Фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям
blogrev — 16.06.2022Согласно воспоминаниям самой Лилианны Зиновьевны Лунгиной (фильм Олега Дормана «Подстрочник»), работу по переводу с французского и немецкого, которые она знала с детства и преподавала, ей ни в одном издательстве не давали по причине её еврейского происхождения.
Не помогли даже дружеские отношения с руководителем Зарубежной редакции Детгиза Борисом Грибановым, с которым они вместе учились. Он сказал Лунгиной (цитата по книге её воспоминаний): «Мне не разрешают давать переводы с французского евреям». Однако в институте Лунгина занималась скандинавскими языками и литературой, и это сослужило ей добрую службу — на этом поле конкурентов не было. По совету Грибанова она обратилась к шведской детской литературе, где и открыла книгу «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен. Советское издание повести (1957) вышло всего через два года после появления шведского оригинала (1955).
«Подстрочник» — документальный 15-серийный телевизионный фильм Олега Дормана. Воспоминания Лилианны Зиновьевны Лунгиной (1920—1998). Фильм снимался с 1997 года, впервые вышел в эфир в 2009 году на телеканале «Россия»
Лилианна Лунгина заочно знакома миллионам — тем, кто читал или слушал в детстве истории о Карлсоне, Эмиле из Ленеберги, Пеппи Длинный Чулок. Умнейший и разносторонне развитый человек, знаток мировой философии и литературы, полиглот, учёный, мужественная, любящая жизнь и людей, добрая женщина. Она — дочь трёх великих культур — русской, французской и еврейской — прожила невероятную жизнь в самые тяжёлые и сложные годы XX века.
Ей довелось встречаться, общаться и поддерживать дружбу со многими крупнейшими фигурами политической, литературной, театральной, научной жизни советского государства и Европы. Она видела своими глазами и пропустившая через своё сознание, через свой ум то, что сейчас вызывает отчаянные споры. То, от чего зависит самоидентификация людей, называющих себя русскими в двадцать первом веке.
Повествуя о прожитом, она не хулит, не срывается на негативные эмоции. Иногда с улыбкой, иногда с грустью рассказывает об увиденном, пережитом и осознанном за всю свою жизнь. Хотя в её рассказе немало примеров людской низости и жуткой бесчеловечности режима, коснувшейся огромного числа людей в нашей стране, за все 15 серий, она произносит лишь одно бранное слово — «сволочь», в отношении того, кто начал травлю Марины Цветаевой.
Её рассказ гипнотизирует. Этому способствует грамотный монтаж, отлично подобранная музыка и видеоряд, составленный из фотографий и документов семейных архивов самой Лунгиной и её друзей.
Фильм одиннадцать лет не выходил на экраны. В знак протеста режиссёр Олег Дорман отказался от специального приза национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2010» в категории «Лица». В обращении режиссёра, зачитанном во время церемонии вручения наград ТЭФИ 25 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге, говорилось, в частности:
… Среди членов Академии, её жюри, учредителей и так далее — люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.
Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке. На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности.
Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу.
У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.