Фантастика. Айзек Азимов. Я, робот

топ 100 блогов cand_orel13.07.2024

Недавно"выдал" серию постов по произведениям братьев Стругацких, и меня посетила мысль, что я столько фантастический произведений в жизни прочитал, что перечитать их уже и не успею.

Плюсом к тому — на определенном этапе я вдруг понял, что техническая литература не менее интересна; фабула, сюжет, логические построения — не хуже, чем  в литературных произведениях; и самое главное — всё это реально. Тем более, что и по работе нужно.

А вспомнить прочитанное хочется. И тут я, наверное, к крайней точке зрения обращусь по поводу своего метода — я не просто открыл первую попавшуюся статью в интернете и скопипастил информацию. Первоначально — я хочу кое-то вспомнить, это моя мысль. Метод — вторичен.

Фантастика. Айзек Азимов. Я, робот

«Я, робот» — сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова, опубликованный в 1950 году американским издательством Gnome Press и оказавший большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. В данном сборнике впервые были сформулированы Три закона роботехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Робби. Действие рассказа происходит в 1998 году. В новостях (Таймс) обсуждается полет Лефебра-Иошиды с лунной станции на Марс. Люди перемещаются на автожирах (как частных, так и используемых в качестве воздушных такси) и самолетах, пользуются подводными лодками и пароходами. Робби — немой металлический робот-нянька одного из первых поколений позитронных роботов, который присматривает за маленькой Глорией. Девочка очень любит свою няньку и относится к нему как к одушевлённому существу. Под давлением растущих в обществе настроений против содержания роботов в семьях родители Глории Джордж и Грейс Вестон, несмотря на её протесты, избавляются от Робби, пытаясь отвлечь внимание девочки щенком овчарки колли.
Девочка не может забыть своего друга и очень переживает. Отец Глории решает, что если она посетит сборочный цех корпорации U.S. Robots and Mechanical Men, Inc. в Нью-Йорке, то она поймёт, что это всего лишь кусок железа. Во время экскурсии Глория случайно встречает Робби и он спасает жизнь бросившейся к нему девочки, благодаря реакции, которая может быть только у робота. Мать не выдерживает и позволяет жить Робби у них в доме, пока его не съест ржавчина.
В рассказе упомянут 1-й закон робототехники, согласно которому робот не может причинить вреда человеку.

Хоровод. В 2015 году, Пауэлл, Донован и робот СПД-13 «Спиди» (SPD-13, «Speedy») отправились на Меркурий для расконсервации станции на рудниках, закрытой десятью годами ранее. Ввиду того, что роботы серии СПД являются очень дорогими в производстве, для них Третий закон («Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам») был задан особо строго.
По прибытии напарники обнаружили, что в солнечных батареях, без которых нормальная жизнедеятельность станции невозможна, заканчивается селен. Ближайшее селеновое озеро находилось в семнадцати милях от станции, и, так как только Спиди мог выдержать страшную жару атмосферы Меркурия, Донован посылает робота за селеном. Пауэлла и Донована охватывает беспокойство, когда, спустя пять часов, Спиди так и не вернулся в лагерь. Поймав немодулированный коротковолновый сигнал от робота, Донован установил, что Спиди по непонятной причине бегает вокруг озера. Облачившись в скафандры, верхом на роботах устаревшей конструкции компаньоны отправились на поиски Спиди.
Выяснилось, вокруг селенового озера в атмосфере Меркурия появлялась окись углерода, которая соединялась с железом корпуса робота, образуя летучий карбонил, что вредило роботу. С другой стороны обнаружилось, что приказ достать селен был дан Донованом недостаточно строго и чётко («между дел»), и слабый потенциал приказа человеком (Второй закон робототехники) сравнялся с усиленным потенциалом закона самосохранения (Третий закон), в силу чего Спиди начал безостановочно кружить вокруг озера вдоль линии, на которой потенциалы обоих законов были равны. Кроме того по причине равенства потенциалов Спиди немного помешался и цитировал отрывки произведений Гилберта и Салливана («Микадо», «Иоланта», «Пейшенс», «Раддигор»).
Сначала Пауэлл и Донован попытались сместить равновесие и привлечь Спиди к себе в тень с помощью импровизированных бомб с щавелевой кислотой, разлагающейся при нагревании на углекислый газ, воду и нужную окись углерода. Однако равновесие смещалось незначительно и ненадолго. Тогда Пауэлл вышел под палящее солнце Меркурия, подвергнув себя смертельной опасности и призвав на помощь безусловный Первый закон, чем вывел робота из зависания.

