Фильм «Территория» - красивое...фэнтази о Советской Империи.
zina_korzina — 22.04.2015Но повествование построено таким образом, что поиски месторождения напоминают эпичное приключение мифологических персонажей - все они, как принято, бородаты, суровы и напоминают Торина Дубощита сотоварищи. Имеются и свои местные эльфы - пожилой, мудрый чукча, смахивающий, к тому же, на тибетского мудреца и его внучка. Они живут не просто так, потому что родились и надо что-то жрать, а в некоей абсолютной Вечности; умеют врачевать (без всякого пенициллина) и знают смысл бытия. Их диалоги - потрясающи: «-Это выстрел из прошлого... -А может, из будущего...» А ещё - фоновая музыка. Помимо бардовских песен и пары советских композиций, имеется этакая масштабная музыка, созданная в духе той, которая использовалась в трилогии Джексона. А ещё - в одной сцене фоном звучало протяжное дамское пение, видимо, на чукотском языке. Ощущение, что это какой-то действительно эльфиское наречие. Да и названия на Чукотке вполне себе прекрасные - Уэлен или, например, Амгуэма звучит ничуть не хуже, чем то, что было у Толкина.
Второе, что бросается в глаза - это ощущение советского прошлого, как ...абсолютного эпического времени. Этот термин часто используют исследователи мифологии, когда пытаются определить, что же означает сказочное «давным-давно». Оговорюсь сразу - никакой кровавой гэбни и плохого Хрущёва (действие происходит в 1960-м году) здесь нет. Зато есть некая Большая Страна, живущая, как вышеуказанный чукотский мудрец, ощущением Вечности. Дело тут не только и не столько в вечной мерзлоте, которая присуща данной местности. Это какая-то мистерия льда и поиски утраченной Гипербореи под видом поисков золота. Хотя, возможно, я сильно усложняю смыслы. Интересна и показательна архитектура - здание управления Северстроя. Вот тут дан его фрагмент. Оно деревянное, но решено в традициях классицизма с непременной парадной лестницей. Кабинеты оформлены дубовой резной мебелью с зелёным сукном. Я понимаю, что это - постройки сталинской эпохи, но в данном случае они видятся, как некая перекличка эпох, ибо они напоминают екатерининско-николаевские образцы. Вечность. Она наступила страшно давно и никогда не завершится.
И люди, которые утверждают, что только плебей может видеть счастье в лежании и отдыхе. Культ работы, как символ веры. Ещё одна важная подробность. Закадровый голос говорит, что только труд - неистовый и возвышенный - может приблизить человека к постижению Абсолютного Добра. Работа, как выясняется, уменьшает количества зла в мире. Постулат протестантизма - работай и будет тебе дано. У лютеран лентяй не попадает в Царствие Небесное, поэтому возле немецких церквей не толпятся нищие. Только труд. Как и в СССР, собственно. Не могу утверждать наверняка, но советская мораль была во многом христианской, причём созданной по лютеранскому типу (впрочем, коммунистическая идея и сама родом из Германии). Опять же повторюсь, что это просто моё предположение. Итак, работа превращающая людишек в Человеков. Чем она сложнее, чем ты ближе к Абсолюту... Причём, для этих людей сам труд и есть смысл. Деньги - это прекрасно, однако, интересен сам процесс.
...В фильме очень красиво сняты северные виды - они будто бы выписаны Рерихом. Всё совпадает - цвет, контуры, ощущения. Эстетика Рериха - это тоже эстетика Вечности. Вы спросите - советую ли я смотреть этот фильм? Я не умею советовать, ибо не знаю, будет ли Вам (конкретно Вам) это интересно. Зал не был полон, но никто не ушёл, хотя было довольно-таки много молодых, которые, поняв, что не будет мордобоя, монстров и секса, принимаются бегать за попкорном, покурить и позвонить; или же просто уходят. Интересно, кстати, что никто не жевал попкорн и вообще - не было привычного для современного кинопросмотра чавканья. (Если вам нужен экшн - лучше идите на «Форсаж-7» - это тоже очень хороший фильм со спецэффектами и погонями... Есть много жанров и все годятся). Что однозначно не понравилось? Ощущение, что фильм кромсали и вырезали целые сцены - он выглядит, как набор иллюстраций к книге. Но в целом, мне понравилось.
|
</> |