Фальшивый юбилей отечественного автопрома: о чем нам врала советская пропаганда
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вместе с годовщиной Великой октябрьской социалистической революции 7 ноября в СССР отмечали и начало промышленного производства автомобилей. В 1924 году в канун празднеств на московском заводе АМО построили 10 грузовиков АМО-Ф-15 — первые советские автомобили. Исторический факт налицо. Как его вывернули наизнанку — расскажу.
Давно я не начинал свои статьи фразой: «Настало время поднять бокалы за…» Вопрос, за что? Повторю, что не оспариваю сам факт выпуска заводом АМО первых грузовиков АМО-Ф-15. Сверкая кумачовой лакировкой, эти машины 7 ноября 1924 года выехали на демонстрацию трудящихся на Красной площади в Москве.
![РазвеÑнÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¾Ð¶ÐºÐ° жÑÑнала «Ðа ÑÑлем», â 11 за 1959 год: ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑÐ°Ð´Ñ 7 ноÑбÑÑ 1924 года. Таким пÑедÑÑавлÑлиÑÑ ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑинаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑоÑÑ, инженеÑÑ ÐдÑаÑÐ´Ñ ÐолÑановÑ. РазвеÑнÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð¾Ð¶ÐºÐ° жÑÑнала «Ðа ÑÑлем», â 11 за 1959 год: ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑÐ°Ð´Ñ 7 ноÑбÑÑ 1924 года. Таким пÑедÑÑавлÑлиÑÑ ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑинаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑоÑÑ, инженеÑÑ ÐдÑаÑÐ´Ñ ÐолÑановÑ.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-13242c.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/01.-amo-za-rulem-cover.jpg)
Это были машины грузоподъемностью в 1,5 тонны, повторявшие образец Fiat-15 ter — весьма передового для своего времени грузовика, созданного итальянцами на основе опыта войны в Абиссинии и военно-испытательного пробега по России в 1913 году. Отсюда — эффективное охлаждение двигателя (в теле маховика отлиты вентиляционные лопасти), закрытая в толкающую трубу карданная передача, штампованные колеса. Третья («ter»), наиболее «продвинутая» модификация.
![Снимок, ÑделаннÑй 7 ноÑбÑÑ 1924 года. ÐадпиÑÑ Ð½Ð° боÑÑÑ ÐолÑанов изобÑазил поÑ
оже (кÑÑаÑи, ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð±Ñла ÑолÑко на одном из 10 авÑомобилей, на оÑÑалÑнÑÑ
пÑоÑÑо пиÑали: ÐÐÐ). РоÑÑалÑном â еÑÑÑ ÑазлиÑиÑ. Снимок, ÑделаннÑй 7 ноÑбÑÑ 1924 года. ÐадпиÑÑ Ð½Ð° боÑÑÑ ÐолÑанов изобÑазил поÑ
оже (кÑÑаÑи, ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð±Ñла ÑолÑко на одном из 10 авÑомобилей, на оÑÑалÑнÑÑ
пÑоÑÑо пиÑали: ÐÐÐ). РоÑÑалÑном â еÑÑÑ ÑазлиÑиÑ.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-f5a875.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/02.-amo-7th-of-nov-1924.jpg)
Символизм события очевиден. Что не преминула взять в оборот советская пропаганда. Готовились «датские» журнальные статьи, проводились торжественные собрания и юбилейные выставки. На моей памяти таковых было две, «Автопром-74» и «Автопром-84».
