы "Читать стало
нечего"
советский агитпроп с 1981 пробрел неприятный маразматический
характер . .в отличие от довольно бодренького агитпропа
70ых..
Вот такое было в общем неприятное ощущение .. " империи
периода упадка"...
Примерно так описывают ощущения жителей поздней Византиии
эпохи Палеологов - люди как то чувствовали что в долгосрочной
перспективе дело плохо
===================================================
Михалковская "Родня" (1981 год) (сценарий Мережко)
Советская действительность еще не отрицается, но уже ставится
под вопрос. Впрочем, советская действительность здесь вряд ли
рассматривается сама по себе - скорее как воплощение модерна
вообще, современной урбанистической цивилизации, что принципиально
отличает такой подход от будущего "нового мышления" в кино. Самый
яркий акцент фильма - финальный бег спортсмена на пустом стадионе,
бег по кругу, под "космическую" музыку Эдуарда Артемьева. "Будущее
- туман". Великолепная метафора, передающая настрой определенных
кругов советской властной элиты тех лет, которые через пару лет
выйдут на авансцену истории. Учитывая всегдашнюю близость
Михалковых к власти, можно не сомневаться: это не случайное
совпадение.
Фильм "Покаяние", вышедший в 1987 году, - это самая что ни на
есть предперестройка, а вовсе не детище "нового мышления". Историк
Александр Островский, ссылаясь на воспоминания Тенгиза Абуладзе,
доказывает, что создание фильма началось в 1981 году с санкции
Шеварнадзе.
Фильм "Берег" по одноименному роману Юрия Бондарева (он же
один из сценаристов), реж. Алов и Наумов. Хотя фильм снят в 1983
году (вышел на экраны в 1984 г.) и по роману одного из самых
ортодоксально-советских писателей послевоенной эпохи, в фильме все
приемы перестроечного мейнстрима налицо - назойливое педалирование
депрессивности, нарочитый скептицизм, дух усталости, живописание
(хотя еще несколько стыдливое) благополучной жизни в Европе (при
довольно смазанной критике, в отличие от романа), разрушенные
купола затопленной церкви посреди водной глади (это, как я понимаю,
Рыбинское в/х), почти полное отсутствие "идеологии" или
традиционных советских ценностей (на экране май 45-го - но никакой
радости Победы, только мелодрама на фоне уличных боев и военного
быта). Из главного героя сделали практически отщепенца - будущего
шестидесятника.
отсмотрел творчество видных советских кинематографистов
(сиамских близнецов?) Миндадзе и Абдрашитова "Парад планет" образца
1984 года.
Во время показа, случайно включив ТВ и не зная, что смотрю, я
долго пытался определить, из какой эпохи фильм: по духу это -
типичный постмодернизм, но актеры (там целое созвездие, в том
числе, имхо, великие Олег Борисов и Алексей Жарков) вроде бы еще не
такие старые, да были и другие признаки еще советского кино. В
качестве компромисса, датировал фильм эпохой перестройки, тем более
что в фильме всячески нагнетается депрессивность и абсурд,
совершенно по-перестроечному. )
В итоге, когда уже в титрах увидел год, нашел информацию о
фильме в сети. 1984 год.
В принципе, это уже не первый пример раннего прихода "нового
мышления" в области большого искусства. Как раз в 1983-1984 г.г.
снимала свои вполне перестроечные фильмы Динара Асанова
UPD. Подводя промежуточный итог данной теме уже (даже без
специального исследования) набирается список фильмов, в которых
"обкатывалась" перестройка как идеология:
1. "Парад планет", ок. 1984, Миндадзе-Абдрашитов.
2. "Пацаны", около 1983, Динара Асанова.
3. "Блондинка за углом", 1984, Бортко.
4. "Берег", 1984, Алов-Наумов.
5. "Мери Поппинс" с песней "Ветер перемен" (под
вопросом)
С большой долей вероятности можно предположить, что всего
таких фильмов были десятки.
======================================================
Фильм
«Вокзал для двоих» - это история двух лузеров,
которые, несмотря на социальные различия, оказались равны друг
другу.
Авторы опускают пианиста Рябинина до зэка, чтобы ещё больше
уравнять его с провинциальной официанточкой Верой.
