ЭЛИЗАБЕТ ВИЖЕ-ЛЕБРЕН, ВЕЛИКАЯ ПОРТРЕТИСТКА ФРАНЦИИ
nikonova_alina — 08.02.2022Часть 5.
Разумеется, блестящие успехи Элизабет, которые сделали ее вевсьма заметной фигурой во французском светском обществе предреволюционной эпохи, не могли не вызвать просто шквал всевозможных злобных слухов и сплетен о ее личной жизни (ничто в этом мире не меняется).
Ей приписывали всевозможные романы, например с художником Франсуа-Гийомом Менажо. Стоило ей только написать портрет какого-то более-менее примечательного мужчины, то ее сразу же обвиняли в том, что она с ним спит. После истории с портретом министра де Калонна ей приписывали или роман или родство с ним (ну не просто же так он заплатил ей за свой портрет такую астрономическую сумму), а когда она выполнила портрет графа Жозефа-Гиацинта-Франсуа де Поля де Риго, графа де Водрея, то ее тут же записали и в его любовницы, причем слухи обрастали всевозможными скабрезными подробностями на тему «любви на троих», поскольку у графа была на тот момент и другая любовница — герцогиня Габриэль де Полиньяк.
В своем особняке на улице Клери Элизабет раз в неделю давала званый ужин «по-гречески», и эта частная вечеринка тут же обросла очередной порцией гнусных слухов. Элизабет обвиняли в том, что специально для этих обедов она облицевала столовую золотыми панелями, что топила камин ассигнациями и дровами из алоэ, и что каждую неделю за все эти роскошества выбрасывала аж 20000 франков. Сплетни дошли до самого короля, который, как говорили, ужасно рассердился на художницу за такое транжирство, что впрочем, не имело для нее ровным счетом никаких последствий.
Злобствующие сплетники упускали из виду только один момент: Элизабет не просто была удачлива и попала, так сказать, в струю, так что писала портреты, которые нравились ее заказчикам, и даже не просто была исключительно талантлива, но она вкалывала без продыху и еще постоянно совершенствовалась и училась.
Конечно, Виже-Лебрен, как писали о ней современники, была «красивой женщиной, приятной на вид, веселой в разговоре, она играла на музыкальных инструментах, была хорошей актрисой и обладала светскими талантами», что, без сомнения упростило для нее вхождение в высшие социальные круги. Но главным все же был ее грандиозный талант портретиста и психолога, поскольку она умела написать портрет так, как это нравилось заказчику, не ломая при этом свою творческую индивидуальность. Кажется, что она просто умела увидеть в человеке все самое хорошее, то, чем он сам гордился, и передать это на холсте.
За то время, когда она считалась любимой художницей королевы, она создала более двадцати ее индивидуальных портретов, и это не считая портретов Марии Антуанетты с детьми. А количество заказных портретов людей, приближенных ко двору и блистающих в свете, которые написала Элизабет не поддается точному исчислению. При этом параллельно с основной работой она занималась с учениками и даже написала небольшой трактат «Советы по написанию портрета», специально предназначенный для ее племянницы.
Продолжение следует...