![Ðолонна пеÑвÑÑ
ÐÐÐ-Ф-15 поднимаеÑÑÑ Ðº ÐÑÐµÐ¼Ð»Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐаÑваÑки по ÐиÑайÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоездÑ. Ðидна ÑазниÑа Ñ ÑиÑÑнком Ð. ÐолÑанова: ÑадиаÑÐ¾Ñ Ð´ÑÑгой ÑоÑмÑ, ÑиаÑовÑкий! Ðолонна пеÑвÑÑ
ÐÐÐ-Ф-15 поднимаеÑÑÑ Ðº ÐÑÐµÐ¼Ð»Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐаÑваÑки по ÐиÑайÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоездÑ. Ðидна ÑазниÑа Ñ ÑиÑÑнком Ð. ÐолÑанова: ÑадиаÑÐ¾Ñ Ð´ÑÑгой ÑоÑмÑ, ÑиаÑовÑкий!](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-0573be.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/03.-amo-before-parade.jpg)
![Ð ÑадиаÑоÑ, как на обложке Ñ Ð. ÐолÑанова ÐÐÐ-Ф-15 полÑÑил ÑолÑко в 1925 годÑ. Ðаодно бÑл ÑменÑÑен диамеÑÑ Ð¼Ð°Ñ
овика двигаÑелÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑеплÑÑÑ Ð·Ð° неÑовноÑÑи доÑоги. Ð ÑадиаÑоÑ, как на обложке Ñ Ð. ÐолÑанова ÐÐÐ-Ф-15 полÑÑил ÑолÑко в 1925 годÑ. Ðаодно бÑл ÑменÑÑен диамеÑÑ Ð¼Ð°Ñ
овика двигаÑелÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑеплÑÑÑ Ð·Ð° неÑовноÑÑи доÑоги.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-64519f.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/04.-amo-f-15-1925.jpg)
Простим пропагандистам легкую временную натяжку. Ведь вот что о первых советских грузовиках еще 5 октября успела написать «Торгово-промышленная газета»:
«1 и 3 ноября на заводе бывшего «АМО» собраны первые полуторатонные грузовики. Вновь построенные автомобили изготовлены полностью на завода Цугаза из советских материалов».
(ЦУГАЗ — Центральное управление государственных автомобильных заводов, прообраз будущего Министерства автомобильной промышленности.)
![ÐÑоÑоÑип ÐÐÐ-Ф-15 â Fiat 15 ter бÑл веÑÑма воÑÑÑебован не ÑолÑко в иÑалÑÑнÑкой (на Ñнимке) аÑмии, но и Ñ Ð¿ÑоÑивников-геÑманÑев. ÐÑоÑоÑип ÐÐÐ-Ф-15 â Fiat 15 ter бÑл веÑÑма воÑÑÑебован не ÑолÑко в иÑалÑÑнÑкой (на Ñнимке) аÑмии, но и Ñ Ð¿ÑоÑивников-геÑманÑев.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-e82e21.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/05.-fiat-15-ter.jpg)
Первого и третьего — первые, а к 7‑му — уже десять. Повод для гордости? Именно так в приснопамятные времена нам это и преподносилось. Начало советской автомобильной промышленности! Хотя…
Вот цитата из самого первого выпуска журнала «За рулем», за апрель 1928 года. В заметке отмечается выпуск 1000‑го АМО-Ф-15:
«Первая машина Ф-15 была выпущена заводом в 1924 году кустарным способом — без штампов, кондукторов и приспособлений».
![ТоваÑиÑеÑÑво ÐÐРзаконÑило поÑÑÑÐ¾Ð¹ÐºÑ Ñвоего завода. ÐллÑÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· жÑÑнала «ÐвÑомобилÑ», â 10 за 1916 год: и ÑÑо «ÑÑи одноÑÑажнÑÑ
ÑаÑаÑ, не имевÑиÑ
даже кÑÑÑ Ð¸ полов»? ÐолÑÑевики лгали Ñ Ñамого наÑала. ТоваÑиÑеÑÑво ÐÐРзаконÑило поÑÑÑÐ¾Ð¹ÐºÑ Ñвоего завода. ÐллÑÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· жÑÑнала «ÐвÑомобилÑ», â 10 за 1916 год: и ÑÑо «ÑÑи одноÑÑажнÑÑ
ÑаÑаÑ, не имевÑиÑ
даже кÑÑÑ Ð¸ полов»? ÐолÑÑевики лгали Ñ Ñамого наÑала.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-1e4e7b.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/06.-amo-plant-aerial-view-1916.jpg)
«Кустарным способом» — гораздо ближе к истине. Для изготовления коленчатого вала на стальной плите чертили его контур, высверливали по линии, вырубали, после чего обрубок зажимали в токарный станок и обтачивали до нужного вида! Кузница была запроектирована неправильно — шел один брак. После того как включали электропечь «Мечта» в литейке, начинались гневные звонки из Моссовета: «Всю округу оставили без тока!». И это зовется автомобильной промышленностью?
