Фетвы в Исламе. Модернизация священослужителей.

Примат ислама в жизни Саудовской Аравии подпитывал рост огромного религиозного сектора, выходящего за рамки официальных священнослужителей государства. Общественная жизнь была наполнена знаменитыми шейхами: старыми шейхами, молодыми шейхами, шейхами, которые раньше были экстремистами, а теперь проповедовали толерантность, шейхами, которых женщины находили сексуальными, и чернокожими шейхами, которые сравнивали себя с Бараком Обамой. Они конкурировали за последователей в социальных сетях гиперсетевого общества королевства, и некоторые из них, в том числе слепой пожилой великий муфтий, вели собственные телешоу. Это использование технологий противоречило истории ваххабитских священнослужителей, отвергавших почти каждое нововведение как угрозу исламу. На протяжении всей истории Саудовской Аравии священнослужители стремились запретить телеграф, радио, камеру, кино, футбол, образование для девочек и телевидение, появление которых в 1960-х годах вызвало возмущение.
Там, где было не совсем ясно, что было халяль или харам (разрешенным или запрещенным), саудовцы обращались к священнослужителям за фетвами или религиозными мнениями. Некоторые фетвы попали в международные новости, например, когда аятолла (высший духовный титул у шиитов) Рухолла Хомейни из Ирана призвал к убийству автора Салмана Рушди, но большинство из них были связаны с личной религиозной практикой. Другие показывали, на что шли священнослужители, применяя древние писания к современной жизни.
Возьмем священнослужителя, который призывал к смерти Микки Мауса, а затем отступил. Или священослужитель, который пояснял, что не запрещал «шведский стол». Когда того же шейха спросили, можно ли фотографироваться с кошкой, он ответил: «Кошка — не проблема. Фото — проблема.... Фотография не разрешена без крайней необходимости. Ни с котами, ни с собаками, ни с волками, ни с чем-либо еще.»
Частный сектор фетв иногда становился неуправляемым, поэтому правительство пыталось навязать им соответствие официальным инструкциям. Фетвы также вызывали смех, например, та, что считала трату денег на продукты Pokemon «соучастием в грехе и проступке». Другие противоречили политике правительства. Государство со времен короля Абдуллы пыталось привлечь больше женщин к работе, и MBS продолжил эту кампанию. Но государственная организация фетв предостерегла об опасности того, что женщины присоединятся к мужчинам на их рабочем месте, и называла это «причиной врекущей за собой разрушения общества».
Копаясь на веб-сайте организации, я был потрясен, обнаружив фетву на английском языке от предыдущего Великого муфтия, которая призывала убивать неверных или брать в рабство, пока они не станут мусульманами.
«Тот, кто отказывается следовать прямым путем, достоин быть убитым или обращенным в рабство, чтобы установить справедливость, сохранить безопасность и мир, защитить жизни, честь и имущество. Рабство в исламе похоже на очистительную машину или баню, в которую плененны входят, чтобы смыть свою грязь, а затем выходят чистыми и невредимыми через другую дверь,» — говорится в нем.
Однажды я пил кофе с аль-Шейхом, и он ответил на его мобильный, внимательно выслушал и тут же издал фетву. Ему постоянно звонили по таким вопросам, жаловался он. Этот вопрос был простым: в какой момент паломник, направляющийся в Мекку, должен был облачиться в белые одежды ритуальной чистоты? В Джидде, сказал он. Но другие сбили его с толку, и он передумал, т.к. не был уверен. Однажды женщина спросила, можно ли ей носить накладные ресницы. Он сказал ей, что не знает, но позже передумал и сказал, что можно. При одном условии: «Чтобы не было обмана».
Женщина надевшая ресницы до того, как мужчина сделал предложение и получил первый взгляд на ее лицо — фальшивая супружеская реклама. А потом, после свадьбы, она их снимет! Такое не разрешено.
Однажды в пятницу он пригласил меня посетить своего дядю Великого Муфтия Абдулазиза Аль-Шейха.
Мы вошли в огромный приемный зал возле дома муфтия в Эр-Рияде, где вдоль стен на мягких скамьях сидело около дюжины бородатых студентов. Муфтий восседал в центре на высоком кресле, его ноги были одеты в коричневые носки и покоились на подушке. Студенты читали религиозные тексты, а муфтий сопровождал их комментариями. Аль-Шейх младший сказал мне, что его дяде 75, и он ослеп в 14. Немецкий доктор пытался сохранить ему зрение, но вместо этого сделал его слепым.
Когда пришла моя очередь задавать вопросы, я спросил о том, что интересовало большинсво жителей Запада: Как он отвечает критикам, которые сравнивают ваххабизм с идеологией «Исламского государства»?
«Это все ложь и клевета. Даеш (воинствующая группа исламских фундаменталистов, активно действующая, в частности, в Сирии и Ираке) — это агрессивая тираническая группа, не имеющая к нам никакого отношения,» — сказал он, используя арабский акроним для слова «группа».
После паузы муфти сказал мне: «Ты должен стать мусульманином.»
Я ответил, что моя семья — христиане.
«Религия, которой ты сделуешь, не имеет истоков. Ты должен принять откровение пророка Мухаммеда.... Твоя религия — не религия. Однажды теперь придется встретить бога,» — говорил он.
*продолжение следует*
|
</> |