Логика. Пауэлл и Донован были счастливы, что их перевели из пекла Меркурия в прохладу космической станции. Станция служила для снабжения Земли энергией, обслуживалась роботами и управлялась двумя людьми, для замены которых была создана новая модель роботов КТ.
Однако первый робот этой модели, КТ-1, составленный и активированный роботехниками, наотрез отказывается считать, что создан людьми и считает, что его сотворил Господин. Под этим Господином робот понимал сложный механизм преобразователя энергии станции. Аргументы людей отметаются логикой робота. В конце концов КТ-1 отстраняет людей от управления станцией и заключает их под домашний арест. Надвигается электронная буря, вызванная повышенной солнечной активностью, которая может повлиять на луч, передающий энергию со станции на Землю, а при малейшем его отклонении на Земле произойдёт катастрофа. Тем не менее, передача проходит блестяще, и роботехников озаряет идея, что таким образом робот всего лишь выполнил Первый закон роботехники, поскольку совершил все операции лучше и безопаснее, чем люди, а воззрения робота в данном случае никакого значения не имеют.

Как поймать кролика. Одно из заданий Майкла Донована и Грегори Пауэлла заключалось в проверке на астероидной шахте новой модели робот-комплекса ДВ-5, предназначенного для сбора инопланетной руды. Он устроен так: главный робот, служащий в комплексе мозгом, имеет в своём подчинении шесть вспомогательных роботов, которыми управляет. Вскоре после прибытия Донован замечает, что роботы не всегда выдают руду, и сообщает об этом Пауэллу. Затем они становятся свидетелями такой сцены: выстроившись колонной с главным роботом во главе, все роботы в унисон совершают какие-то странные движения, напоминающие военную маршировку. Пауэлл с Донованом идут за ними в шахту. Когда они подходят, роботы продолжают работу, а ДВ-5 говорит, что ничего не помнит.
Тогда они расспрашивают «пальца» (второстепенного робота), и тот сообщает, что до того, как главный робот даёт команду маршировать, он посылает какую-то другую команду, но «пальцы» не успевают её принять. Робототехники замечают, что эта странная команда даётся в критических ситуациях — например, когда случился обвал, и что это как-то связано с личной инициативой ДВ-5. Они решают поочерёдно круглосуточно следить за работой роботов по экранам, чтобы узнать, что это за команда. После восьми дней наблюдения они решают его прекратить и устраивают обвал вблизи роботов, чтобы увидеть их реакцию на чрезвычайные обстоятельства. При этой попытке они случайно завалили сами себя, и Пауэлл догадывается повредить одного робота, чтобы вывести ДВ-5 из зависания.

Лжец! Из-за ошибки, допущенной во время конструирования робота РБ-34, модель обретает телепатические способности. Работники U.S. Robots and Mechanical Men, Inc. исследуют робота, чтобы понять, где именно была допущена ошибка. Во время исследований робот говорит каждому из людей, в том числе робопсихологу Сьюзен Келвин, что думают другие, но при этом лжёт — сообщает каждому то, что он хотел бы услышать. Келвин предполагает, что робот ведёт себя так, выполняя незыблемый для него первый закон роботехники: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред»; робот самостоятельно заключил, что любое огорчение или неприятная новость тоже является для человека вредом. Чтобы доказать свою догадку, Сьюзен ставит роботу неразрешимую задачу: он должен ответить на вопрос, но любой его ответ будет неприятен кому-то из присутствующих людей. РБ-34 выходит из строя.

Как потерялся робот. Законы запрещают использование роботов на Земле, их использование разрешено только на станциях планет Солнечной системы. На одной из таких станций случается чрезвычайное происшествие — потерялся один из предназначенных для научной лаборатории по разработке гиператомного двигателя роботов серии NS-10 («Нестор»), Первый закон работотехники («Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред») которых был модифицирован. Дабы предотвратить бегство потенциально опасного для людей робота, весь комплекс был изолирован. Пропавший робот сумел смешаться с партией «Несторов» NS-2, находившимся на борту космического корабля, транзитом доставившего на станцию другие грузы. Из соображений секретности все роботы физически неотличимы друг от друга, не имеют серийных номеров, а роботам NS-10 строго запрещено рассказывать о своей версии Законов.
Чтобы выявить Нестора-10 среди других роботов, с Земли на станцию прибывает группа специалистов U.S. Robots and Mechanical Men, Inc., в том числе главный робопсихолог компании Сьюзен Келвин. Её посвящают в тайну, и объясняют, в чем неполнота Первого Закона у Нестора-10: в нём есть только первая часть — «робот не может причинить вреда человеку», вторая часть — «или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред» — отсутствует. Сьюзен приводит пример ситуации, в которой такой робот может совершить убийство: уронить на человека тяжесть, зная, что его (робота) сила и реакция достаточны, чтобы перехватить тяжесть обратно, такая игра не запрещается Первым Законом. Однако, когда тяжесть оказывается в свободном падении, обычный робот становится обязан её перехватить, а Нестор-10 — нет, он вполне может бездействием позволить тяжести падать далее и убить человека.
Но как отличить спец-Нестора от всех остальных Несторов?