Здраво оценивал события и журнал «Мотор» в передовице майского номера за 1928 год:
«Исключая отдельные мелкие начинания в области постройки автомобилей в России до мировой войны (Пузырев, леснер и др.), первой серьезной попыткой поставить это производство является организация производства легковых машин на Русско-Балтийском заводе в Риге в 1908 году. До августа 1915 года (момента эвакуации этого завода из Риги) было выпущено около 450 легковых автомобилей трех типов: в 12/24 ЛС (тип К), 13/35 ЛС (тип Е) и в 24/40 ЛС (тип С), причем производство грузовых машин ограничилось выпуском одной серии в количестве 10 шт. и состояло в приспособлении легкового шасси с тем же мотором».
(На самом деле, количество выпущенных «Руссо-Балтов» несколько больше — около 600 шт.)
![С моменÑа Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ кÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑÑ
ÑеÑ
ов на заводе ÐÐРоÑÑÑеÑÑвлÑлÑÑ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ квалиÑиÑиÑованнÑй ÑÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñ ÑеÑ
ники. СÑеди ÑабоÑиÑ
и маÑÑеÑов бÑло немало лаÑÑÑей. С моменÑа Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ кÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑÑ
ÑеÑ
ов на заводе ÐÐРоÑÑÑеÑÑвлÑлÑÑ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ квалиÑиÑиÑованнÑй ÑÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñ ÑеÑ
ники. СÑеди ÑабоÑиÑ
и маÑÑеÑов бÑло немало лаÑÑÑей.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-3a0e01.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/07.-amo-repair-shop.jpg)
И пятилетки не пройдет, как «За рулем» — сразу полюбившийся читателям «руль» — будет не узнать. И «Мотор» — тоже. Исчезнет сатира на партийных функционеров, накупивших себе иномарки, помягчает критика бесхозяйственности. В заголовках прибавится митингового пафоса.
Власть брала страну на короткий поводок. В отношении автомобильной промышленности ключевым тезисом стала фраза Сталина, произнесенная им на пленуме ЦК ВКП(б) в январе 1933 года: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».
![Ð 1925 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¦Ð£ÐÐРпеÑеименовали в ÐвÑоÑÑеÑÑ. СÑÑана пÑебÑвала в ÑÑÑанном пеÑиоде «недокапиÑализма», назÑваемом Ðовой ÑкономиÑеÑкой полиÑикой. Ð ÑÐ±Ð»Ñ Ð±Ñл Ñвободно-конвеÑÑиÑÑемой валÑÑой! Ðо поÑом ÐÐРбÑÑÑÑо пÑекÑаÑÑÑ. Ð 1925 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¦Ð£ÐÐРпеÑеименовали в ÐвÑоÑÑеÑÑ. СÑÑана пÑебÑвала в ÑÑÑанном пеÑиоде «недокапиÑализма», назÑваемом Ðовой ÑкономиÑеÑкой полиÑикой. Ð ÑÐ±Ð»Ñ Ð±Ñл Ñвободно-конвеÑÑиÑÑемой валÑÑой! Ðо поÑом ÐÐРбÑÑÑÑо пÑекÑаÑÑÑ.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-62b5f2.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/08.-amo-avtothrust-ads-1925.jpg)
Сказано это было главным образом по поводу ввода в строй Государственного автомобильного завода им. В. М. Молотова в Горьком. Но и по поводу московского Первого государственного автомобильного завода тоже. Завершена реконструкция, запущен первый в нашей стране конвейер, заводу присвоено имя Сталина. Однако пропагандисты ловко соединили сталинское «у нас не было» с фактом сборки первых АМО-Ф-15 в 1924 году. Получилось: «До революции в России не было автомобильной промышленности, а с выпуском в ноябре 1924 года первых АМО-Ф-15 такая промышленность возникла». И эту мантру затем будут повторять по поводу и без повода.