Позднесоветское предперестроечное кино вообще любило воспевать
неудачников, которым противопоставлялись... так называемые
нужные люди, умеющие торговать чарджоусскими дынями.
Если вы заметили - в кадре отсутствуют герои труда и вообще
какие-нибудь советские гегемоны.
Сугубо упадническое настроение.
Хороший человек Платон Рябинин получает по мордасам не только от
бойкого проводника, но и от самой жизни.
Красивая женщина Вера - волочёт свой унылейший воз.
Живёт в незначительном городке.
Работает на скучной и по большому счёту - унизительной работе. Как
бы она ни прикрывалась фразочками, питается объедками с барских (и
не очень барских) столов.
Не брезгует. А что делать?
Не мы такие - жизнь такая.
Впрочем, у её коллеги с претенциозно-дурацким именем Виолетта - ещё
более сумрачно.
У той, которая всё никак замуж не выйдет и приосанивается каждый
раз, когда видит сносного мужика поблизости.
Вторая её подруга - Марина - как раз из категории нужных -
пробилась аж в Интуристовский мир, что в СССР почиталось, как
полное устройство судьбы и all inclusive в импортном шоколаде.
Но.
Фраза настораживает
:«Вы хотите, чтобы меня с
работы, что ли, сняли? Вер? Да если узнают, что я кого-то из наших
сюда пустила, такое будет… Мама, ой. Нет, Вера. Что ты! Я эту свою
должность так добывала — вспоминать не хочется. Нет, нет,
всё!»
Кого-то из наших, понимаете?
Наши - отстой. Их нельзя туда, где - комфорт, услуги, сервис.
Преклонение перед иностранцами, у которых есть всё, о чём не могут
мечтать даже нужные люди.
А ещё Марина-при-Интуристе никак не может выбрать, за кем ей быть -
то ли за тотальным пьяницей, но у которого есть средства
(интересно, как это совмещалось?!); то ли за средне-пьющим, но у
которого ни черта нет, по большому счёту.
А совсем непьющих тут нет - даже для интуристовской дамы.
«— А совсем непьющего не удалось
отыскать?
— Ой, что вы! Где их теперь найдёшь?»
Интересно и название городка - Грибоедов.
То ли - по фамилии автора «Горя от ума», то ли - от поедания
грибов. Впрочем, в фильме довольно часто встречаются так называемые
«говорящие» имена. Главгерой - Платон. Философ. Женщина - Вера,
вера.
Во что? Вера в светлое Будущее?
Так у Веры - всё тускло с самого детства. Для неё Платон -
единственная возможность вырваться из унылой тухлятины, где она уже
приноровилась (принюхалась). Пусть - зэк, но - пианист, умница,
интеллигент. Для Платона - Вера - это возможность быть любимым. При
этом - любым. Даже в тюремной робе.
Далее - женщина, которую зовут «дядя Миша».
История этой клички рассказана в картине, однако, есть нюансы -
эпоха, предлагавшая женщинам, стать дядями Мишами (и Прокофиями
Людмиловичами - из другого шедевра Эльдара Рязанова), подсовывала
им или мяконьких мягковых
(а-ля Новосельцев), или - хамовато-мерзковатых Андрюш (я имею в
виду усатого проводника в исполнении Михалкова).
От мяконьких все эти несчастные тёти Миши кидались к псевдо-бруталам,
а устав от грубости, бежали в объятия к пианистам, не умеющим
драться и торговать.
Кстати, в этой роли Басилашвили - прекрасен, однако же, Мягков был
бы - правильнее.
Привычнее. Эпохальнее.
Интересно, что именно слабый с виду интеллигент совершает, как
минимум, два мужских поступка - берёт на себя вину своей супруги и
- хотя бы пытается набить морду Андрею.
Но всё равно, в паре Вера-Платон более мужик - именно Вера.
Она рулит и управляет ситуацией.
Рябинин чаще всего растерян, как барышня-институтка.
...Есть ли будущее у этих отношений?
Есть ли будущее у персонажей?
Его даже у страны, в которой всё это происходит - нет.
Зина Корзина (с)
https://zina-korzina.livejournal.com/1281777.html