Фильм «Американская школа»
uborshizzza — 02.01.2016На одном из каналов, посмотрела фильм «Американская школа» (режиссер Кева Розенфельд). Фильм снят в 1984 году. В 2014 году фильм досняли, показав, что стало с героями через 30 лет.
Делали его американские документалисты, а идея была в том, чтобы показать старший класс обычной калифорнийской школы глазами европейской девушки, приехавшей в рамках какого-то обмена. Девушка была из Финляндии, ее имя трудно для произношения, поэтому все звали ее просто Рикки.
Финка хороша уже сама по себе – волосы у нее почти белые, глаза голубые, лицо – круглое, она все время улыбается, но прикус неправильный и зубы, к сожалению, некрасивые – абсолютно лошадиные.
Показывают различные сцены из жизни школы, а Рикки их комментирует.
Ей, все, что происходит в США, кажется очень странным, хотя и привлекательным. А уж мне кажутся странными и американские школьники и финка.
Посмотрев фильм, я поняла, что мы очень далеки и от американцев и от европейцев.
Американские школьники, которым, скорее всего, 18 лет, буквально живут в школе. Рикки этому удивляется: в Финляндии, так же, как у нас, дети в школе только учатся, а другие занятия проходят еще где-то. В США же все в одном месте: спортивные команды, музыкальные занятия, театральные и др. – только в школе. Дети знают друг друга с первого класса: друзья, первая любовь – все здесь.
Школа – это центр своего района или поселка. Ее значение много больше, чем в Финляндии.
Каждая школа гордится какими-то своими древними традициями. Старина – это 100 лет. Не знаю, как к этому отнеслась финка, а англичане, наверное, удивляются.
Каждая школа считает себя особенной и лучше других, и ее ученики, соответственно, тоже – это непременное условие.
Также Рикки кажется странным, что школа направлена не на обучение, а на развлечение учеников. Например, учитель химии рассказывает, что, для того, чтобы ученики не заскучали, он придумал следующую уловку: каждый опоздавший поет песенку.
Выглядит это так: здоровенная дивчина в джинсах (формы в этой школе нет) садится на учительский стол и пытается что-то пропищать.
Но и такие ухищрения не помогают. Рикки говорит, что ученики на уроках разговаривают, обмениваются записочками, а большей частью, спят. Оператор показывает: действительно, спят.
В последнем классе они проходят, что такое синус и косинус!
Финке очень нравится система тестов: не надо писать развернутые ответы, а нужно просто пометить один из вариантов ответа. И даже тут школьники умудряются списывать: как рассказала одна из них – за несколько дней кто-нибудь добывает тест и ответы к нему.
Кроме математики и химии, есть масса странных предметов: курсы по преодолению одиночества, курсы семейной жизни. На последних играют тренировочную свадьбу: они называют ее «пародией». Подростков учат, как составить брачный контракт, как организовать свадьбу, как развестись.
Один раз был урок, где обсуждали политическую обстановку. Очень наезжали на Каддафи, говорили, что США – самая великая страна и должна бомбить всех, кто ей угрожает.
В школу приходит вербовщик и рассказывает, как хорошо служить в армии – главное, дадут пострелять из винтовки.
Рикки считает, что американцы не знают ничего о других странах – весь мир за пределами США для них не существует.
Главной своей задачей школа считает не обучение знаниям, а обучение коммуникации.
В школе есть студенческий совет. Там ребята решают, на что потратить деньги: на новую форму для футбольной команды или еще на что.
Общаются школьники не только в школе, но и после занятий: у них бесконечные вечеринки.
Вечеринка выгляди так: собирается очень много народа, все пьют пиво и топчутся на месте, еще танцуют, дерутся. Поскольку есть бассейны – падают в бассейн.
Одна из вечеринок была в торговом центре.
Вечеринки организовывал один из парней. Он приглашал людей к себе, договаривался еще с кем-то, покупал пиво – это называлось «пивопровод», покупал еду. За вход просили 5 долларов. В конце вечеринки у него оставалось примерно 1.5 тыс. долларов, но из этих денег он еще должен был за еду, пиво, уборку, починку того, что разбили, сломали и украли.
В школе ученики тоже выпивают и бывают нетрезвыми.
Очень важным считается общение с противоположным полом. Каждая девушка стремится встречаться с парнем. Как начнет, так возит его по друзьям, по родным – хвастается. Школьники взасос целуются на пороге школы, обжимаются – никто и не смотрит.
Рикки очень удивляет, что американцы много говорят о сексе, но мало им занимаются. У них в Финляндии половая жизнь начинается в 14-15 лет. Она в США встречалась с двумя парнями, но каждый раз, как ей хотелось секса, они пасовали. Пришлось с ними расстаться.
Это 1984 год!
