О добрачных связах в СССР.

топ 100 блогов zina_korzina18.04.2015
  • На днях мы тут обсуждали некое письмо старшеклассницы 1988 года, присланное (или написанное самими журналистами) в журнал «Здоровье». Там было что-то очень много неприличного для того времени - многие решили, что это фэйк, хотя была фотка страницы. Так вот. Та девочка ссылалась на некую статью автора В.Чередниченко «На пределе откровенности», которая была опубликована в номере 3 за 1987 год. Я нашла в сети эту статью (в конце будет ссылка на источник). Здесь же даю оную полностью.

    О добрачных связах в СССР.
    • Обложка того номера.

      Итак, В.И. Чередниченко, преподаватель этики и психологии семейной жизни

      Во время родительского собрания решительно поднялась мама одного из девятиклассников.
      — Не рано ли говорить с нашими детьми о семейной жизни? Тем более, что вы ведь касаетесь и всяких таких тем... Выслушав, задаю ей вопрос: — Значит, вы с сыном на эти щекотливые темы не говорите. Я тоже не буду говорить. Тогда кто же? А потребность в таком разговоре у подростков есть. Было бы неестественно, если бы ее не было. Так к кому он обратится со своими вопросами? Куда пойдет? В подворотню, чтобы послушать искушенных циников с татуировкой на груди? Или заведет разговор со сверстником, который тоже ничего не знает? Или, прослышав, что есть на свете какие-то порнографические журнальчики, картиночки, начнет их добывать?

      А ведь существует наука о физиологии и психологии мужчины и женщины, существуют мудрые заповеди, откристаллизованные опытом многих поколений, есть прекрасные уроки, преподанные философией, социологией, литературой. Почему же не открыть все это молодежи? Зачем допускать, чтобы истины, необходимые каждому юноше и девушке, познавались путем проб и ошибок? Часто горьких ошибок. Конечно, беседа на уроке о взаимоотношениях полов — дело невероятно трудное. Точно балансируешь на тонкой проволоке над пропастью. С одной стороны — опасность излишнего морализирования, «наставнического зуда», столь иронически воспринимаемого молодежью, с другой — не меньшая опасность чрезмерной обнаженности, упрощения и «приземления» того, что всегда должно оставаться таинственным, недосказанным...
      Сложность и в том, что перед педагогом сидят ребята пусть и одного возраста, но с разными исходными представлениями о предмете беседы, с неодинаковым воспитанием и уровнем эмоциональной и социальной зрелости.

      Прежде, чем начать занятия, следует, разумеется, изучить класс. Я предлагаю анонимную анкету. И, проанализировав ее, узнаю, что 28% девочек и 54% мальчиков в девятом классе считают для себя возможными добрачные интимные связи. 12% девочек ответили неуверенном «не знаю». Многие сделали приписки: «Как сложатся обстоятельства», «По любви можно», «Смотря в каких случаях». Подводя итог анкетированию, предлагаю классу задачу: «Шестнадцатилетняя девушка, отдыхая у бабушки в Приморске, познакомилась с парнем. Ей показалось, что она полюбила его, и она, уступая его требованиям, вступила с ним в интимную связь. Какими последствиями в будущем может это для нее обернуться?» В классе надолго устанавливается напряженная тишина. Девятиклассники что-то пишут, перечеркивают, опять пишут. Около 50% мальчиков работы не сдали. Ответы остальных короткие, немногословные.

      Вот наиболее типичные: «Она будет опозорена на всю жизнь». «Девушка может родить ребенка, и ей придется одной его воспитывать. Отец ребенка не будет этим заниматься, потому что девушка, которой двух недель на морском берегу достаточно, чтобы вступить с парнем в интимную связь, никому не нужна». «Она будет очень жалеть о происшедшем». «Всю жизнь такая девушка может быть одинока». А вот еще вариант ответа: «Если она сообщит в милицию, его посадят...». Да, нашлись, к сожалению, в классе мальчики, которых занимали только последствия, которые может вызвать данная связь для юноши. И несмотря на четкое условие задачи, о судьбе девушки они не написали ничего. Не задумались, значит, над этим...

