О добрачных связах в СССР.

топ 100 блогов zina_korzina18.04.2015
  • На днях мы тут обсуждали некое письмо старшеклассницы 1988 года, присланное (или написанное самими журналистами) в журнал «Здоровье». Там было что-то очень много неприличного для того времени - многие решили, что это фэйк, хотя была фотка страницы. Так вот. Та девочка ссылалась на некую статью автора В.Чередниченко «На пределе откровенности», которая была опубликована в номере 3 за 1987 год. Я нашла в сети эту статью (в конце будет ссылка на источник). Здесь же даю оную полностью.

    О добрачных связах в СССР.
    • Обложка того номера.

      Итак, В.И. Чередниченко, преподаватель этики и психологии семейной жизни

      Во время родительского собрания решительно поднялась мама одного из девятиклассников.
      — Не рано ли говорить с нашими детьми о семейной жизни? Тем более, что вы ведь касаетесь и всяких таких тем... Выслушав, задаю ей вопрос: — Значит, вы с сыном на эти щекотливые темы не говорите. Я тоже не буду говорить. Тогда кто же? А потребность в таком разговоре у подростков есть. Было бы неестественно, если бы ее не было. Так к кому он обратится со своими вопросами? Куда пойдет? В подворотню, чтобы послушать искушенных циников с татуировкой на груди? Или заведет разговор со сверстником, который тоже ничего не знает? Или, прослышав, что есть на свете какие-то порнографические журнальчики, картиночки, начнет их добывать?

      А ведь существует наука о физиологии и психологии мужчины и женщины, существуют мудрые заповеди, откристаллизованные опытом многих поколений, есть прекрасные уроки, преподанные философией, социологией, литературой. Почему же не открыть все это молодежи? Зачем допускать, чтобы истины, необходимые каждому юноше и девушке, познавались путем проб и ошибок? Часто горьких ошибок. Конечно, беседа на уроке о взаимоотношениях полов — дело невероятно трудное. Точно балансируешь на тонкой проволоке над пропастью. С одной стороны — опасность излишнего морализирования, «наставнического зуда», столь иронически воспринимаемого молодежью, с другой — не меньшая опасность чрезмерной обнаженности, упрощения и «приземления» того, что всегда должно оставаться таинственным, недосказанным...
      Сложность и в том, что перед педагогом сидят ребята пусть и одного возраста, но с разными исходными представлениями о предмете беседы, с неодинаковым воспитанием и уровнем эмоциональной и социальной зрелости.

      Прежде, чем начать занятия, следует, разумеется, изучить класс. Я предлагаю анонимную анкету. И, проанализировав ее, узнаю, что 28% девочек и 54% мальчиков в девятом классе считают для себя возможными добрачные интимные связи. 12% девочек ответили неуверенном «не знаю». Многие сделали приписки: «Как сложатся обстоятельства», «По любви можно», «Смотря в каких случаях». Подводя итог анкетированию, предлагаю классу задачу: «Шестнадцатилетняя девушка, отдыхая у бабушки в Приморске, познакомилась с парнем. Ей показалось, что она полюбила его, и она, уступая его требованиям, вступила с ним в интимную связь. Какими последствиями в будущем может это для нее обернуться?» В классе надолго устанавливается напряженная тишина. Девятиклассники что-то пишут, перечеркивают, опять пишут. Около 50% мальчиков работы не сдали. Ответы остальных короткие, немногословные.

      Вот наиболее типичные: «Она будет опозорена на всю жизнь». «Девушка может родить ребенка, и ей придется одной его воспитывать. Отец ребенка не будет этим заниматься, потому что девушка, которой двух недель на морском берегу достаточно, чтобы вступить с парнем в интимную связь, никому не нужна». «Она будет очень жалеть о происшедшем». «Всю жизнь такая девушка может быть одинока». А вот еще вариант ответа: «Если она сообщит в милицию, его посадят...». Да, нашлись, к сожалению, в классе мальчики, которых занимали только последствия, которые может вызвать данная связь для юноши. И несмотря на четкое условие задачи, о судьбе девушки они не написали ничего. Не задумались, значит, над этим...

