Фильм "Бедные-несчастные"
uborshizzza — 09.03.2024Посмотрела фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Лантимос – интересный режиссер, чьи фильмы я стараюсь смотреть. Фишка этого режиссера в том, что если его фильм пересказывать, то получается полная дичь, но если его смотреть, то действие захватывает и кажется вполне логичным.
«Бедные-несчастные» сняты в стиле стимпанка (стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением).
Ученый Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) – гениальный хирург. Он оперирует больных, преподает студентам анатомию, ставит опыты. Он живет ради того, чтобы исследовать мир. В конце фильма Годвин умирает и его последние слова: «Как интересно то, что со мной происходит!» (Прямо, как академик Павлов).
Любовь к знаниям и экспериментам Годвин унаследовал от своего отца – еще одного великого ученого. Он и преподает в университете, основанным его отцом. Годвин с пониманием относится к странным приемам воспитания, которым подвергался в детстве. Отец ставил опыты над своим сыном: зажимал его пальцы в тисках, удалил ему железы, вырабатывающие желудочный сок. Он считал, что они не нужны, но ошибся. В результате Годвин после каждого приема пищи выпускает изо рта шарик воздуха. Отец изуродовал гениталии Годвина – тот импотент. Но самое страшное – это его лицо: оно все покрыто шрамами, как будто, сшито из кусков. Люди шарахаются от ученого, боятся его.
Но Годвин не ропщет, принимая отцовскую жажду знания: он сам ставит опыты. По его дому бродят существа, сшитые из двух половин:одно - голова гуся и тело собаки, другое - голова собаки, а тело гуся и еще какие-то монстры.
Однажды ему принесли для вскрытия тело беременной утопленницы, которая сама бросилась с моста в воду. Но она не умерла, а находилась в коме, а под, тем более, был жив. Годвин мог бы ее реанимировать, но не стал, так как счел, что раз женщина решила покончить с собой, то не надо ей мешать. Но зато ему выпал шанс произвести редкий эксперимент. Годвин удалил мозг женщины (ее звали Виктория Блессингтон) и вставил на его место мозг, который извлек из недоношенного плода этой женщины. Получившееся существо он назвал Белла Бакстер, дав ей свою фамилию. Далее он наблюдал, как в теле взрослой женщины живет младенец.
Белла развивалась не по дням, а по часам. Зритель ее увидел, когда она находилась на уровне ребенка 1.5 года. Белла изучала мир: бросала на пол тарелку за тарелкой и смеялась, плевалась едой, писалась в штанишки, убила лягушку. Доктор разрешал ей резать трупы, и она с удовольствием тыкала в них скальпелем.
Была ли Эмма Стоун, которая играет эту роль на младенца в теле взрослого, похожа на милую крошку? Нет, больше она напоминала зомби. Чтобы показать, что Белла – не такая, как другие, ей придумали особую походку: она с видимым усилием передвигает несгибающиеся ноги. И к этой походке – бессмысленный взгляд. Слава богу, что таких детей нет в природе.
Потом был кризис 3-х лет: Белла требовала мороженного, билась в истерике. Чтобы ее успокоить, приходилось прибегать к хлороформу.
К этому времени Годвин подобрал ей компаньона – одного из своих студентов. Тот был взят в ассистенты, а его обязанности заключались в том, что он должен был присматривать за Беллой и записывать все, что она делает. На самом деле, это был хитрый ход с тем, чтобы предотвратить неприятности, связанные с грядущим половым созреванием Беллы. Вскоре Годвин предложил ассистенту жениться на своей подопечной. Тот согласился.
Доктор решил подстраховаться и составить подробный брачный договор, но выбрал не того юриста.
Юрист оказался авантюристом и сладострастником. Он сманил Беллу в путешествие вместе с ним в Лиссабон. А ей туда хотелось: Годвин наплел ей, что ее родители – его лучшие друзья-ученые - жили в Португалии, а потом поехали в Южную Америку, где погибли.