Улики. Компанию U.S. Robots and Mechanical Men, Inc. посещает известный политик Фрэнсис Куинн. Он встречается с Альфредом Лэннингом и доктором Сьюзен Кэлвин и рассказывает им о Стивене Байерли. Байерли был мужчиной средних лет, успешным адвокатом с хорошей карьерой, в качестве прокурора ни разу не отправил подсудимого на казнь. Теперь он баллотируется на пост мэра крупного американского города, но Куинн и его подопечные заявляют, что Байерли на самом деле робот и, следовательно, не может баллотироваться на этот пост.
Куинн просит Лэннинга и Кэлвин установить, является ли Байерли роботом. Лэннинг настроен против того, чтобы его использовали в политических играх, реакция Сьюзен Кэлвин неясна. Байерли пытаются просветить рентгеном, обыскать — он отказывается, ссылаясь на своё законное право на личную неприкосновенность, и тем самым выставляя противника в весьма неблагоприятном свете. Тогда подручный Куинна использует рентген без ведома Байерли, но выясняется, что тот носит непросвечиваемый экран. Кэлвин проверяет Байерли, вызвавшего её доверие и симпатию своим интеллектом, протягивая ему яблоко. Он откусывает кусок — и это могло бы послужить желанным доказательством: ведь роботы не едят. Однако Кэлвин отмечает, что и это доказательство не является стопроцентным: робот вполне может быть снабжён устройством, имитирующим поглощения пищи. Изучить поведение Байерли тоже не удается — так как знаменитые три закона слишком близки к этическим принципам большинства религий — не вредить людям, заботиться о них, и беречь свою собственную жизнь. Решающим доказательством становится момент, когда спровоцированный оскорбительным выкриком Байерли ударил кулаком зрителя на публичном выступлении: ведь Первый Закон не позволил бы роботу причинять вред человеку.
Однако после победы Байерли к нему приходит Сьюзен Кэлвин. Она заявляет, что не имеет ничего против робота в качестве мэра — больше того, ей нравится эта идея: робот был бы чужд коррупции и мелких интриг, и по-настоящему заботился бы о своих избирателях. Сьюзен озвучивает версию Куинна: искалеченный инвалид, который живет в загородном особняке Байерли — не его старый учитель, а сам, настоящий Стивен Байерли, который отправил в мир своего двойника, чтобы тот добился всего, чего не смог сделать он. Первый Закон не позволяет роботу ударить человека — но он не накладывает никаких ограничений в случае, если тот, кого бьют — не человек, а всего лишь ещё другой внешне неотличимый от человека робот. Сьюзен Кэлвин удаляется, пожелав своему собеседнику удачи на будущих выборах на более высокую должность Координатора планеты Земля.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня в Казани состоялся митинг в защиту парка Черное озеро. Он находится в самом центре города и по слухам на его месте городские власти хотят построить парковку. А вот и митинг виднеется Эти журавли в перспективе могут "улететь" отсюда ...
Ну что, подумала я сегодня над темой принятия. Вспомнила однокурсницу, у которой мама работала кондитером и дома всегда водились торты-пирожные, которыми однокурсница щедро угощала всех, но сама интереса к ним не проявляла. Потом я вспомнила про ...
Занимаются духовным онанизмом. Если тебе не нравятся пидарасты - значит ты гомофоб. Если мешают тараканы или крысы, то соответственно, ты таракано или крысофоб...., а если ты пользуешься антибиотиками широкого спектра действия, то микробофоб.)))))))))))) Интересно, а какая б.... придумала ...
Какие слова вы на слух не так воспринимаете? Какие песни так никогда не поняли? Какие выражения слышатся с устойчивым сбоем? Типа: Розовый фламинго с дистанционным флагом (здесь танцевал когда-то) Скрип колеса (скрипка-лиса) Наш паровоз вперед ...
Свободу Татьяне Андреевой! Примерно год назад компания молодежи отдыхала в отеле под Бийском. Девушке из компании стало плохо, камеры наблюдения зафиксировали, как её занесли в номер отеля на руках. Компания осталась пить пиво, но один из  юношей отправился в номер девущки, которой ...