Феминизм — это как и что?
uhctutytka — 12.11.2015 Сегодня одна прекрасная дева в моей фейсбучной ленте опубликовала ссылку на вот этот пост.Если не хочется идти на фб, я под На самом деле я долго не решалась называть себя феминисткой.
Потому что не хотелось получить клеймо нищастной дуры, которую всю жизнь обижали мужики.
К сожалению так репрезентуют феминисток даже знакомые мне люди. Даже женщины. Даже психологи.
Глупость, конечно, но неприятно.
А потом я поняла, что больше не боюсь.
Помог мне в этом Шарль Азнавур.
Он - исполнитель чудесных песен в стиле шансон. Если ты в России говоришь, что исполняешь шансон, то про тебя думают, что ты а)сидел в тюрьме, б)исполняешь плохо срифмованные тексты про тюрьмы, фраеров и прочая на не очень разнообразную музыку.
Но на самом деле проблема не в Азнавуре, а в тех, кто решил назвать блатняк шансоном.
Точно также проблема не во мне - я за уважительное отношение к мужчинам и женщинам, за равные права, за то, чтобы пары учились строить отношения друг с другом.
А то, что кто-то называет феминизмом свои больные фантазии на тему 'они хотят кастрировать мужиков' или 'они мечтают стать мужиками' - не моя проблема.
Ну не слышали люди Азнавура и его коллег и искренне считают, что 'Владимирский централ' - шансон. Или же не хотят слушать какие-нибудь 'Елисейские поля' потому что там наверняка про малолеток или зону - ничего не поделаешь.
Чем больше будет правильного феминизма и адекватных феминисток, тем больше вероятность, что однажды они изменят свое мнение спрятала его содержание. И у нас с одним потрясающим мужчиной под этим перепостом (он только для друзей, поэтому ссылку дать не могу), возникла дискуссия. Мне кажется, что я в ней структурировала все свои мысли про феминизм и про мое отношение к равноправию. Оставлю здесь, чтобы лежало и хочу, чтобы вы со мной тоже про это поговорили.
Мужчина: Меня в этом контексте волнует формула "равные права = равные обязанности" и проблема галантности.
Я: Задай вопрос про равность прав и обязанностей подробнее. Проблема галантности мне кажется, опять же, в адекватности обоих действующих лиц. Скажем, подать пальто — это галантно. Но есть два перегиба. Первый — когда не очень адекватен мужчина, когда его галантность — это повод погордится собой и только собой. Пальто подается как попало, рукава ниже/выше рук, вот это вот всё. В первую очередь проявление твоей галантности должно облегчать, а не усложнять жизнь, иначе это воспринимается, как будто женщина — предмет для почеса ЧСВ.
Второй перегиб — это когда не очень адекватна женщина, по отношению к которой эта галантность проявляется. Когда любое проявление галантности ей воспринимается как будто она предмет, граней нет, оттенков не существует. Я считаю, что с такими женщинами проще не пытаться быть галантными, но это не решение, а бегство от проблемы))
Мужчина: Галантная женщина может подать пальто мужчине? Подать руку при выходе из троллейбуса?
Я: Ага, понятно, обоюдность. Я лично считаю, что да. Опять же — для облегчения жизни. То есть в тот момент, когда у мужа болит плечо — я стараюсь опередить его и подать ему куртку, снять что-то с полки; предложить опереться на меня, если у него болит нога, к примеру, помочь, проявить галантность. Что такое галантность, если колупаться? Galant (фр) – услужливый. Образование подсказывает мне, что обходительность подойдет чуть больше, потому что не имеет столь отрицательной коннотации. Просто у нас принято считать, что галантность — это услужение мужчины по отношению к даме. Те же или похожие поступки женщины по отношению к мужчине называют почему-то просто обходительностью.
Я за то, чтобы не пытаться считаться, а попробовать облегчать друг другу жизнь, когда можете. Это и называть галантностью. Идет дедушка и несет сумку, которая ему тяжела? Ну возьми и помоги, от этого у тебя хуй не вырастет, даже если ты девочка вся из себя. Видишь, что другой мужик тащит бревно на плече и в дверь не проходит? Ну открой ты её и придержи, не педик же ты после этого, просто помог.