Заговорщики должны были бежать, но Белла предпочла сообщить Годвину, которого она звала просто «Год», т.е. Господь, что собирается узнать мир и познать новые ощущения. Тому пришлось согласиться. Впервые в жизни он ощутил какие-то человеческие чувства – отцовские. Он полюбил Беллу потому, что она была единственной, кого не пугало его лицо.
В чем-то Белла была похожа на своего создателя. Ее первым словом было «эмпирически», она почти не проявляла эмпатии, очень хотела узнать новое, имела тягу к экспериментам, была уверена, что все делает правильно – сомнения были ей чужды.
Сманивший Беллу адвокат Дункан Уэддербёрн (Марк Руфалло) – хорошо поживший бонвиван. Он считает себя отличным любовником, уверен, что все женщины в него влюблены, и вначале даже предупреждает Беллу, чтобы она в него не влюблялась. Но Белла не понимает, что такое любовь, а вот секс ей очень нравится. Она требует еще и еще, пока адвокат не объясняет ей, что, увы, не может заниматься этим днями напролет. «А, это – слабое место мужчин», – делает умозаключение Белла.
Очень скоро Белла сводит его с ума, вначале в метафорическом смысле, а потом в буквальном. Она достигает этого тем, что абсолютно не считает своего любовника человеком. Он для нее ничего не значит. Белла делает только то, что ей хочется. Захотела гулять – ушла и вернулась к утру. Нимало не стесняясь, она рассказывает Дункану о сексе с каким-то незнакомым мужчиной. Она вообще не думает о том, что говорит и при ком говорит. Никаких манер у нее тоже нет: продолжает выплевывать пищу, если та ей не нравится: а зачем держать невкусное во рту? Иногда впадает в буйную истерику. В общем, ужасы жизни с подростком достались адвокату.
Чтобы как-то умерить свою девушку, Дункан устраивает им путешествие на пароходе: все же там площадь для безобразий меньше, чем в городе.
На пароходе Белла находит новое развлечение. С подачи странной парочки философов – пожилой дамы и молодого негра – она начинает читать книги по философии. Секс ее больше почти не интересует. Адвокат утешается тем, что пьет и играет в казино.
Молодого философа безмятежность Беллы злит, и он решает испортить ей настроение. На стоянке в Александрии он показывает Белле, как живут бедняки, как они хоронят детей.
Белла приходит в ужас и отдает все деньги адвоката двум жуликам, которые обещаю ей передать их беднякам.
Так окончилось путешествие. Беллу с адвокатом высадили в Марселе, а потом они как-то добрались до Парижа. При этом, как позже выяснилось, у Беллы были при себе деньги, которые дал ей в дорогу Годвин, но она их не использовала, так как жаждала приключений.
В Париже Белла отправилась искать отель, но вместо отеля она наша бордель. Бандерша сразу поняла, что имеет дело с крайне наивной и безбашенной особой. Она предложила Белле работу. Благодаря работе в борделе Белла узнала о многообразии мужских желаний и излечилась от нимфомании. Зато она узнала лесбийскую любовь, которая ей понравилась больше всего. К этому ее приучила хозяйка борделя – весьма экзотическая женщина – и еще одна проститутка-негритянка. Последняя была еще и социалисткой.
Пребывание в борделе не тяготило Беллу: отработав с клиентами, которые то изображали собак, бегая вокруг нее на четвереньках, то заставляли держать во рту кусок ананаса, посыпанного пылью, она шла на лекции в Сорбонну или на сходку социалистов. Белла верила, что общество можно улучшить.
Итак, в фильме много сексуальных сцен, но показаны они, разумеется, целомудренно: зритель видит содрогание тел или расширяющиеся от наслаждения глаза Эммы Стоун.
Да, а что адвокат? Он сошел с ума и попал в психушку. Но до этого стоял у балкона борделя и умолял Беллу вернуться.
