Фано - часть 2. Собор

Первый собор Фано сгорел в 1124 году, и на его месте епископ Райнальд (на кафедре в 1136-1159 годах) и мастер Райнерио построили новый, освященный в 1140 году. Впрочем, был ли тот первый собор действительно первым - вопрос дискуссионный. Одни ученые полагают, что изначально христианская община собиралась в церкви на кладбище (примерно 1,5 км от городских стен), и только на рубеже VI-VII века епископы "переехали" внутрь городских стен из-за постоянных войн Византии с "варварами" (готами и лангобардами) и "прихватизировали" при этом античное языческое капище. Другие полагают, что изначально резиденция епископа находилась в нынешней церкви Сан-Пьетро-ин-Валле (она сама по себе интересна, но чисто теоретически, ибо закрыта на бессрочную реставрацию). Третьи думают, что собор Фано занимал нынешнее место изначально.
Откуда немощный телом и духом автор черпает такие познания, - спросите вы. О! - ответит вам этот скромный муж, - никаких личных заслуг, просто в соборе бесплатно (!) раздают толстую иллюстрированную брошюру, написанную покойным епископом Армандо Тразарти.
Итак, в 1140 году был освящен нынешний собор, который в течение веков сменил свое имя с Санта-Мария-Маджоре на Санта-Мария-Ассунта (т.е. Вознесения БМ). Изначально это была романская трехнефная базилика с тремя же апсидами и криптой. В XIV веке боковые нефы были разделены на боковые капеллы (когда-то их было восемь, сейчас шесть). В 1591 году была серьезно перестроена восточная часть церкви: уничтожена крипта, пол главной апсиды тем самым сровнялся с полом нефа, а боковые апсиды уменьшились до заурядных капелл. В 1920ые была проведена комплексная реставрация собора: с фасада и из интерьера убрали барочную штукатурку, создали заново крипту и подняли тем самым пресвитерий. В 1944 году союзники прямым попаданием уничтожили колокольню, которая, разумеется. рухнула на храм, так что после войны собор пережил еще одну реставрацию, плоды которой мы нынче и можем видеть.

Перед нами фасад XII века в том виде, в каком его воссоздали реставраторы XX столетия. Обратите внимание на разницу двух боковых псевдо-лоджий - по всей видимости, фасад был когда-то несимметричным, т.е. боковые нефы были разной ширины. Ну и тарелочки терракотовые заметьте, пожалуйста, - покойный епископ, правда, честно признается, что тарелочки новые, но закрывают исторические проемчики, в которых некогда были исторические же, но несохранившиеся, тарелочки.

Окно-розу когда-то (но это неточно) окружали фигуры евангелистов

А вот портал наш автор (т.н. не я, а епископ) считает подлинным, хотя и несколько раз совершенствовавшимся в течение XII-XIV столетий.



Портал я снимал перед тем, как войти внутрь, и соответственно перед чудесным обретением владычней брошюры, а посему я преступно пренебрег разноцветной мозаикой косматеско, она же, как оказалось, подлинная XII века.

Прежде всего наметанный глаз автора (вы еще не запутались в авторах? в данном случае это аз) и его не успевшие устать ноги метнулись к амвону.


И тут из райских кущей грозит нам пальчик покойного епископа: амвон не подлинный, собран лишь в 1941 году, но из подлинных деталей, найденных в епископском дворце. Ранее уверенно утверждалось, что автор всех этих частей - мастер Райнерио, и они были частью алтарной преграды; теперь же ученые полны сомнений и в авторстве, и в их первоначальном назначении.



Сцены из рождественского цикла узнали все, мы с покойным епископом уверены! Ну и все понимают, что снимались панели со вспышкой - это не грех, а наоборот благочестивая дань уважения и безымынным мастерам XII века, и епископу Армандо.
Не пропустите одну из капелл справа: там лицевая сторона надгробия епископа Винченцо дель Синьоре представляет собой неясный рельеф XII века.

Он неясен, потому что надписи ничего не проясняют. Наверху написано Baldvin citharista (who are you, господин Балдуин?), а еще (в кадр не попало) rex David rex Achys. Ну предположим, царя Давида с арфой еще можно опознать, но кто такой Achys? Ахаз, Ахав?
Но помимо всей этой почтенной старины есть в соборе и достоверный (и красивый!) уголок XVII века - капелла Нольфи, переданная братьям Гвидо и Чезаре Нольфи в октябре 1604 года. Чезаре Нольфи (в брошюре он назван ecclesiastico, но не clerico - мне неясен его статус) умер в 1612 году и погребен в капелле, а его брат Гвидо, юрист римской курии при семи папах, скончался в Риме и скорее всего похоронен в столице, хотя и для него бюст заготовили. Приятно иметь дело с юристом, у него все ходы записаны: устройством капеллы руководил Джироламо Райнальди, штукатурными (стукковыми) работами занимался Пьетро Солари, бюсты владельцев изваял Франческо Капорале, а фрески о жизни Богородицы написал Доменикино.


Надпись над входом в капеллу сообщает, что она (капелла) посвящена Троице, Богородице и всем святым - вот это юристы, вот это молодец, всех записал себе в патроны!

Правая стена капеллы

Памятник Гвидо Нольфи

"Обрезание" Доменикино (ну точнее Обрезание Христа, написанное Доменикино, но так получилось короче и прикольнее)

Левая стена капеллы

Памятник Чезаре Нольфи

Встреча Марии и Елизаветы (тоже Доменикино)


Доменикино при подписании контракта выговорил себе свободу творчества, т.е. в рамках глобальной заданной темы о жизни БМ он был волен выбирать сюжеты и располагать их по капелле по своему вкусу, поэтому никакой хронологии не наблюдается.



Алтарный образ капеллы написан ...нет, не Доменикино, а местной маркезианской звездой Андреа Лилли.

В эту поездку мне Андреа Лилли не глянулся, но понимать надо (!), что главной его работы - обширного цикла фресок в соборе Атри - я не видел. Потому что Атри - это не в Марке, а в Абруццо; поездов туда нет в любом случае, и надо ехать автобусом из Пескары; ну и трусов с паникерами никто еще массово не казнил, а потому возможны эксцессы ковидобесия. Но очень бы хотелось (речь одновременно об Атри, Лилли и казни ковидобесов)
|
</> |