Мужчина: Адекватная! Теперь двинем на равные обязанности. Армия? Равные сроки? Отсутствие беременности, как аргумента (Чикатило-Шавенков был беременен третьим ребенком и его отсрочили на 14 лет.), сроки за изнасилования, наконец? Меня, собственно заедает вот что: химически, физически и биологически мы представители разных видов. Психология, как функция биохимии тоже дает чертовски разную картину.Мы живем разное количество времени. Мы взрослеем с разной скоростью.
Я: ну и, собственно, про равные права — равные обязанности в моей жизни то же самое. Лично вот мне тяжело таскать сумки, да и не очень льзя. Это не потому, что у меня писька внутрь, а потому что спина больная и руки слабые. Да, можно накачивать и спину, и руки. Но у меня есть любимый человек, который может взять на себя неприятную для меня обязанность. Точно так же я могу взять на себя обязанность, допустим, мыть унитаз, прости господи. Не потому что я баба и мне положено, а потому что я могу, а ему неприятно. То есть равность наших прав и обязанностей в том, что мы стараемся по максимуму (ну это в партнерстве) облегчить жизнь второму человеку. Это напрямую с галантностью связано.
А если говорить шире, о равных правах-обязанностях, то, допустим, у меня есть право водить машину (и даже целые водительские права есть), значит, есть обязанность хотя бы относительно разбираться в том, как она устроена ИЛИ знать, кому нужно позвонить, чтобы уже этот человек знал, как она устроена, а я доверяла тому, кому звоню. Это потому что я девочка? Нет. Точно так же может поступать любой мальчик, который не хочет возиться с машиной (я, кстати, возилась, пока муж с меня эту обязанность не снял, но он сам, меня она не тяготила).
Во, пока писала, ты откомментил)) Да, я считаю, что невозможно полнейшее равноправие во всем и вся — как раз потому, что мы разные. И биохимически, и физически в очень и очень многих ситуациях невозможно загрести под одну гребенку и мужчин, и женщин как раз-таки потому, что разные. Но ведь всегда можно убрать некое количество шелухи, основанной на "потому что" и оставить те различия, которые имеют под собой логичное, физиологическое или биохимическое обоснование.
Армия? Окей, в Израиле уже давно да. Но давайте мы сначала всю армию сделаем добровольной, а не принудительной, а принудительными сделаем сборы на неделю, например, раз в два года. Да, для мужчин и для женщин. Отдельно. С разными задачами. И нет, не санитарки-воины, а по физической готовности кандидатов.
Равные сроки? Не готова разговаривать, недостаточно у меня информации на этот счет. Помню только, что где-то проскальзывало, что чаще всего женщинам сбавляют срок, так как доказывают что-то типа "он сам нарвался" (с) Чикаго. Но это тема для другой дискуссии.
Беременность. Тут у меня лично двойственное ощущение. Оставлять женщину, совершившую убийство (абстрактную, а то на словах Шавенкова-Чикатило у меня падают красные веки и хочется написать что-нибудь дачтобонасдохланахуй) на свободе, пока её ребенок не вырастет до 14 лет и тут же сажать другую абстрактную беременную женщину за растраты, на срок больший, чем за убийство — это перекосы системы. В целом, как по мне, родительские права и обязанности должны быть равны, начиная с того возраста, когда ребенок уже как минимум полноценно может обходиться без маминого молока (не без последствий, но может). В среднем, насколько я помню, это три месяца. За это время женский организм частично восстанавливается, ребенок укрепляется, дальше преступница в тюрьму, ребенок остается отцу. Не ну а как? Возможно, что адекватным было бы даже не отсрочить срок, а продлить его на время оставшейся беременности, каковую принудить провести в тюремном роддоме. Это бы сильно поубавило, кмк, манипулирование этим фактом.