Потом Белле пришлось вернуться в Лондон, чтобы попрощаться с умирающим Годвиным. Там она узнала тайну своего происхождения.
Пока ее не было, Годвин с ассистентом сделали еще одну операцию по пересадке мозга младенца в тело взрослой женщины, но в этот раз испытуемая развивалась с той скоростью, как взрослеет обычный ребенок, т.е. медленно.
Белла же решила выйти замуж за ассистента доктора, как и предполагалось вначале.
Но тут в жизнь Беллы вмешался адвокат Дункан, которому удалось выбраться из больницы. Он умудрился узнать прежнее имя Беллы и найти ее мужа. И вот в разгар венчания с добродетельным ассистентом Годвина объявился муж Виктории – генерал Алфи Блессингтон. Белла немедленно бросила своего жениха у алтаря и поехала в дом генерала, так как ей захотелось узнать свое прошлое.
Прошлое оказалось неприятным. Генерал и его жена Виктория были очень жестокие люди. Они унижали и запугивали свою прислугу. Генерал не расставался с пистолетом. Почему Виктория решила кончить с собой, я не поняла, но Белле якобы это стало ясно.
Вот она лежит на супружеском ложе в непригодившимся ей свадебном платье (кстати, самый удачный ее наряд, на мой взгляд) и переживает.
Она захотела уйти, муж ее не отпускал, кроме того, у него была идея лишить ее клитора, для чего он даже пригласил специалиста. Но Белла переиграла генерала, он выстрелил себе в ногу, потерял много крови, а она перетащила его в дом Годвина и произвела операцию: пересадила ему мозг козленка. Зачем? Из гуманности и осторожности: не могла допустить, чтобы он истек кровью, но и не хотела, чтобы он ее преследовал.
В конце фильма мы видим идиллию. Белла сидит в саду генеральского поместья, рядом с ней та проститутка-лесбиянка, с которой она подружилась в Париже, и ассистент Годвина, который теперь ее ассистент, она собирается стать врачом и готовится к экзамену, бывший генерал мирно щиплет травку, последняя экспериментальная модель Годвина играет с мячом, рядом бродят переделанные в гусей собаки и гуси, переделанные в собак. Благодать.
Что в этом фильме хорошего? Красивая картинка, нарисованные фантастические Лондон, Александрия, Лиссабон и Париж, интерьеры дома Годвина, дома генерала, борделя и интерьеры парохода.
Много забавных деталей: например, Годвин выезжает в город на паровой повозке, но спереди висит игрушечная конская голова.
Весьма порезвился художник по костюмам, придумав фантазийные одежды в викторианском духе.
Очень хорош Марк Руфалло, играющий адвоката. Ему удалось передать спектр эмоций и состояний: от самодовольства до полной деградации.
Эмма Стоун в фильме – брюнетка с густыми бровями и длинными волосами, которые растут весь фильм и под конец уже – ниже колен. Видимо это символизирует духовный рост Беллы (видимо, у греков и англичан нет поговорки про длинный волос и короткий ум). Не поняла, отчего бы Стоун не быть блондинкой, как обычно? Черный цвет волос ее не красит.
Что плохого? Неприятны сцены с трупами, вскрытиями, операциями, сексом, которые занимаю процентов 25% экранного времени, если не половину.
Что за образ дает Стоун, которую очень хвалят? На мой взгляд – тот же, что я видела у нее в прошлых фильмах – свободная женщина, творящая свою судьбу без оглядки на всяких там мужчинок, которые ее любят.
Что автор хотел сказать этим фильмом? Возможно, он хотел показать развитие одной женской личности, а, может быть, это стоит понимать как историю развития феминизма. Да, и все мужики – сволочи и козлы. Это уж, как пить дать.
Вот только к чему пришла Белла? Стала (ну, скоро станет) таким же врачом-исследователем, как ее создатель. У нее есть богатство, любовница, подручный мужчина. Это и есть то, к чему стремятся феминистки?
|
</> |