ФИЛИПП МАЛЯВИН. ЛИСИЧКА. ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ БОТКИНОЙ. 1902

топ 100 блогов nikonova_alina14.02.2022
Филипп Малявин. Лисичка. Портрет Александры Боткиной. 1902
Филипп Малявин. Лисичка. Портрет Александры Боткиной. 1902

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка. 1955 (1948?)

Мне всегда очень хотелось узнать, о какой именно девочке написал свое знаменитое стихотворение Николай Заболоцкий. К сожалению, даже всеведущий интернет на смог мне в данном случае помочь, поскольку все, кто пишет об этом произведении, повторяют одну и ту же историю о том, как однажды, гуляя по Москве (или не по Москве) поэт увидел как маленькая девочка, чья внешность явно не вписывалась в общепринятые стандарты детской красоты, радовалась, следя за тем, как мальчики в ее дворе катаются на новых велосипедах. На самом деле, это всего лишь прозаический пересказ поэтического текста, который не имеет под собой абсолютно никаких иных документальных свидетельств и подтверждений.

Но мне всегда казалось, что одним из прототипов героини стихотворения Заболоцкого была девочка со знаменитого портрета Филиппа Малявина, который принято называть «Лисичка». Уж очень похоже настроение маленькой героини на то, что описывает поэт.

Лев Бакст. Портрет художника Филиппа Малявина. 1899
Лев Бакст. Портрет художника Филиппа Малявина. 1899

Итак, в 1902 году родители Александры Сергеевны Боткиной заказывают ее портрет самому модному на тот момент русскому портретисту Филиппу Малявину. История становления этого художника, то, как он из крестьянского мальчика, жаждущего стать иконописцем, которому всей деревней собирали деньги для поездки на Афон, превратился в кумира русской прогрессивной художественной общественности, европейца в эффектных ярко-рыжих перчатках, достойна отдельного повествования. Но в 1902 году Малявин уже был европейской знаменитостью, художником, получившим золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Смех». Сколько лет тогда было Саше Боткиной, я точно утверждать не берусь. Дело в том, что на официальном сайте Русского музея утверждается,что она родилась в 1891 году, а в Википедии указана другая дата - 4 октября 1897 года. На мой взгляд девочке на портрете, все же, скорее 10-11 лет, а не 5, и то она выглядит несколько старше своего возраста.

Филипп Малявин. Смех. 1899
Филипп Малявин. Смех. 1899

Отечественная публика не очень принимала «крестьянские» работы Малявина, но зато портретами восторгалась безмерно. В основном Малявин писал портреты деятелей русской культуры, среди них можно увидеть изображения Ильи Репина, Михаила Нестерова, Сергея Дягилева, Константина Сомова и т.д. И портрет маленькой Саши Боткиной тоже в определенном смысле вписывается в этот ряд. Но были у Малявина и прекрасные детские портреты, где он великолепно передавал особенности характера своих маленьких моделей.

Филипп Малявин. Портрет Константина Сомова. 1895
Филипп Малявин. Портрет Константина Сомова. 1895
Филипп Малявин. Портрет мальчика в белом костюме. 1900-е гг.
Филипп Малявин. Портрет мальчика в белом костюме. 1900-е гг.
Сергей Сергеевич Боткин
Сергей Сергеевич Боткин
Илья Репин. Портрет Александры Павловны Боткиной
Илья Репин. Портрет Александры Павловны Боткиной

Родителями Саши Боткиной были Сергей Сергеевич Боткин, представитель знаменитой династии врачей, также медик, и в то же время знаменитый коллекционер, получивший за свои труды на художественной ниве, звание академика Академии художеств, и Александра Павловна Третьякова, дочь самого Павла Михайловича Третьякова, основателя знаменитой Третьяковской галереи. Кстати, интересная подробность: Сергей Боткин сначала влюбился в шестнадцатилетнюю дочь Ивана Крамского, Софью, которая дружила с Александрой Третьяковой, но потом расторг помолвку и женился на Третьяковой. Софья вышла замуж через несколько лет за Германа Юнкера, с Александрой Третьяковой они остались подругами.

Видимо, как раз по материнской линии, от Третьяковых, Саша унаследовала высоктй рост, худобу и астеническое сложение.

Сохранились наброски Малявина, которые свидетельствуют о том, как долго и мучительно он искал позу, в которой должна была стоять его маленькая модель, и вполне возможно, что в конечном итоге Саша сама встала в почти балетную третью позицию с правильно выдвинутой вперед левой ногой. Темные чулки подчеркивают выразительность в постановке ног девочки.

