Музей Ханенко. Загадки "Зимнего пейзажа".

топ 100 блогов vitaviktoria29.08.2020

Мне всегда нравилась эта картина в музее Ханенко. Чем-то она перекликается со знаменитыми зимними работами Брейгелей. Сколько себя помню, возле нее всегда была табличка о том, что художник принадлежит к кругу Питера Брейгеля Старшего. А вот недавно табличку поменяли и на ней появилось имя — Гейсбрехт Лейтенс.

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж. Музей Ханенко. Киев, 1618-1628, дерево. масло
Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж. Музей Ханенко. Киев, 1618-1628, дерево. масло

Про длинную историю установления авторства картины, попавшей в музей вместе с коллекцией Щавинского, рассказывает сотрудник музея  Елена Живкова. Статью её я немножко сократила и подобрала в сети репродукции зимних пейзажей авторства героя рассказа, а также два самых знаменитых зимних пейзажа кисти Брейгелей:

«... В конце ХVI — начале XVII века запад Европы страдал от ряда непривычно холодных зим. Историки даже назвали этот период «малой ледниковой эрой». Однако, несмотря на суровость погодных условий, художники тогдашних Нидерландов нашли в побелевших долинах и замерзших каналах источник вдохновения... Простой перечень имен говорит сам за себя: Питер Брейгель Старший, Абель Гриммер, Денис ван Альслот, Хендрик Аверкамп, Лукас ван Валькенборх.

К этому ряду относится и автор «Зимнего пейзажа» — одного из самых известных шедевров киевского Музея искусств Б. и В. Ханенко. Имя этого мастера, как нередко случается в истории искусства, потерялось, казалось бы навеки. 

Гейсбрехт Лейтенс., Зимний пейзаж. Национальная галерея, Прага, первая половина 17 века
Гейсбрехт Лейтенс., Зимний пейзаж. Национальная галерея, Прага, первая половина 17 века

Первым, кто привлек внимание историков искусства к группе близких по стилю произведений, был петербургский коллекционер Василий Александрович Щавинский. Сравнение с картинами другого нидерландского художника — Йооса де Момпера позволило Щавинскому прийти к выводу, что Мастер зимних пейзажей творил в первой четверти XVII в. в Антверпене. Кроме того, исследователь нашел в частных российских коллекциях, как пишет он сам, «три зимних пейзажа, настолько по общему характеру композиции и стилю рисунка близких друг к другу, что сразу признал в них произведения одной кисти».

Щавинский ... еще смолоду высланный из Киева за украинофильские взгляды, почти всю жизнь провел вне Украины. В 1923 году, незадолго до трагической гибели от рук уличных хулиганов, Щавинский завещал присоединить свою коллекцию живописи к киевскому собранию Б.Ханенко. Так в 1925 г. в музее появился «Зимний пейзаж».

В экспозиции киевского музея эта картина до последнего времени была обозначена как произведение неизвестного художника круга Питера Брейгеля Старшего. Из-за полной недоступности зарубежной профессиональной литературы музейные работники не могли знать о статье голландского знатока живописи Петруса Реелика, который еще в 1942 году опубликовал изысканный зимний пейзаж из своей коллекции. 

На оборотной стороне этого произведения была монограмма из букв «Г» и «Л». В списках мастеров гильдии антверпенских живописцев — гильдии св. Луки исследователь разыскал сведения о художнике, начальные буквы имени которого совпадали с монограммой. Учитывая ... характерные детали авторского почерка, указанные В.Щавинским, П.Реелик высказал предположение, что Мастер зимних пейзажей и Гейсбрехт Лейтенс — один и тот же художник. Список аутентичных произведений мастера исследователь расширил от трех, указанных Щавинским, до восемнадцати.

Гейсбрехт Лейтенс , Зимний пейзаж. Galerie Florence de Voldère Париж, между 1611 и 1657 гг., масло на холсте перенесено на панель
Гейсбрехт Лейтенс , Зимний пейзаж. Galerie Florence de Voldère Париж, между 1611 и 1657 гг., масло на холсте перенесено на панель

В 1973-м упорные архивные поиски и сравнительно-стилистический анализ позволили немецкой исследовательнице Эдит Грейндл назвать уже сорок четыре достоверные картины загадочного Мастера зимних пейзажей. Однако факты из биографии Гейсбрехта Лейтенса, которые исследовательнице удалось к тому времени установить, были чрезвычайно скудны. Художник родился в 1586 году в Антверпене, учился и был подмастерьем у известного только по имени живописца Жака Вролика. 

