Felix Austria
alex_vergin — 02.09.2019
Во дворце Хофбург сохранился нетронутым кабинет императора
Франца-Иосифа. Две странности останавливают взгляд - и обе связаны
с портретами: перед рабочим столом императора на подставке
находится большой овальный портрет императрицы Сисси, а другое
огромное ее же изображение висит за ним на стене, несколько правее.
Получалось так: стоило Францу-Иосифу поднять голову от бумаг, как
взгляд его упирался в дорогую женушку; если же он хотел посмотреть
куда-то еще, то первым делом переводил взгляд направо (слева была
стенка) - и он, то есть взгляд, тут же упирался в другой портрет
женушки. Деться от нее было решительно некуда. И так много
десятилетий подряд. Ни в каком другом кабинете я подобного
"сверхприсутствия" супруги или иного родственника хозяина не
встречал. В этом есть некая чрезмерность, едва ли не за гранью
нормальности.
Больших полотен в кабинете всего три, и центральное место - в
середине главной стены над камином - отведено еще одному портрету.
К моему крайнему удивлению, это портрет нашего государя императора,
Александра Николаевича! Не королевы Виктории, не Наполеона
Третьего, не Виктора-Эммануила, не кайзера Вильгельма, - если
говорить о выдающихся "собратьях по ремеслу", - и не собственного
предшественника какого-нибудь, а именно и только Александра
Второго! Дать этому факту убедительное объяснение я не могу.
Во-первых, не было такой традиции - непременно вешать в монаршем
кабинете портрет другого монарха; во-вторых, отношения Российской
империи с Австро-Венгерской были, как известно, далеко не
распрекрасными. Как они испортились в Крымскую войну, после
"предательства" Вены, так и не наладились по-настоящему уже
никогда. Так что выбор в пользу нашего А.Н. представляется мне
весьма неожиданным. Не был ли портрет императора Александра повешен
Францем-Иосифом как был для очистки совести, во искупление вины? В
столице психоанализа ищешь объяснение именно психологическое - ибо
никакого "политического" объяснения этому дать невозможно. Сайт
дворца говорит: Above the fireplace is a portrait of the Russian
tsar, Alexander II, who was a personal friend of the emperor and
had lent his support in the crushing of the Hungarian revolts of
1848/49. Всё это, разумеется, чушь: и спасал Австрию от буйных
венгерцев не Александр, а его отец Николай, и они не были какими-то
там "друзьями". Какая вообще может быть дружба, кроме условной,
между монархами, которые встречались весьма редко и чьи империи
противостояли друг другу в важнейших вопросах европейской
политики?
Фото, сделанное при жизни Франца-Иосифа
Современный вид
А портрет, надобно заметить, изрядный. Русский самодержец
выглядит на нем очень веско, очень значительно. Но не за
художественное же качество его там поместили! Интересно, продолжал
ли он находиться в кабинете престарелого австрийского кайзера в
годы Первой мировой войны, когда русские войска занимали
Галицию...
Между прочим, это обстоятельство уносит нас в другой мир,
исполненный совершенно иными страстями. Тогдашние дипломаты, в том
числе австрийские или русские, могли противостоять друг другу
весьма жестко по сути, но по форме все делалось изысканно-вежливо и
в бархатных перчатках. Язык использовался только отменный и даже в
частных дневниках своих дипломаты не позволяли себе каких-либо
грубостей в адрес вождей противостоявших им европейских держав.
Ненависть к геополитически м конкурентам была тогда не в чести и
считалась уделом черни, газетчиков наихудшего пошиба и маргинальных
публицистов. Печатать карикатуры на монарха антагонистической
державы казалось верхом неприличия. Шла большая шахматная игра
среди хорошо воспитанных джентльменов, которые невозмутимо
передвигали фигуры руками в белых перчатках и в случае потери одной
из фигур вежливой улыбкой поздравляли противника. Поэтому и можно
было строить политические козни против России, сидя в кабинете под
портретом русского императора и не находя в таком сочетании
решительно ничего странного, ничего удивительного. В Петербурге,
разумеется, происходило симметрично то же самое. Почитайте,
например, дневник В.Н.Ламздорфа, обращая внимание на его тон,
манеру и настроение: какой невозможный контраст со звериным воем и
неумолчным лаем советского агитпропа, с его вопиющим, разнузданным
хамством! Век демократии и массового общества - начиная с 1-й
мировой войны - вообще поднял со дна всё низменное и резко ухудшил
нравы (отнюдь не только дипломатические). Правда, первые нехорошие
признаки новых времен начали проступать еще раньше: они
обнаруживаются, например, в грубости пометок Александра Третьего на
дипломатических донесениях, которая так шокировала того же
Ламздорфа... Но недаром же Александр Третий и был царь-мужик, самый
народный, самый демократический из царей!
Не была в то время в ходу и нынешняя подловатая мелочность.
Иллюстрацию ей находим, увы, опять-таки в Хофбурге. Когда проходишь
воротами дворца, обращаешь внимание на какие-то тексты под
привинченными к стене стеклами. Это, оказывается, жалобы на
поведение русских солдат и офицеров во время советской оккупации
Вены: мол, они использовали дворцовые стулья для своего офицерского
клуба и заделали вход в библиотеку, отчего попадать в нее
приходилось через окно. Подобных жалоб больше во дворце нет, -
видимо, ничего хуже этого с ним никогда не случалось. Положим, это
всё правда; а всё-таки как-то мелко, убого, неуместно выглядит этот
плач об испачканных стульях. На фоне сожженного ожерелья дворцов
вокруг Петербурга, во многом не восстановленных до сих самых пор,
на фоне разбомбленных Киева, Смоленска, Минска, Новгорода и многих
других древних русских городов - а участвовали в их уничтожении
австрийцы как те же немцы, - это всё ведь сущие пустяки, о которых
неприлично и заикаться. Следовало бы молчать и тихо радоваться
своему счастью, что так дешево отделались на фоне всех остальных.
Ан нет - вздумали колоть глаза многочисленным русским посетителям
своими ребячьими обидами, испачканные предками стулья решили
припомнить... Кстати, я не видел этих текстов во время своего
первого визита в 2011 году - неужто это дворцовые администраторы
таким образом на "Крым" среагировали? Видно, раньше терпели, таили
обиду в себе, а теперь вот решили, что можно - никто не одернет...
Как бы то ни было, они упустили превосходную возможность
промолчать.