      А что же девятиклассницы? Таких, которые не пожелали бы или не смогли ответить на поставленный вопрос, очень немного, всего 5—8%. Все девочки, как выяснилось, в общих чертах знакомы с последствиями ранних половых связей: написали они и о возможности венерических заболеваний, и о том, что первый аборт может повести к бесплодию, правильно рассуждают о том, какой психологический дискомфорт может ожидать в будущей семье девушку, потерявшую свое целомудрие задолго до замужества. В общем, ясно, что девочки интересуются специальной литературой, возможно, слушают соответствующие беседы и лекции по радио, черпают информацию из фильмов, книг. Но почему же при всем том почти треть девятиклассниц сочла для себя возможными добрачные связи?

      Видимо, знать и понимать, знать и чувствовать — не одно и то же. Информированность еще не создает жизненной позиции, не воспитывает нравственных устоев. И не может быть сомнений в том, что одни только уроки этики и психологии, как бы хорошо они ни проводились, не могут заполнить эту брешь. Нравственному воспитанию должны способствовать все уроки, вся внешкольная работа, атмосфера школы и семьи. Пожалуй, прежде всего — семьи. Но возвратимся к девятиклассникам. Продолжая решение задачи, мы сообща пытаемся понять, что может побудить девушку к интимной близости. В беседе, идущей на пределе откровенности, выясняется, что девочек интимная близость вообще не привлекает. Меня такой поворот разговора отнюдь не удивляет — этот факт и медикам, и психологам хорошо известен. Но мальчикам нелишне знать об этом. Ибо многие юноши, опираясь на уверения тех самых «учителей из подворотни», считают, что отказ девушки — это просто «ломанье», ритуал, что в действительности она ждет решительных действий.

      Уступка девушки — это уступка не себе, а юноше. В анонимных письмах, которые приходят мне на домашний адрес (есть и такая форма работы), школьницы писали, что побудительной причиной может быть желание выглядеть взрослой, любопытство, боязнь потерять поклонника, который нравится, слабоволие. В анонимных письмах мне задают и вопросы, на которые обязательно я должен ответить на уроке. А вопросы бывают очень непростые. Например: «Слышали, что в некоторых районах Индии девочки выходят замуж в 13 лет, а в 14 многие становятся мамами. Почему же у нас девочку, родившую ребенка в 15 лет, все осуждают?» Несколькими фразами здесь не отделаешься. Начинаю с того, что очень ранние браки, которые были приняты когда-то на Востоке, чреваты серьезными последствиями для здоровья юных жен. Поэтому врачи сейчас борются против этих давних традиций.

      Совсем не случайно в большинстве стран вступление в брак разрешается с 18 лет. Примерно к 18—19 годам обычно наступает физическая зрелость. В этом возрасте женщина может благополучно выносить беременность, родить ребенка, а затем и воспитать его. Это о возрасте. Но дело ведь еще и в социальном статусе. Совсем по-разному чувствует себя женщина взрослая, замужняя, сознательно стремящаяся к материнству, и девочка, беременность которой — результат неразумности, беспечности, моральной незрелости. Взрослая женщина спокойна, у нее обычно есть полная ясность относительно того, как сложится будущее. Рождение малыша станет, конечно, радостью не только для нее самой, но и для всей семьи. Она получит оплаченный отпуск. Ее заботы о ребенке разделит муж: когда малыш подрастет, она сможет вернуться на работу. Материнство возвышает женщину и в собственных глазах, и в глазах окружающих.
      Но представьте себе, как смотрят окружающие на четырнадцатилетнюю девочку со всеми очевидными признаками беременности?