Как, например, на страницах журнала «Мотор» в 1949 году, в канун 25‑летия ЗиСа:
«До революции царская Россия не имела своего автомобильного производства […] «компания» капиталистов во главе с братьями Рябушинскими удрала за границу, оставив в Симоновой слободе, в центре Тюфелевой рощи, три одноэтажных сарая, не имевших даже крыш и полов, под названием ‘‘Завод АМО’’»…
![ÐоÑовÑе к оÑпÑавке ÐÐÐ-Ф-15 на заводÑком двоÑе. ÐÑо Ñже ÑÑовеÑÑенÑÑвованнÑе маÑÐ¸Ð½Ñ 3âй ÑеÑии Ñ Ñеликом деÑевÑнной кабиной и ÑлекÑÑообоÑÑдованием Bosch. ÐоÑовÑе к оÑпÑавке ÐÐÐ-Ф-15 на заводÑком двоÑе. ÐÑо Ñже ÑÑовеÑÑенÑÑвованнÑе маÑÐ¸Ð½Ñ 3âй ÑеÑии Ñ Ñеликом деÑевÑнной кабиной и ÑлекÑÑообоÑÑдованием Bosch.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-ffcf8b.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/09.-amo-production-shipment.jpg)
Боже упаси вспомнить в удушливом 1949‑м (год 70‑летия товарища Сталина) о Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге! Враз отправишься в Сибирь снег убирать! Меж тем, братья-промышленники Рябушинские (основные акционеры «Товарищества на паях автомобильного московского завода АМО») сманили многих оставшихся не у дел работников рижского Русско-Балтийского вагонного завода. Сманили посулами хороших заработков, но хитро: чтобы у тех не возникло соблазна рвануть еще куда, где получше, в контрактах предусмотрели внушительную неустойку. Так на АМО перешли инженеры Дмитрий Дмитриевич Бондарев, Сергей Осипович Макаровский, швейцарец Карл Густавич Биттенгольц (настоящий швейцарец!), многие мастера. «Руссо-Балт», передислоцированный в подмосковные Фили, вмиг остался без кадров!
Рябушинские знали толк в бизнесе: заводские корпуса возвели за год! И это были вовсе не «сараи без крыш и полов». Начать производство Рябушинским помешали вовсе не алчность, не ненависть к рабочему классу — причины вполне объективные. В разгаре мировая война (Первой ее еще никто не называл, кто ж думал, что грянет Вторая?). Скачет валютный курс, не хватает рук, начались перебои с поставками — 20 сентября 1916‑го германская подлодка U 43 потопила пароход «Тургай», шедший из Нью-Йорка в Архангельск с оборудованием для АМО, а 26 октября 1916 года в порту Бакарица под Архангельском прямо у стенки взорвался еще один пароход с грузами из Нью-Йорка, «Барон фон Дризен». Порты и железная дорога не справлялись с резко возросшим объемом перевозок. Наконец, на АМО мутили воду большевики. Подстрекаемые ими рабочие откровенно саботировали распоряжения начальства.
![ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° вÑе недоÑÑаÑки (неÑдобÑÑво поÑадки, низкий ÑеÑÑÑÑ, Ð¸Ð·Ð½Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð´Ð½Ð¸Ñ
ÑдвоеннÑÑ
Ñин) ÐÐÐ-Ф-15 оказалÑÑ Ð²ÐµÑÑма воÑÑÑебован. Ðго пÑиобÑеÑали даже Ñакие богаÑÑе ÑÑеÑÑÑ, как «ÐзнеÑÑÑ» и «ÐÑознеÑÑÑ», вполне позволÑвÑие Ñебе закÑпки западной ÑеÑ
ники. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° вÑе недоÑÑаÑки (неÑдобÑÑво поÑадки, низкий ÑеÑÑÑÑ, Ð¸Ð·Ð½Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð´Ð½Ð¸Ñ
ÑдвоеннÑÑ
Ñин) ÐÐÐ-Ф-15 оказалÑÑ Ð²ÐµÑÑма воÑÑÑебован. Ðго пÑиобÑеÑали даже Ñакие богаÑÑе ÑