Фантаст Иван Ефремов о фашизме и лжесоциализме, как родственных системах
bp21 — 07.08.2022 Теги: ЕфремовЭтот текст важен не только для темы фашизма, но и для будущих публикаций, когда речь пойдет о законах построения гармонично развитой личности и социально правильного, гуманного общества.
Я, как и все мои ровесники из СССР, воспитан на идеях построения светлого будущего – коммунизма. Будучи ребенком и юношей, я искренне воспринимал идеи коммунизма и верил, что именно такое общество мы строим. Это уже позже, когда я после университета пришел на работу, а затем был призван на службу в армию и в полной мере столкнулся с реальностью жизни советского общества, когда благодаря политике гласности во времена Перестройки Горбачева открылся факт, что нам нагло врали и обманывали с социализмом и коммунизмом, что идеология строительства политически и социально правильного общества не соответствует тому, что было в действительности, вот тогда моя вера в светлое будущее… - нет, она не исчезла, и даже не пошатнулась, она была пересмотрена и проведена капитальная ревизия моего мировоззрения. Почему так?
В отличие от многих людей, мои юношеские идеалы коммунизма основывались не на слепой вере от партийных работников (коммунистов, членов КПСС) и школьных учителей, и даже не на тупо заученных догмах марксистко-ленинского учения, а на «живом», диалектическом подходе к теории и практике коммунизма и понимании сути явления. Именно таким способом я изучал марксизм-ленинизм: сначала в университете, затем в аспирантуре. Но самое главное мое достояние в представлении коммунизма, как я это сегодня понимаю, это фантастические романы Ивана Ефремова, в которых он описал правила, устройство и жизнь коммунистического общества будущего. Социально-философский, научно-фантастический роман «Час Быка» я прочитал еще в школе, а остальные – в университете. Таким образом, еще в детстве я заложил в себе образ будущего и понимание коммунизма, причем на основе научного подхода, в рамках космологического мировоззрения, которое сильно отличается от того, что бытует в сегодняшнем обществе, в сознании обывателя.
В последнем тексте из серии «Фашизм: современный научный подход» я сформулировал и обосновал идею, которую на форуме четко и кратко озвучил ЖЖ-друг daily_madness: «Коммунизм есть частный случай фашизма. Или более чётко: коммунизм есть фашизм без частной собственности». Согласитесь, весьма необычный подход и непривычный вывод, который «рвет» общепринятые в философии и политологии шаблоны. Здесь речь идет не о вообще коммунизме, как прогрессивном обществе будущего человечества, а о той исторической системе коммунистической направленности, которую мы строили, которую мы знаем в реальности. Во время обсуждения темы у меня возникли смутные ассоциации, а не идет ли эта идея расширенного понятия и толкования фашизма (с переносом его на социализм-коммунизм и другие тирании) от Ивана Ефремова, советского фантаста в его романе "Час Быка"? Не из тех ли ячеек памяти мой ум извлёк это знание? Либо оно как-то повлияло?
Основная идея Ивана Ефремова в «Час Быка» была в том, что в далеком будущем, прилетев на другую, отсталую в развитии планету с фашистским режимом, земляне (которые на Земле жили в эпоху настоящего коммунизма) вспоминали, что в прежние исторические эпохи у них также был фашизм. Они обсуждали закономерности, правила и принципы, на которых фашизм основывался, а также то, как его преодолеть. Таким образом, земляне связывали политическую тиранию в обществе с фашизмом.
Формула фашизма от Ивана Ефремова: Фашизм = бандитский капитализм, или лжесоциализм, или все их разновидности.
Я вновь обратился к творчеству Ивана Ефремова и нашел подтверждение: точно, И.Ефремов приравнивал социализм с фашизмом. Только называл его лжесоциализм. При этом он ссылался на китайский вариант социализма под управлением Мао Цзэдуна. Тогда (в 1960-е годы) СССР враждовал с Китаем. Но только ли китайский социализм? Разве социализм СССР на деле не был лжесоцилизмом? Был. Даже Михаил Горбачев во время Перестройки на Пленуме ЦК КПСС в 1985 году сказал о необходимости перехода к построению социализма «с человеческим лицом» (Концепция "социализма с человеческим лицом" в перестроечной идеологии СССР). Получается, что до этого социализм в СССР был с другим лицом – нечеловеческим? А конкретнее – с фашистским, что ли? Получается, что так.