      Не будем становиться в позицию тех, кто ее осудит. Но вполне поймем тех, кто ее пожалеет. Ведь роды у нее, вероятнее всего, будут тяжелыми. Воспитывать ребенка одна она не сможет — значит, возложит это бремя на своих родителей. Ей, скорее всего, придется уйти из школы. Она чувствует себя очень одинокой. Девочки слушают, сами дополняют психологический портрет 15-летней матери, дорисовывают ее судьбу. А назавтра в моем почтовом ящике нахожу письмо с вопросом: «Почему нельзя купить без рецепта гормональные противозачаточные таблетки?» И снова на занятиях, которые проводятся только для девочек, разъясняю, что гормональные таблетки, принимаемые бесконтрольно, могут расшатать эндокринную систему организма, нанести непоправимый вред здоровью. Да и проблема отнюдь не только в профилактике беременности. А в том, что интимная близость в юном возрасте сама по себе таит опасность эмоционального оскудения, сексуальных расстройств.

      Из письма юноши: «Мне еще в 14 лет хотелось испытать близость с девушкой. Что это — нормальное желание или нет?» Конечно, ответить можно по-разному. Я считаю лучшим ответом правдивый. И на занятиях с мальчиками поясняю, что медики считают ненормальным не влечение, а отсутствие его. И дальше столь же откровенный мужской разговор о том, что половой инстинкт может стать и источником счастья, и источником несчастья. Что главное — насколько он облагорожен, «очеловечен». Что в сдержанном поведении, деликатности по отношению к девушке, в робости перед нею — больше истинной мужественности, чем в напористом стремлении к обладанию. Что от него, юноши, зависит судьба девушки, а может быть, и ребенка. Да и в конце концов его собственная судьба. Вот какую ответственность должен он осознать, если хочет быть настоящим мужчиной!

      Насколько эффективно преподавание в школе этики и психологии семейной жизни, покажет время. Ведь мы, учителя, по этому предмету оценок не ставим. Но когда после полугода занятий я снова попросил учеников заполнить анкету, результаты изменились. Лишь 4% девочек ответили, что считают возможной раннюю связь, 7% оказались в числе колеблющихся... Первый опыт позволяет сделать такой вывод: не надо огласки, публичности. Но вести доверительный, правдивый разговор с подростками необходимо. И не только преподаватели нового предмета, не только вообще учителя, но и родители должны быть готовы к тому, что придется ответить на «трудный» вопрос. Думаю, надо радоваться, если такой вопрос задан: это признак доверия.

      © В. И. ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Днепропетровск. 1987.

      Этот и другие тексты журнала можно читать ЗДЕСЬ.
  • Оставить комментарий

    Гость 22.07.2019 04:02
    У нас в школе все эти "анонимные" внкеты на собраниях давали смотреть родителям,многие конечно по почерку опознавали откровения своих чад. Так что не надо тут о доверительности.
    Архив записей в блогах:
    Кто сказал, что в SVO пасутся только "Аэрофлоты"? Сейчас из терминала Е наблюдаем: Новехонький А321 VQ-BRS "Нордвинда", месяц отроду Арбузику. Как вам новая ливрея? По-моему, неплохо, но кого-то напоминает... 777 в старой ливрее. Умотал в пятом часу куда-то вне расписания... ...
    Не коммунизма, как политического строя, а коммунизма, как философского течения. Ну, в смысле, все, тупик. Мне не о чем больше писать. Я ни о чем не думаю. Все о чем, думал, кажется, уже написал. Это интересный парадокс - невысказанные размышления рождают новые размышления. Высказанные - ...
    Второй год подряд остановились у нас отдохнуть. Улетит, улетит лебедь белый За звездой, за звездой своей синей,  ...
    Продолжим знакомство с музеем. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ...
    Урал - опорный край державы. Кругом заводы. Доступ на территорию завода осуществляется через КПП и рамки-пищалки.  Так и у нас в городке.  На входе-выходе стоят автоматизированные турникеты. Бдительные дамы из службы безопасности производят контроль  всяксюдавходящих.   ...