Фига в «Золушке»
solntseva — 12.01.2011 История, похожая на анекдот, произошла в театре Петропавловска-на-Камчатке. Там к Новому году поставили сказку про Золушку. Сыграли несколько раз совершенно бесшумно, а потом на спектакль пришла какая-то чиновница, и обнаружила, что на приказ Короля о переводе часов назад публика реагирует очень бурно, явно ассоциируя сказочные события с похожими распоряжениями российского Президента и местного губернатора и народными против них выступлениями. Чиновница взволновалась, дала команду по инстанциям. Местное управление культуры повелело спектакль закрыть, чтобы не разжигать эмоции. Народ, уже купивший билеты на 8 января, осадил театр. Тогда играть разрешили, но с купюрами. Но артисты сыграли без купюр! Теперь спектакль стал в городе очень модным, и на следующее представление 13 января туда собираются уже все недовольные политикой властей.Так невинная шутка стала поводом для массового протеста, а так же театрального бума. Воспроизводится старый механизм фиги в кармане. В советские времена многие театры были единственным местом, где люди могли себе позволить сообща и публично выразить свое недовольство, смехом и аплодисментами одобряя не явную критику власти, получившую название «фиги в кармане».
Теперь, когда возможностей для выражения своего несогласия много больше, такое полное воспроизведение старой схемы кажется странным. То ли тут дело в привычке, то ли – в привлекательности такой реакции, куда более востребованной, чем прямая критика властей, протестные выступления или открытые гражданские высказывания, в том числе и в театральной форме.
Или это результат инфантильности людей, не способных к прямому протесту, зато охотно использующих те же приемы, что и дети, боящиеся родителей, учителей или другого начальства? Дразнить власть куда приятней и безопасней, чем вступать с ней в какой-либо диалог, настаивать на своих правах или бороться за ее смену.
|
</> |