Некоторые критики утверждают, что обладая гениальным умом, умением заглядывать в будущее и пониманием сути вещей, И.Ефремов не мог не видеть ущербность советской социальной системы. Скорее всего, это так. Тем не менее, в те годы он не мог открыто писать против социализма СССР, иначе бы его писательство на этом печально закончилось бы. Известно, что у И.Ефремова и так возникли трудности после издания рома «Час Быка», так как советская цензура видела в них скрытую критику социализма СССР. В частности, полная версия романа вызвала гнев у председателя КГБ Ю.В. Андропова, который посчитал, что «под видом критики общественного строя на фантастической планете „Торманс“ по существу клевещет на советскую действительность». Роман после смерти автора был запрещён к переизданиям. (Вики)
-------------------
В романе есть эпизод, где сказано, что Россия, цитирую писателя, «первая страна социализма, которая пошла великим путем [прогресса, прим. автора ЖЖ] по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями». Далее сказано о построении [российского] общества с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренении капиталистического успеха, всяческих владык в политике, науке, искусстве и прочее. И делается вывод, что такая система уводит от фашизма и развращения людей. История показала, что Россия за последующие 50 лет после написания романа не только не прошла «по лезвию бриты» и не просто свалилась с него, а упала на самое дно в общественном развитии - в самый настоящий фашизм. Потому что на самом деле она также была страной лжесоциализма. А он (лжесоциализм), по выводам И.Ефремова, в конечном итоге ведет к фашизму. Собственно говоря, он и есть разновидность фашизма. Ведь в периоды страшных репрессий против собственного народа или агрессивных войн против своих соседей процесс фашизации государства и общества в социалистическом СССР достигал кульминации.
*******
Об Иване Ефремове
Иван Антонович Ефремов - советский писатель-фантаст, социальный мыслитель, палеонтолог, доктор биологических наук. Иван Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Его фантастические романы посвящены образу человека и общества будущего – коммунистического.
В романе-утопии «Туманность Андромеды» (1957 г.) писатель представил масштабную картину коммунистического будущего ― мир Великого Кольца, содружества различных разумных цивилизаций. Роман выразил дух времени — энтузиазм в освоении космоса; ознаменовал начало «золотого века» советской фантастики. В антиутопии «Час Быка» (1968 г.) показан негативный сценарий развития человечества. Иван Ефремов ― автор романов «Лезвие бритвы» (1963 г.), «Таис Афинская» (1972 г.), историко-приключенческих повестей и научно-фантастических рассказов. Его синтетическое мировоззрение, отмеченное влиянием разных идейных традиций, включало утопизм левого толка, эволюционизм, научный рационализм, эзотеризм и гуманизм. (Вики)
Книги Ефремова стали знаковыми для нескольких поколений советских читателей, знакомили их с современной западной общественной мыслью, затрагивали запретные темы, включая эротизм и психоанализ. В советское время его творчество использовалось для легитимации коммунистических идей, а впоследствии становилось объектом различных идеологических манипуляций. (Вики)
*******
Фрагменты о фашизме и лжесоциализме из романа И.Ефремова «Час Быка»
— Они применяют методы проникновения в психику человека через подсознание, в свое время запрещенные у нас законом, но широко использовавшиеся в демагогии фашистских и лжесоциалистических государств ЭРМ. Страшный преступник Гитлер, расценивавший свой народ как стадное сборище обезьян, действовал в точности как эти тормансианские ораторы. Он вопил, орал, багровел в яростных припадках, извергая ругань и слова ненависти, заражая толпу ядом своих несдержанных эмоций. «В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера»— вот его слова, использованные позже в олигархическом лжесоциализме Китая. С противниками не спорят. На них кричат, плюют, бьют, а при надобности уничтожают физически. Вы сами видите, что для ораторов Торманса нет ничего, кроме вбитых в голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному безмыслию, так пусть вас не смущает эта ругань — она всего лишь прием в разработанной системе обмана народа.
-------------------
— Скажите нам, Родис, — попросила Эвиза, — неужели и у нас, на
Земле, когда-то было нечто подобное? Я изучала историю, но
недостаточно, и этот трудный переходный период истории человечества
— Эру Разобщенного Мира — представляю плохо. В чем его суть?