В 1611 году Гейсбрехт Лейтенс получил квалификацию самостоятельного мастера в гильдии св. Луки и с 1617-го по 1627 год имел нескольких учеников в собственном ателье. Кроме того, в архивах гильдии художник упоминается как капитан гражданской вахты. Для окончательной уверенности в тождественности монограммиста «Г.Л.» и антверпенского Мастера зимних пейзажей этих документально подтвержденных фактов было недостаточно.

И вот в 1988 году в журнале «Ди Кунст» немецкая исследовательница Урсула Хертинг опубликовала типичную по стилю картину «Зимний пейзаж с сокольничим и замерзшим ручьем». Произведение было подписано уже не монограммой, а полным именем художника — Гейсбрехт Лейтенс! 

Между тем в киевском музее, где хранится именно та картина художника, с которой и началось возвращение имени Гейсбрехта Лейтенса из небытия, об искусствоведческом расследовании ничего не было известно. 

В 2006 году благодаря международной организации исследователей искусства Нидерландов (CODART) мне посчастливилось работать в одном из известнейших в Европе искусствоведческих архивов в Гааге. Здесь я и познакомилась с материалами этого длительного расследования. Выяснилось, однако, что ни один из зарубежных коллег киевское произведение не видел и не анализировал. Принадлежность этой картины — не только без подписи, но и без монограммы — кисти Гейсбрехта Лейтенса еще нужно было доказать.

В музее Ханенко началось комплексное исследование произведения. Сочетание стилистического анализа с изучением его технико-технологических характеристик позволило наконец вернуть жемчужине киевской коллекции настоящее имя ее автора.

Присмотримся к нашему «Зимнему пейзажу» внимательнее: застыли в ледовой роскоши голые деревья причудливой формы, припудренные первым снегом; сучковатые ветви, спутанные в лабиринт тысячами изгибов… На ветвях множество птиц. Здесь можно узнать сойку, удодов, несколько сорок. Пара зимородков на нижней ветви как будто ожидает момента, когда крестьянин, стоящий рядом на льду, пробьет жердью прорубь и можно будет начать подводное рыболовство.

Интересно, что такие же пейзажные мотивы встречаются почти в каждом произведении Гейсбрехта Лейтенса. ... Один из них, кстати, очень близкий к киевскому пейзажу, хранится сейчас в Эрмитаже. Так что «мономания» Гейсбрехта Лейтенса не свидетельствует об отсутствии творческой фантазии, а, скорее, отражает вкусы публики, которая требовала от него произведений с характерным узнаваемым почерком.

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж с собирателями хвороста. 1822 год, Маурицхейс, Гаага, масло на панели
Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж с собирателями хвороста. 1822 год, Маурицхейс, Гаага, масло на панели

Одной из реалий жизни для современников нашего художника была боязнь зимы. В 1564/65 г. от второго дня Рождества вплоть до праздника Трех Королей (Волхвов) река Шельда в Антверпене полностью замерзла, и многие люди умерли от холода. Так что боязнь зимы ассоциировалась со страхом смерти. Привыкший к аллегориям зритель XVII века, рассматривая зимний пейзаж, всегда наполненный действующими фигурками людей, понимал, что здесь кроется моралистический намек: так же, как мы готовимся к зиме, следует готовиться и к смерти. Так что в обычных, на первый взгляд, пейзажах речь шла ни много ни мало о спасении души.

Попробуем, однако, установить, о каком именно месяце идет речь. На деревьях кое-где зеленеет листва, еще не засохшая от холода. На дальнем плане изображена крестьянка с вязанкою камыша для скота. На переднем плане по левую сторону — мужчина, испытывающий жердью прочность первого, еще молодого льда. По правую сторону — крестьянин с петухом, купленным либо к празднику, либо, наоборот, предназначенным для продажи. По всем признакам, зима только начинается — начало декабря.

