Фигвам по-турецки


Турецкий пятый день получился странным. Бродя по красивейшим развалинам древней Эллады, народ тихо и громко бухтел на тему "Все пропало! Пароход не пришел, круиз накрылся медным тазом, а мы только ради него сюда и ехали". Тихонечко поесмеиваяс в тряпочку, я радостно бегала по руинам, согреваясь и радуясь тому, что не нужно никуда грузиться, без круиза же куда лучше. В соответствии с программой мероприятий после Эфеса нас повезли расслабиться и пропустить бокальчик-другой.

Шириндже (Şirince) - бывшая деревня (по-турецки: кёй), ныне махалле муниципалитета (беледие) Сельчук в турецкой провинции Измир. С населением 530 человек (2012), она расположена примерно в восьми километрах к востоку от Сельчука и исторического Эфеса в конце оливковой долины на западной окраине гор Айдын.

Самое раннее известное название деревни - Киркине, которое, вероятно, было искажено турками до Чиркине (çirkin - турецкое слово, означающее "уродливый") в соответствии с греческим произношением этого названия. Во время греческой оккупации Измира и Западной Анатолии с 1919 по 1922 год деревня называлась Солмиссос по древнему названию горы, расположенной рядом с деревней. В 1928 году по распоряжению провинциальной администрации Измира название было изменено на Ширинче (şirin - турецкое слово, означающее "хороший", "красивый"). В XIX веке город был известен своими фигами, большая часть которых экспортировалась в Европу. Получается, что сейчас тут нифига нет.

Поселение было основано еще в V в. до н.э., но из-за стремительного рассцвета соседнего Эфеса, пришло в упадок. Сейчас Шириндже в оливковых рощах и виноградниках привлекает взгляд своей архитектурой 19-го века. Все они выдержаны в одном стиле: каменные, двухэтажные. По легенде с этой горы вознеслась в небо Дева Мария...

Деревня долгие годы оставалась христианским анклавом среди мусульманского окружения. Здесь в течение 600 лет жили потомки греков- христиан, выселенных из Эфеса турками-сельджуками. До 1924 года на территории нынешнего Ширинце жили в основном греки-христиане. В те времена город был намного больше и являлся важным торговым центром для окрестных монастырей. Ширинче также был религиозным центром.

Согласно османскому отчету от 1650 года, в Чиркинесе было всего 18 человек, плативших налоги, и все они были православными христианами. В 1699 году английский священник Эдмунд Чишулл посетил деревню и сообщил, что все население было христианским. Посетитель XIX века Арунделл, который дважды приезжал в деревню в 1832 и 1833 годах, утверждает, что "деревня большая, не менее 300 домов, все греческие: главный язык в деревне - турецкий, хотя они знают кое-что из своего языка". Он отмечает, что женщины "одеты на турецкий манер, закрывая лица"...., а мужчины "все вооружены, как турки, пистолетами и ятаганами (разновидность длинного ножа) и известны тем, что убили много пиратов с острова Самос". По его оценке, численность населения составляла "вероятно, пятнадцать сотен человек".

В результате поражения в греко–турецкой войне 1919–1922 гг. Греция потеряла права на округ Измира и было решено провести обмен населением между двумя странами. Этнические греки были отправлены на историческую родину, а турки, жившие в Греции, перебрались в места вроде Шириндже. Поэтому здешние места совсем далеки внешне от турецких.


В последние годы многие жители покинули деревню и переехали в Сельчук. Туризм стал доминирующим источником дохода. Тем не менее, здесь все еще есть фермеры, которые живут в основном за счет персиков, оливок, инжира и, все чаще, грецких орехов. С точки зрения застройки, Ширинче - настоящая греческая деревня, архитектурный стиль с белыми стенами домов и красными крышами - греческий.



С турецкого название поселка переводится как «прелестное, милое место», и в этом что–то есть. Узкие улочки, вымощенные брусчаткой. Вдоль тротуаров женщины Шириндже разворачивают перед вами свои товары: вязание, вышивку, кружева. Другие предлагают вино, травы, ягоды, оливковое масло.

Мы приехали под вечер, в дикой холод и не в сезон и были единственными, кто бродил по улочкам. Так что количества местного ширпотреба на на душу туриста пришлось поменьше, чем обычно. Ничего особенного , если честно, я здесь не увидела - все то же мыло, все те же сувениры, все те же приправы.


Выбор вин очень богат:

Особенно популярно гранатовое вино, а также вы можете попробовать ежевичное, персиковое, киви, вишневое и многие другие.

Дегустация входила в тот дополнительный пакет, который мы покупали отдельно. "Уплочено? Нолито!" Многие турки из разных уголков страны приезжают сюда именно за этим прекрасным напитком. Правда хранится фруктовое вино не очень долго – всего около двух лет. <....................>


Из всех испробованных вин приглянулось гранатовое и тутовое. Или оно было ежевичным? На гранатовое запала не я одна. Жаль, что к нам не завозят. <.......................>
Сегодня в Ширинче больше не производят вино, все вино поступает из других мест, но это не гасит энтузиазма туристов, желающих его купить.

В конце 2012 года в деревне наблюдался наплыв туристов, поскольку некоторые верили, что после окончания календаря майя наступит конец света, но Ширинче будет единственным местом (кроме Бугарача), которое не пострадает из-за почитания Девы Марии и "положительной энергии".

В 1990-х годах известный стамбульский лингвист Севан Нишанян и его жена Мюдже Тёнбекичи поселились в полузаброшенной деревне Ширинче. Они способствовали тому, что деревня была объявлена объектом национального наследия, и взялись за восстановление разрушенных исторических домов, используя оригинальные материалы и строительные технологии деревни. Несколько отреставрированных деревенских домов в итоге были превращены в получивший широкую известность Hotel de Charme под названием Nisanyan Houses. Нишанян также сотрудничал с Али Несином, выдающимся математиком и филантропом, чтобы построить Математическую деревню Несина недалеко от Ширинче. Построенная в строгом соответствии с традиционной эгейской сельской архитектурой, деревня предлагает летние курсы по математике для студентов и аспирантов. Сюда приезжают известные преподаватели со всего мира, и к лету 2013 года здесь проживало более 300 студентов. В 2014 году на территории Математической деревни начала работу философская школа.
С тех пор многие жители деревни восстановили свои дома и используют их в качестве небольших гостиниц и гостевых домов. Здесь есть жилье на любой вкус, а в деревне работает множество ресторанов. Ужином нас накормят в отеле, мы даже кофе пить не стали - хозяева кофеен поголовно отсуствовали, занимаясь своими делами по дому, не дозовешься.

|
</> |