— В этот период начали формироваться госкапиталистические формации
с тенденцией распространиться по всей планете. Именно в фазе
государственного капитализма выявилась вся бесчеловечность такой
системы. Едва устранилась конкуренция, как сразу же отпала
необходимость в улучшении и удешевлении продуктов производства.
Трудно представить, что творилось в Америке после установления этой
формы! В стране, избалованной обилием вещей! Олигархия властвует
лишь ради своих привилегий. Существо этой формы в неравенстве
распределения, не обусловленном ни собственностью на средства
производства, ни количеством и качеством труда. В то же время во
главе всего стоит частный вопрос личного успеха, ради которого люди
готовы на все, не заботясь об обществе и будущем. Все продается,
дело только в цене.
Лжесоциализм, усвоив от государственного капитализма демагогию и
несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти группой
избранных и подавлении, вернее, даже физическом уничтожении
инакомыслящих, в воинствующем национализме, в террористическом
беззаконии, неизбежно приводящем к фашизму. Как известно, без
закона нет культуры, даже цивилизации. В условиях лжесоциализма
великое противоречие личности и общества не может быть
разрешено. Все туже скручивается пружина сложности взаимной
кооперации отдельных элементов в высшем организме и высшем
обществе. Самая страшная опасность организованного общества — чем
выше организация, тем сильнее делается власть общества над
индивидом. И если борьба за власть ведется наименее полезными
членами общества, то это и есть оборотная сторона организации.
Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но
дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и
большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии
самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и
внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим
возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс
неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего
даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно
практически длится всю жизнь. Вот отчего ограничено «я так хочу» и
заменено на «так необходимо».
— Кто же был первым на этом пути? Неужели опять Россия? —
заинтересовалась Эвиза.
— Опять Россия — первая страна социализма. Именно она пошла
великим путем по лезвию бритвы между гангстеризующимся
капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями.
Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с
большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить
условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить
всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве.
Вот ключ, который привел наших предков к Эре Мирового
Воссоединения. Его мы не нашли на Тормансе, потому что здесь две
тысячи лет спустя после ЭМВ еще существует инферно, олигархия,
создавшая утонченную систему угнетения. Для борьбы с этой системой
надо создать людей высокой психофизиологической тренировки, подобно
нам, безвредных в своем могуществе. И прежде всего научить их
бороться со всепроникающей «избранностью»— системой
противопоставления владык и толпы, всеведущих ученых и темных
невежд, звезд и бесталанных, элиты и низшего, рабочего класса. В
этой системе корень фашизма и развращения людей Торманса…
-------------------
Фай Родис улеглась на диване, положив подбородок на скрещенные
руки. Она раздумывала о своей двойственной роли на планете Ян-Ях.
Умный владыка, сделав ее негласной пленницей своего дворца,
изолировал от людей Ян-Ях. И в то же время невольно дал ей
возможность проникнуть в самое существо власти над планетой,
изучить олигархическую систему, понять которую человеку высшего,
коммунистического общества было бы чрезвычайно трудно. Основа
олигархии, казалось, была предельно проста и практиковалась
издревле на Земле, принимая различные формы — от тиранических
диктатур в Ассирии, Риме, Монголии, Средней Азии до самых последних
видов национализма на капиталистическом Западе, неизбежно ведших
к фашизму.
Когда объявляют себя единственно — и во всех случаях — правым, это
автоматически влечет за собой истребление всех открыто
инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа. Чтобы
воспрепятствовать возрождению вольности, олигархи ставили задачей
сломить волю своих подданных, искалечить их психически. И к
осуществлению этой задачи повсеместно пытались привлечь ученых. К
великому счастью, деградация биологических наук на Тормансе не
позволила такого рода «ученым» добиться серьезных успехов в тех
зловещих отраслях биологии, которые в отдельных странах Земли в
свое время едва не привели к превращению большинства народа в тупых
дешевых роботов, покорных исполнителей любой воли. Здесь, на
обедневшей планете, средства духовной ломки были несложны: террор и
голод плюс полный произвол в образовании и воспитании. Духовные
ценности знания и искусства, тысячелетиями накопленные народами,
изымались из обращения. Вместо них внушали погоню за мнимыми
ценностями, за вещами, которые становились все хуже по мере
разрушения экономики, неизбежного при упадке морально-психического
качества людей. На Земле, при разнообразии стран и народов,
олигархия никогда не достигала столь безраздельной власти, как на
Тормансе. В любой момент в любом месте планеты владыки могли
сделать все, что угодно, бросив лишь несколько слов. Разъяснение
необходимости или объяснение случившегося предоставлялось ученым
слугам. Эта абсолютная власть нередко попадала в руки психически
ненормальных людей. В свое время на Земле именно параноики с их
бешеной энергией и фанатичной убежденностью в своей правоте
становились политическими или религиозными вождями. В результате в
среде физически более слабых резко увеличивалось число людей с
маниакально-депрессивной психикой, основой жизни их становился
страх — страх перед наказанием, дамоклов меч хронической боязни —
как бы и каким-либо образом не ошибиться и не совершить наказуемый
проступок.