      А что же девятиклассницы? Таких, которые не пожелали бы или не смогли ответить на поставленный вопрос, очень немного, всего 5—8%. Все девочки, как выяснилось, в общих чертах знакомы с последствиями ранних половых связей: написали они и о возможности венерических заболеваний, и о том, что первый аборт может повести к бесплодию, правильно рассуждают о том, какой психологический дискомфорт может ожидать в будущей семье девушку, потерявшую свое целомудрие задолго до замужества. В общем, ясно, что девочки интересуются специальной литературой, возможно, слушают соответствующие беседы и лекции по радио, черпают информацию из фильмов, книг. Но почему же при всем том почти треть девятиклассниц сочла для себя возможными добрачные связи?

      Видимо, знать и понимать, знать и чувствовать — не одно и то же. Информированность еще не создает жизненной позиции, не воспитывает нравственных устоев. И не может быть сомнений в том, что одни только уроки этики и психологии, как бы хорошо они ни проводились, не могут заполнить эту брешь. Нравственному воспитанию должны способствовать все уроки, вся внешкольная работа, атмосфера школы и семьи. Пожалуй, прежде всего — семьи. Но возвратимся к девятиклассникам. Продолжая решение задачи, мы сообща пытаемся понять, что может побудить девушку к интимной близости. В беседе, идущей на пределе откровенности, выясняется, что девочек интимная близость вообще не привлекает. Меня такой поворот разговора отнюдь не удивляет — этот факт и медикам, и психологам хорошо известен. Но мальчикам нелишне знать об этом. Ибо многие юноши, опираясь на уверения тех самых «учителей из подворотни», считают, что отказ девушки — это просто «ломанье», ритуал, что в действительности она ждет решительных действий.

      Уступка девушки — это уступка не себе, а юноше. В анонимных письмах, которые приходят мне на домашний адрес (есть и такая форма работы), школьницы писали, что побудительной причиной может быть желание выглядеть взрослой, любопытство, боязнь потерять поклонника, который нравится, слабоволие. В анонимных письмах мне задают и вопросы, на которые обязательно я должен ответить на уроке. А вопросы бывают очень непростые. Например: «Слышали, что в некоторых районах Индии девочки выходят замуж в 13 лет, а в 14 многие становятся мамами. Почему же у нас девочку, родившую ребенка в 15 лет, все осуждают?» Несколькими фразами здесь не отделаешься. Начинаю с того, что очень ранние браки, которые были приняты когда-то на Востоке, чреваты серьезными последствиями для здоровья юных жен. Поэтому врачи сейчас борются против этих давних традиций.

      Совсем не случайно в большинстве стран вступление в брак разрешается с 18 лет. Примерно к 18—19 годам обычно наступает физическая зрелость. В этом возрасте женщина может благополучно выносить беременность, родить ребенка, а затем и воспитать его. Это о возрасте. Но дело ведь еще и в социальном статусе. Совсем по-разному чувствует себя женщина взрослая, замужняя, сознательно стремящаяся к материнству, и девочка, беременность которой — результат неразумности, беспечности, моральной незрелости. Взрослая женщина спокойна, у нее обычно есть полная ясность относительно того, как сложится будущее. Рождение малыша станет, конечно, радостью не только для нее самой, но и для всей семьи. Она получит оплаченный отпуск. Ее заботы о ребенке разделит муж: когда малыш подрастет, она сможет вернуться на работу. Материнство возвышает женщину и в собственных глазах, и в глазах окружающих.
      Но представьте себе, как смотрят окружающие на четырнадцатилетнюю девочку со всеми очевидными признаками беременности?