В этом плане, как ни странно, американцы ближе к нам.
Еще Рикки поражается, что американские школьники употребляют много ругательств. Все у них "фак", который переводят, как "чертов" - "чертово дерьмо", например. "Я не знала, что у черта есть дерьмо", - говорит она.
Самое большое событие в жизни школьников – это выпускной бал. Они шьют себе наряды, договариваются, кто с кем пойдет, но главный вопрос, кто будет королевой и вице-королевой бала. Это очень почетно. Выборы происходят заранее. В их школе выбрали общественниц – председательницу школьного совета и старосту класса.
На бал девушки прибыли на лимузинах и в платьях в пол.
Потом еще было вручение дипломов, когда были в мантиях и шапочках с кисточками.
Рикки очень нравился энтузиазм и жизнерадостность американских школьников. Любопытно смотреть, как у них принято реагировать на те или иные вещи. Например, сообщают, что вот эта девочка будет вице-королевой бала. Она начинает визжать и все остальные начинают визжать. Девушки обнимаются, подпрыгивают. Все падают на пол, т.к. дело было в спорт-зале.
И так всегда, когда что-то сообщают – разве что на пол не падают.
Еще они подбадривают друг друга: «Ты сможешь!».
Со старшеклассниками много говорят про их планы на будущую жизнь, обсуждают их мечты. Уж не знаю, делалось ли это в рамках уроков, или это придумал режиссер фильма.
Мне даже сейчас удивительно слышать про их мечты, хотя в нашей стране сменилась эпоха. Они мечтали о деньгах и еще раз о деньгах, в деталях описывали свой будущий дом: тут будет камин, тут бассейн. Планировали жить в Долине Смерти и еще где-то. Один парень мечтал о том, что у него будет трое детей – девочка, мальчик и еще девочка. И он будет сам наряжать девочек в разные платья.
Я думаю, что все это и культивируют в школе. Ребенок приходит туда в 5 лет. Его учат гордиться своей страной, своим штатом, своим городом, своей школой, собой. Их учат позитивно реагировать на мир, уметь выражать свой восторг, сочувствие другим.
Все это в корне отличается от нашей школы. У нас упор делается на учебу. Все остальное достаточно формально. Может быть, в селах школа и играет главную роль, но в Москве у нее никаких дополнительных функций нет.
В школу мы ходили в форме, на уроках писали в тетрадях, слушали, отвечали, боялись получить плохую отметку.
Никогда нам не внушали, что СССР лучше всех, что Россия лучше всех, что наша школа лучше всех, и что мы лучше всех. Скорее всего, все наоборот было. Разве что про СССР в 74-75 плохо еще не говорили.
Казалось бы, в США дети растут среди всеобщего счастья. Какими же они вырастают?
Через 30 лет нам показали главную героиню и ее бывших одноклассников.
Она так и не собралась в США еще раз, хотя обещала приехать на 5-летие выпуска. Работала официанткой, стюардессой, т.к. хотела повидать мир. Вышла замуж в 36 лет. У нее трое детей. Дочь красивее, чем мама, но не такая веселая. Характер у этой женщины совершенно не изменился.
Ее одноклассники в США живут по-разному. Несколько мальчиков стали полицейскими, причем и тот, что был панком. Один парень пошел служить в армию. Тот, что устраивал вечеринке, стал риэлтером. Председатель студенческого совета живет в Вашингтоне.
У того парня, который хотел троих детей, две девочки. Но он развелся с женой и говорит, что видит дочерей редко.
Двое из тех, кто «женился» на пародийной свадьбе, составили настоящую семью и даже не развелись. А многие разведены.
Не похоже, чтобы они были счастливы и богаты.
Вся их радужность, общительность, позитивность пропали. Они не могут ничего этого изобразить даже на камеру.
Жалеют, что в школе много развлекались, а не учились.
И выглядят все, включая финку, слишком старыми для 48 лет.
Когда мы встречались с одноклассниками по поводу 30-летия окончания школы, мы выглядели лучше.
Ну, так и что же дала этим американцам их школа? Мы вот учились в советской тоталитарной школе без всяких этих навыков общения и сексуального воспитания.
Выглядели в 48 лет как минимум, не хуже американцев, разводов тоже вряд ли у нас было больше. У кого-то тоже случился брак с одноклассником, кто-то сохранил школьную дружбу.
Люди остались такими, как их мама родил: кто был открытым и веселым, то таким и остался, и наоборот.
Американских детей накачали в школе позитивностью и пр., но как только они из этого поля ушли, так все с них и слиняло. 13 лет их держали в состоянии экзальтации. Хорошо ли это?
Может, им стоит позавидовать, что они 13 школьных лет прожили в полном счастье? Не знаю.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
|
</> |