Феномен парадности
olga_srb — 03.04.2016 Наша жизнь делится на две части: парадную и подсобную. Это деление распространяется на все сферы жизни и существует не одно десятилетие. В домах всегда была и частично остается парадная (она же – праздничная) посуда, бережно пылящаяся в сервантах; парадное постельное белье, штабелированное вперемежку с кусками ароматного мыла (на случай приезда иногородних родственников); «приличное» нижнее белье, надеваемое по особым случаям (долгожданное свидание, путешествие или визит к врачу).В советских квартирах была «приличная» комната, где принимали гостей, а в комнатах – «приличная» стена, на фоне которой можно было сфотографироваться в юбилей. На новый диван накидывался старенький пледик – средство профилактики потертостей и пятен; полированные поверхности защищались салфеточками, а бытовая техника - полотенцами с прошлогодним календарем. К приходу гостей на кухне появлялись чистые прихватки, в прихожей – целые тапки, а в ванной - «приличное» полотенце. Все парадное береглось, охранялось, не подлежало использованию во избежание амортизации и износа.
Даже парадные подъезды, как правило, намертво забивались гвоздями, а жильцы послушно прошмыгивали к своим жилищам через подсобный, ставший основным, вход.
Если бы Некрасов сегодня вздумал поразмышлять у парадного подъезда, он начал бы так:
Вот парадный подъезд. Он закрыт на века.
Одержимый парадным испугом,
Наш великий народ друг за другом
По подсобке течет как река…
Когда всё (кроме здоровья, денег и внутренней культуры) перестало быть дефицитом, перед населением остро встал вопрос утилизации нажитого добра. И тут на выручку пришли дачи, гостеприимно принявшие ветхие пододеяльники (с перспективой «на тряпки»), разномастные чашки с едва заметными сколами, пережаренные сковородки и половики с запятнанной репутацией.
Всему этому можно найти массу объяснений, что не меняет сути: феномен парадности в нашей культуре существует. И появился он очень давно – с парадных камзолов и рыцарских доспехов. Парадное всегда противопоставлялось будничному в значении «убогому».
А что может быть ему противопоставлено? Культура повседневной жизни, когда каждое утро, каждый ужин, каждый день воспринимается как достойный того, чтобы быть «приличным». Культура, при которой «прилично» соединяется не со словом «выглядеть», а со словом «быть». Культура самоуважения, исключающая «подсобные» мысли и поступки.
|
</> |