Саша одета в нарядное ярко-розовое платье с пышным белым воротником, подпоясанное белым кушаком. Ее длинные распущенные светло-рыжие волосы украшает скромный белый бант, похожий на бабочку, что вызывает ассоциации со знаменитым портретом мисс Сесили Александер Джеймса Уистлера. Платье не скрывает худобы девочки, но придает ее фигуре хрупкость и изящество.

Самым замечательным на портрет является лицо Саши. Очевидно, что внимание ребенка чем-то привлечено, ее лицо радостно оживлено, оно буквально расцветает в чудесной улыбке, которая делает девочку живой и очаровательной, несмотря на отсутствие в ее чертах классической правильности и красоты. Ясно, что это портрет ребенка, которого очень любят в ее семье, балуют, которого окружают теплом и заботой.

Малявин написал Сашу Боткину на фоне камина с тусклыми золотыми канделябрами и фарфоровыми статуэтками. При этом фон  он сделал настолько обобщенным, что он приобрел вид театральной декорации, словно предвосхищая будущее своей модели.

Александра Сергеевна Хозлова
Александра Сергеевна Хозлова
Константин Павлович Хохлов
Константин Павлович Хохлов

По счастью, Александру Боткину практически миновали все драматические перипетии бурного 20 века. По окончанию гимназии она решила стать актрисой, и уже с 1916 года снималась в небольших эпизодических ролях в кино. Примерно в то же время она в первый раз вышла замуж за актера МХТ Константина Хохлова и впоследствии получила известность как актриса именно под фамилией мужа.

Лев Владимирович Кулешов
Лев Владимирович Кулешов

Уже после революции она поступила в Госкиношколу (впоследствии ВГИК) в мастерскую режиссёра Льва Кулешова, который вскоре стал ее вторым мужем.

Александра Хохлова в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». 1924
Александра Хохлова в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». 1924

Свои самые запоминающиеся роли Александра Хохлова сыграла в немом фильме  «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1924 года (Графиня) и в фильме ее мужа 1933 года «Великий утешитель» (Дульси).

Об артистке Хохловой писали так:

«Удивительная какая-то худоба, почти неправдоподобная, идеальная грация, улыбка, высоко открывающая зубы, веселые светлые глаза и очарование того уродства, которое выше красоты».

И можно сказать, что это описание взрослой женщины полностью подходит и к ее детскому портрету. Все это в ней осталось и сохранилось до зрелых лет, включая и детскую непосредственность, и умение открывать новое и радоваться жизни. «Хохлова может сделать жанр,» - так писал о ней Сергей Эйзенштейн. А вот слова писателя Виктора Шкловского:

«…Есть в мире несколько десятков киноактеров. Для них пишутся сценарии, потому что самое их движение, их способ передачи ощущения – это есть искусство. К числу этих людей и принадлежит Хохлова…»

Долгое время Александра Хохлова вместе с мужем преподавала во ВГИКе курс режиссуры (она стала доцентом в 1939 году). Она ушла из жизни в 1985 году в возрасте 87 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом со своим супругом, Львом Кулешовым и великим дедом, Павлом Третьяковым.

И как своеобразная эпитафия прекрасной актрисе звучат финальные слова стихотворения Николая Заболоцкого:

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, —

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

P.S. Вероятно, немного раньше, чем Малявин, маленькую Александру Боткину и ее младшую сестру Анастасию написал Валентин Серов. И у него получился вполне гламурный портрет двух симпатичных девочек.

Валентин Серов. Портрет сестер Александры и Анастасии Боткиных. кон.19-нач.20 в.
Валентин Серов. Портрет сестер Александры и Анастасии Боткиных. кон.19-нач.20 в.

P.P.S. В 1919 году портрет Александры Хохловой в кубистической манере написал Аристарх Лентулов. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Аристарх Лентулов. Портрет артистки Александры Хохлловой. 1919
Аристарх Лентулов. Портрет артистки Александры Хохлловой. 1919

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Большой фотоальбом с 31-го блокпоста со следами прошлогодних боев. Собственно, сейчас накал происходивших здесь боев несколько скрыт природой. Без зелени все это выглядело вот так. ...
В 83-й день лета в 1928 году родился немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик, один из крупнейших новаторов музыки второй половины 20 века и лидеров музыкального авангарда Карлхайнц Штокхаузен . Автор более 360 музыкальных произведений. Выступал как дирижёр, пианист и ...
Крымская война отгремела давным-давно, оставив на полуострове погибшими во время военных действий по разным подсчетам около 100-110 тыс. русских солдат и около 160-170 тысяч солдат армий союзников - англичан, французов, итальянцев и турок... Так ...
Давайте познакомимся с некоторыми астрономическими открытиями, посмотрим, какие интересные объекты в последнее время ученые обнаружили и составим список самых больших из них (в своем классе). В расчет не берем звездные скопления, сверхскопления галактик и другие гравитационно-связанные ...
...