-------------------
— Мне представилась бы возможность увидеть настоящих хозяев
жизни и смерти любого человека. Еще в школе второго цикла я
увлекалась историческими фантазиями. Больше всего меня захватывали
книги о могучих королях, завоевателях, о пиратах и тиранах. Ими
полны все сказки Земли, какой бы из древних стран они ни
принадлежали.
— Это несерьезно, Олла, — сказала Чеди, — величайшие страдания
человечеству доставили именно эти люди, почти всегда невежественные
и жестокие. Одно тесно связано с другим. В плохо устроенном
обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную
психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще,
надеяться только на внешнюю опору — бога. Если нет бога, то
возникала вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения
перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто
играл эту роль, обычно темные политиканы, могли дать
человечеству только фашизм и ничего более.
— Среди них были и мудрецы, и герои, — не смутилась Олла Дез. — Мне
хотелось бы повстречаться с подобными людьми. — Она закинула руки
за голову и оперлась спиной о выступ дивана, мечтательно сощурив
глаза.
Фай Родис пристально посмотрела на инженера связи.
— Чеди права в одном аспекте, — сказала она, — в действиях всех
этих владык, помимо обусловленности, было еще отсутствие понимания
далеких последствий. Это порождало безответственность, приводившую
к трагическому результату. И я понимаю Оллу Дез.
— Как? — воскликнули разом Чеди, Вир и Тивиса.
— Любой человек Земли так осторожен в своих поступках, что
проигрывает в сравнении с властителями нашей древности. У него нет
внешних признаков могущества, хотя на самом деле он как осторожно
ступающий исполинский слон перед несущимся напролом перепуганным
оленем.
-------------------
С развитием мощных государственных аппаратов власти и угнетения,
с усилением национализма с накрепко запертыми границами инферно
стали создаваться и в обществе.
Так путались и в природных, и в общественных противоречиях, пока
Маркс не сформулировал простого и ясного положения о прыжке из
царства необходимости в царство свободы единственно возможным путем
— путем переустройства общества.
Изучая фашистские диктатуры ЭРМ, философ и историк пятого
периода Эрф Ром сформулировал принципы инфернальности, впоследствии
подробно разработанные моим учителем.
Эрф Ром заметил тенденцию всякой несовершенной социальной системы
самоизолироваться, ограждая свою структуру от контакта с другими
системами, чтобы сохранить себя. Естественно, что стремиться
сохранять несовершенное могли только привилегированные классы
данной системы — угнетатели. Они прежде всего создавали сегрегацию
своего народа под любыми предлогами — национальными, религиозными,
чтобы превратить его жизнь в замкнутый круг инферно, отделить от
остального мира, чтобы общение шло только через властвующую группу.
Поэтому инфернальность неизбежно была делом их рук. Так неожиданно
реализовалось наивно-религиозное учение Мани о существовании
направленного зла в мире — манихейство. На самом деле это была
совершенно материальная борьба за привилегии в мире, где всего не
хватало.
Эрф Ром предупреждал человечество не допускать мирового владычества
олигархии — фашизма или государственного капитализма. Тогда
над нашей планетой захлопнулась бы гробовая крышка полной
безысходности инфернального существования под пятой абсолютной
власти, вооруженной всей мощью страшного оружия тех времен и не
менее убийственной науки. Произведения Эрф Рома, по мнению Кин
Руха, помогли построению нового мира на переходе к Эре Мирового
Воссоединения. Кстати, это Эрф Ром первый подметил, что вся
природная эволюция жизни на Земле инфернальна. Об этом же
впоследствии так ярко написал Кин Рух.