      Не будем становиться в позицию тех, кто ее осудит. Но вполне поймем тех, кто ее пожалеет. Ведь роды у нее, вероятнее всего, будут тяжелыми. Воспитывать ребенка одна она не сможет — значит, возложит это бремя на своих родителей. Ей, скорее всего, придется уйти из школы. Она чувствует себя очень одинокой. Девочки слушают, сами дополняют психологический портрет 15-летней матери, дорисовывают ее судьбу. А назавтра в моем почтовом ящике нахожу письмо с вопросом: «Почему нельзя купить без рецепта гормональные противозачаточные таблетки?» И снова на занятиях, которые проводятся только для девочек, разъясняю, что гормональные таблетки, принимаемые бесконтрольно, могут расшатать эндокринную систему организма, нанести непоправимый вред здоровью. Да и проблема отнюдь не только в профилактике беременности. А в том, что интимная близость в юном возрасте сама по себе таит опасность эмоционального оскудения, сексуальных расстройств.

      Из письма юноши: «Мне еще в 14 лет хотелось испытать близость с девушкой. Что это — нормальное желание или нет?» Конечно, ответить можно по-разному. Я считаю лучшим ответом правдивый. И на занятиях с мальчиками поясняю, что медики считают ненормальным не влечение, а отсутствие его. И дальше столь же откровенный мужской разговор о том, что половой инстинкт может стать и источником счастья, и источником несчастья. Что главное — насколько он облагорожен, «очеловечен». Что в сдержанном поведении, деликатности по отношению к девушке, в робости перед нею — больше истинной мужественности, чем в напористом стремлении к обладанию. Что от него, юноши, зависит судьба девушки, а может быть, и ребенка. Да и в конце концов его собственная судьба. Вот какую ответственность должен он осознать, если хочет быть настоящим мужчиной!

      Насколько эффективно преподавание в школе этики и психологии семейной жизни, покажет время. Ведь мы, учителя, по этому предмету оценок не ставим. Но когда после полугода занятий я снова попросил учеников заполнить анкету, результаты изменились. Лишь 4% девочек ответили, что считают возможной раннюю связь, 7% оказались в числе колеблющихся... Первый опыт позволяет сделать такой вывод: не надо огласки, публичности. Но вести доверительный, правдивый разговор с подростками необходимо. И не только преподаватели нового предмета, не только вообще учителя, но и родители должны быть готовы к тому, что придется ответить на «трудный» вопрос. Думаю, надо радоваться, если такой вопрос задан: это признак доверия.

      © В. И. ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Днепропетровск. 1987.

      Этот и другие тексты журнала можно читать ЗДЕСЬ.
  • Оставить комментарий



    Гость 22.07.2019 04:02
    У нас в школе все эти "анонимные" внкеты на собраниях давали смотреть родителям,многие конечно по почерку опознавали откровения своих чад. Так что не надо тут о доверительности.
    Архив записей в блогах:
      Конец рабочего дня, стою перед выходом, на улице льет, как из ведра, холодный дождь... Я легко одет, в руках держу свой непутевый велосипед с пробитым колесом. Надо ехать домой, не ночевать же на работе.     Собрал волю в кулак и выехал. На ...
         В канун посещения "флагмана и лидера" , спал плохо , судорожно копался в воспоминаниях, пытаясь оживить хоть какую информацию по Ижорскому в частности и Колпино в общем-увы, при казалось бы уже достаточно приличном периоде пребывания в черте и окрестностях ,по ...
    Скажите, машиноводители, только честно ( Артур может не отвечать гыгыгы), часто ли вы нарушаете ПДД ?:) Признавайтесь! Хотя, чего уж там, я знаю, что каждый нарушает хоть по мелочам, но наверняка: )) Раньше вот слышал, что приходится стоять в ...
    Пару слов в защиту русских… евреев или сказ о том, как Билл Монике отомстил. Я понимаю так. Телевизор надо либо смотреть, либо не смотреть совсем. Иначе ты похож на тупого осла, который является эмблемой Демократической партии США. Тебя ...
    Последние годы, ну лет, так 10 последних точно, для того, чтобы "сесть судьей" (именно так это у судейских называется, как на княжество), в зависимости от "вкусности" суда, в среднем нужно было занести $50-$100тыс. Или должен быть кто то, кто двигал молодое (или не очень молодое) ...