И для сравнения: Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу (1565). Вена, Музей истории искусств
И для сравнения: Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу (1565). Вена, Музей истории искусств

Если бы мы не знали, что под деревом возле костра изображены цыгане (подобные фигуры в непривычной одежде — ярких накидках и тюрбанах встречаются на многих произведениях Гейсбрехта Лейтенса), то можно было бы предположить, что художник изобразил отдых трех волхвов. Вспомните, что в аллегориях зимы экзотические фигуры посланцев далеких стран служили предвестниками рождественских праздников.

Живописные приемы, виртуозно применяемые автором киевского произведения, также совпадают с манерой подписанных эталонных произведений Гейсбрехта Лейтенса... Во время исследования оборотной стороны дубовой доски, подготовленной для «Зимнего пейзажа» по всем канонам нидерландской технологии, неожиданно были обнаружены настоящие цеховые клейма!

На большинстве нидерландских картин такие клейма сегодня уже утрачены из-за многочисленных простругиваний основы. Так реставраторы предотвращали разрушение картины жуками-древоточцами. Все клейма «Зимнего пейзажа» нам удалось расшифровать.

И Питер Брейгель Младший Зимний пейзаж с ловушкой для птиц Вена, Музей истории искусств
И Питер Брейгель Младший Зимний пейзаж с ловушкой для птиц Вена, Музей истории искусств

Первое — «две ладони» — выжжено железным клеймом, раскаленным докрасна, принадлежит Антверпенской гильдии св. Луки и удостоверяет качество подготовленной под живопись доски. Сам знак — «две ладони», являющийся частью герба Антверпена, связывают с давней легендой о великане, который отрубывал кисти рук тем, кто не хотел платить налог, проезжая мимо города по реке Шельде. По народной этимологии, отсюда якобы и происходит название города: Антверпен (по-голландски «ханд врепен») — «отрезанная рука».

Второе клеймо — «замок» — на следующем этапе контроля гильдии служило уже подтверждением качества работы художника. Под «качеством» в этом случае контролеры понимали только технологические свойства живописи и не касались оценки художественного уровня произведения. Мотив «замка» гильдия позаимствовала также у герба Антверпена.

Последнее, третье, клеймо — «стилизованный растительный мотив» — выполнено на доске холодным способом — тиснением. Этот знак принадлежит лично мастеру, изготовившему доску, и почти приравнивается к подписи. Кроме элементов орнамента на клейме есть инициалы ремесленника. Важно так же, что на киевской картине имеется полный комплект клейм, что встречается довольно редко и может служить эталоном во время сравнения с другими работами Гейсбрехта Лейтенса.

Следовательно, на окончательное раскрытие загадки «Зимнего пейзажа» из коллекции Щавинского понадобилось без малого сто лет!...»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот общество у нас наэлектризованное: любые изменения, идущие сверху, встречает в штыки. Прямо вздыбливается и всеми конечностями от себя отпихивает. Взять, к примеру гомеопатию. Никто ведь её не запретил, и, как пользовались люди дедовскими средствами от разных болявок, так и будут ...
В Топчидерском парке местами топко, но называется он Топчидерским не поэтому. Топчи по-турецки пушкарь, здесь завод был артиллерийский, пушки делали. Берётся отверстие и обливается медью. А потом князь Милош Обренович выбрал этот пригородный парадиз для строительства своей резиденции. Нас ...
Лучший способ приготовить семгу - готовить ее как можно меньше. И в смысле времени, и в смысле телодвижений. Вообще практически ничего делать не нужно! Допустим, у нас есть кусок охлажденной, как в моем случае, или правильно размороженной семги. Первое, чего совершенно не нужно ...
В России могут в будущем ввести продуктовые карточки для малообеспеченных граждан, однако такие меры применяются в разных странах мира, их не стоит опасаться. Такое мнение выразил научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, передает «РИА Новости». «Во многих странах, ...
Однажды к Мастеру в гараж зашли Ханжи. Сморщив носы и оглядевшись, они сказали: – Здравствуйте. Мы ханжи. Мы пришли вас осуждать. – Но за что? – удивился Мастер. Ханжи переглянулись и удовлетворенно кивнули. – Мы слышали, вы употребили слово на букву “б”, а также “ё”. Не ...