Сроки за изнасилование женщинами мужчин формально есть, но как доказать, что оно было? Я сломала голову себе как-то и не придумала. Но да, я искренне считаю, что если у нас есть вера девочкам, которые заявляют, что их изнасиловали, то и мальчикам в таком случае имеет смысл верить. Но — это необходимо проверять. А как?
А вот, например, домашнему насилию очень много мужчин подвергается. И я за то, чтобы объяснять, что если твоя женщина бьет тебя, издевается над тобой морально, занимается физическим или моральным насилием — ты не должен терпеть, потому что ты мужик. Должны быть фонды помощи, должна быть возможность вообще об этом разговаривать.
И при этом точно так же нельзя забывать, что человек любого пола, живущий в обстановке насилия — не "самадуравиновата". И что, когда требуется помощь — ему/ей очень сложно просить эту помощь, потому что установка на невынос сора из избы очень высокая.
Но я чет опять расписалась и сбилась на любимую тему.
Мужчина: ну вот смотри. У тебя и у меня примерно одинаковые позиции. Но обе они не имеют ничего общего с равноправием. Полагаться на адекватность в конкретных ситуациях — да, отлично. нормальные (что бы это ни значило) люди так и делают, но феминизм борется совсем не за это. Прописать формальную норму. Закрепить. Вырубить топором: Рабство невозможно. Мухи не заводятся от грязного белья. Женщина имеет те же права и обязанности, что и мужчина.
Я всегда говорю, что шовинизм — это хорошо. Не надо делать вид, что люди равны. Не равны нифига. Правда на этом мои глобальные позиционные вехи теряются и остается невнятное "не быть мудаком, поступать достойно". Приходится жить с этим.
Я: Вообще да, но не совсем. Я тоже считаю, что что шовинизм, что феминизм — это хорошо. Абстрактно хорошо, но в частностях — жопа.
Как раз то, о чем пишет в посте выше Маша (перепощивает — неважно) — это о разнице между "прописать формальную норму" и "все люди разные. эта разность не всегда напрямую зависит от гендерных позиций".
Ты предлагаешь не делать вид, что все люди равны, но при этом уже стоишь на позиции выше, чем некоторое количество социума, искренне уверенное, что ЧЕЛОВЕК — это мужчина, а женщина — это такой специальный набор функций. Ты уже от этого отошел и поэтому с позиции "женщина-человек, мужчина-человек" ты видишь различие в отношении к чему-либо, в физиологии и биохимии, во всем вот этом. А они видят не эту разницу, они видят разницу "тыжедевочка" и "тычонемужикчтоли". Это не принципиальная разница между самцами и самками биологического вида, это разница социальная. И вопрос в нормальном и адекватном феминизме, как я его понимаю (а не в том, что им так любят прикрывать) как раз и стоит так — устранить социальные предрассудки на тему "тыжедевочка" и "тычонемужик".
Позволить ВСЕМ людям быть разными. Вне зависимости от пола. При выборе прав и обязанностей руководствоваться этой разницей, но в качестве рекомендаций, а не обязательств. Если это не равноправие, то я против того, что эти люди называют равноправием))
Мужчина: "Позволить ВСЕМ людям быть разными." — вот тут мы натыкаемся на общечеловеческую хрень: мы совсем плохо умеем оперировать свободой выбора. То есть, когда тебе говорят "нарисую что-нибудь", большинство встает в тупик. (Сапожник без сапог не потому что лентяй, его просто ВООБЩЕ ничего не ограничивает и он не может сделать ничего). А если вводная "синюю собаку" — это проще. С фантазией беда, одним словом. Общая на этот раз беда))
Я: тут мне нечего тебе возразить))) но мне кажется, что позволить всем людям быть разными — это не столько вопрос фантазии субъекта "каким разным ему быть", сколько вопрос к объекту "принимать людей, какими бы разными они ни были".
В общем, как-то вот так. Что думаете? Вообще для вас феминизм — это про что? О чем это? Неважно, мальчик вы или девочка — просто ответьте "что такое феминизм для меня"?
|
</> |