
Феррара. Часть 1-я. Столица куртуазного герцогства.

В Феррару мы ездили на один день из Абано Терме. День, это, конечно, явное преувеличение, т.к. провели мы в городе часов 5-6. Пока дождались автобуса и добрались до ж.д. станции в Монтегротто, а затем около часа ехали электричкой, утро почти закончилось. На обратном пути автобус ждали ровно час, за это время можно было и пешком преодолеть те 5 км, которые разделяют Монтегротто и Абано.
Естественно, посмотрели далеко не все, что мне хотелось, тем более, что у подруги были свои понятия о полноценном отдыхе и путешествиях в Италии и мы договорились искать разумный компромисс в наших желаниях.
Феррара оказался очень антуражным старинным и, одновременно, современным студенческим городом, исторический центр которого полностью окружен сохранившимися крепостными стенами и который в 1995 году зачислен ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества. С огромным замком, который мы даже не успели обойти вокруг, интересным собором, старинными церквями и палаццо — все как полагается в итальянском городе с историей.

Хотя история у него не самая длинная — первое упоминание о Ферраре встречается в документах лангобардского короля Дезидерия и относится к 8 веку. В первые века своего существования город переходил из рук в руки, позже был феодальным владением Каноссы , затем был объявлен независимой коммуной.

Последующие годы сопровождались междоусобными войнами гвельфов, в лице семьи Аделарди, и гибеллинов под руководством Торелли-Салинґуерра.
Период культурного расцвета Феррары начался в 1391 году, после основания университета, который связан с именами Парацельса, Коперника и Савонаролы. А, вообще, расцвет Феррары неразрывно связан с домом д’Эсте, который захватил власть в городе во второй половине 13 века.

Во второй половине 15 века Эсте были удостоены герцогских титулов. Первым герцогом Феррары стал Борсо д’Эсте в 1471 году. Богатство и роскошь их двора сделали д’Эсте одной из самых известных и уважаемых аристократических фамилий Европы.
Дальше я приведу довольно обширную цитату из Википедии:
Феррарский двор отличался сказочным великолепием. Примеру государей следовала аристократия. Установилась небывалая роскошь в жилищах, одежде, украшениях, мебели, обстановке, лошадях, слугах и т. д. Дворцы, виллы, сады, парки со зверинцами носили поэтическое имя «delizie». Маскарады, балы, банкеты, охоты, турниры, спектакли назывались «cortesie». Вся жизнь была как бы сплошным праздником.

Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко проникало в нравы: существовал особый орден «золотой шпоры», устраивались вооруженные состязания, диспуты по вопросам чести. Рукописи французских рыцарских романов в Ферраре читали с восторгом. Провансальские трубадуры находили тёплый приём при феррарском дворе уже в XIII в.
В этом обществе суровых солдат и удалых охотников большое влияние благодаря рыцарским привычкам приобрели женщины, не остававшиеся в тени, как в других городах. Они присутствовали на турнирах и охотах, играх, процессиях и представлениях. Нигде в Италии типичные черты феодального общества не проявлялись так ярко, как в Ферраре и Милане.

И позже, в эпоху Возрождения, Феррара оставалась главным центром и рассадником куртуазной культуры. Средневековая литература о рыцарях Круглого Стола нашла в Ферраре своих достойных преемников в лице Боярдо и Ариосто. По верному замечанию Ф. Монье, «рыцарство, которое в других местах превратилось в простое литературное воспоминание, здесь — живая действительность».
Герцоги Эсте занимались основанием школ, библиотек, музеев, привлекали писателей и артистов, строили памятники.
Не только мужчины, но и женщины покровительствовали наукам и искусствам. Такими были жена Эрколе I Элеонора Арагонская, а также её дочери Беатриче и Изабелла д’Эсте, «прекрасные друзья великих произведений литературы и изящных искусств»; позже — известная Лукреция Борджиа (жена Альфонсо I), Рената Французская (жена Эрколе II), сёстры Альфонсо II Элеонора и Лукреция. Усилиями этих и им подобных аристократов Ферарра сделалась очагом итальянского Ренессанса.
*****
Добравшись до Феррары первым делом отправились в Palazzo Schifanoia. Дворец был построен в 1385 году по заказу Альберто V д’Эсте в тихом районе города среди садов и огородов — эдакий загородный дворец.

Затем он несколько раз достраивался и перестраивался, а в 1471 году его интерьеры были расписаны фресками. Самое интересное там - это чудом сохранившиеся фрески «Зала двенадцати месяцев», которые и иллюстрируют куртуазную жизнь герцогской Феррары в 15 веке.

П.П. Муратов так рассказывает о фресках дворца: «Фрески Скифанойя были освобождены от покрывавшего их слоя штукатурки в первой половине XIX века. Вопрос об их авторе долгое время был предметом ученых изысканий.
Найденный недавно документ положил конец всем спорам; из него явствует, что лучшая и, к счастию, лучше всего сохранившаяся часть росписи Скифанойя принадлежит феррарскому художнику Франческо Косса. Вместе с этим еще недавно совсем неизвестный Косса был справедливо причислен к интереснейшим и крупнейшим художникам XV века.

В первоначальном виде фрески Скифанойя состояли из двенадцати частей; каждая такая часть была посвящена одному из двенадцати месяцев года. Сохранившиеся и написанные Коссой три части на восточной стене соответствуют месяцам марту, апрелю и маю...
Чувством какой-то простой и законной радости бытия, верой в непреложное счастье жизни проникнуты все фрески феррарского цикла. Борсо (герцог) неизменно милостив и щедр, и гордая улыбка неизменна на его устах.
Его охоты удачны, его суды праведны, его свита состоит из прекрасных юношей и опытных старцев, его лошади выращены в знаменитой своими лошадьми Мантуе, его собаки и сокола мастерски сноровлены. Придворные кавалеры учены и вежливы, дамы нежны и искусны, их жизнь течет, как вечный праздник, в легком труде и невинных наслаждениях.

Но Косса не был нисколько придворным и льстивым бытописателем, — развлечения д’Эстэ имели для него ту же ценность, что и сельские работы. Он изображал их рядом, с той же любовью, с тем же наслаждением. Доля поселян для него не меньше завидна, чем охотничьи забавы Борсо.
Он угадывал важный смысл труда среди вечной чистоты и ясности полей. Все, что он видел, опьяняло его, как свежий воздух Божьего мира. И сами созвездия казались ему благожелательными, и заманчивой была для него тонкость начертания их таинственных знаков.»
О Франческо дель Косса я недавно рассказывала в постах о Болонье. Его работы сохранились в болонской пинакотеке и некоторых церквях города. В Болонью он переехал после размолвки с Борсо д’Эсте — художник считал, что ему слишком мало платят за его работу для герцогского двора.
От станции до Скифанойи шли по самой старой части города — Виа делле Вольте, которая получила своё название от подвесных арок, соединяющих дома по разные стороны улицы на высоте второго этажа.

Попутно присмотрели себе ресторанчик для обеда на обратном пути после посещения Скифанойи.


В следующем посте будет центральная часть старого города.