-------------------
Из всех падений человека в дальнем и недавнем историческом
прошлом деградация римлян не имела себе равных, разве в Германии
в эпоху фашизма. Римляне, столь высоко возносившие себя над
«варварами», сами были наихудшими дикарями в обращении с
людьми.
Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих
граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании
«хлеба и зрелищ». Жестокость и полное отсутствие сострадания
сделали мучения человека развлечением, а полное отсутствие
представления о достоинстве иноплеменников и иноверцев создали
атрофию совести и благородства.
Еще в дохристианский период римляне начали практиковать в цирках,
как специально построенных для этой цели, так и в перестроенных
греческих театрах, зрелища кровавых сражений людей с дикими зверями
или между собою. Обычай этот, возрастая до чудовищных избиений,
продолжался более пятисот лет, до эдикта императора Константина,
запретившего игры с убийством людей.
Обычное притупление сильных ощущений заставляло императоров и
консулов наращивать число убийств и разнообразить приемы.
-------------------
— Общественного показа не было, — жестко ответила Родис. —
Исполняя ваше желание, мы не демонстрировали фильмов всей планете.
Вероятно, у вас есть на это причины?
— Я запретил показывать кому бы то ни было!
— На это не имеет право ни одно государство, ни одна планета во
вселенной. Священный долг каждого из нас — нарушать такое
беспримерное угнетение. Кто смеет закрывать мыслящему существу путь
к познанию мира? Фашистские диктатуры прошлого Земли и других
миров совершали подобные преступления, причиняя неимоверные
бедствия. Поэтому когда в Великом Кольце обнаруживают государство,
закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство
разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое
вмешательство в дела чужой планеты.
— Может ли судить какое-то там Кольцо о конкретном вреде или пользе
в чужой жизни! — в бешенстве крикнул Чойо Чагас.
— Не может. Но запрет познавать искусство, науки, жизнь других
планет недопустим. Для того чтобы установить с вами дружеские
отношения и понимание, мы сделали уступку, не требуя всепланетного
показа фильмов.
Чойо Чагас издал невнятный звук и быстрее прежнего заходил по
залу.
— Мне жаль, — тихо сказала Родис, — что вы не оценили
стереофильмов, привезенных нами. Они в противовес гнетущему аду,
собранному вашими предками там, внизу, доказывают конечную победу
человеческого разума.
-------------------
— Мы не теоретизировали, а боролись со смертью, на опыте
постигая новые возможности продления жизни.
— И прибавили в колоссальный список преступлений природы и человека
еще миллионы мучеников! Вдобавок многие открытия принесли людям
больше вреда, чем пользы, научив политических бандитов —
фашистов — ломать человека психически, превращать в покорного
скота. Если подсчитать всех замученных на опытах животных,
истерзанных вашими операциями больных, то придется — строго осудить
ваш эмпиризм. В истории нашей медицины и биологии также были
позорные периоды небрежения жизнью. Каждый школьник мог резать
живую лягушку, а полуграмотный студент — собаку или кошку. Здесь
очень важна мера. Если перейти грань, то врач станет мясником или
отравителем, ученый — убийцей. Если не дойти до нужной грани, тогда
из врачей получаются прожектеры или неграмотные чинуши. Но всех
опаснее фанатики, готовые располосовать человека, не говоря уже о
животных, чтобы осуществить небывалую операцию, заменить
незаменимое, не понимая, что человек не механизм, собранный из
стандартных запасных частей, что сердце не только насос, а мозг не
весь человек. Этот подход наделал в свое время немало вреда у нас,
и я вижу его процветающим на вашей планете. Вы экспериментируете
над животными наугад, забыв, что только самая крайняя необходимость
может как-то оправдать мучения высших форм животных, наделенные
страданием не меньше человека. Столь же беззащитны и ваши
«исцеляемые»в больницах. Я видела исследовательские лаборатории
трех столичных институтов. Сумма страдания, заключенная в них, не
может оправдать ничтожные достижения…
*******
Скачать для чтения роман Ивана Ефремова «Час Быка» можно здесь .
---------------
А что вы думаете по этому поводу – можете написать здесь на форуме.
Всем добра, мудрости, прогресса!
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, предложения, вопросы, замечания
или несогласия пишите в комментариях внизу (опция для
анонимных комментариев без авторизации в ЖЖ включена)
или присылайте на мой электронный адрес: [email protected])
(Этот пост в Интернете находится по адресу https://bp21.livejournal.com/142343.html)
|
</> |