
FAQ | Можно ли "резать" верх головы на крупных портретах?

Продолжаем новую рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в
комментариях или присылать на почту: [email protected]. =:
)
Сегодня я попробую ответить на этот часто задаваемый вопрос:
#2 Можно ли "резать" верх головы на крупных
портретах?
Также, традиционно, я попробую отвечать кратко и развёрнуто. =:
)
Краткий вариант:
Если строить композицию исходя из правил "Третей" и/или
"Золотого сечения", то глаза, как самая важная часть портрета, по
идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как
меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта
для дальнейшего построения композиции, которая строится часто
интуитивно. =: ) При этом и получается, что макушка оказывается
"отрезанной". =: )
Развёрнутый вариант:
Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. =:
) Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для
объяснения:
Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как
устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В
этом нам помогут... художники-карикатуристы! Вот известный рисунок
гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что
для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и
положения бровей:
Все эти части лица располагаются в нижней его половине:
То есть, для получения представления об эмоции человека,
изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней
половины лица, в то время как верхняя его половина практически
никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем
крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр,
то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята
информацией, а нижняя — перегружена:
То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину
кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в
"Магазине на диване". =: )
В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со
зрителем. Должно возникать ощущение того, что человек этот
находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:
...то получится, что наши глаза, расположенные в верхней части
головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того,
кто изображён на портрете. "Глаза в глаза" посмотреть уже не
получается!
Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно "резать"
верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. =: )
Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются
оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:
Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об
эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что
влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).
Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции —
это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание
"Третей" или "Золотого сечения". Тут всё намного сложнее. И проще.
=: )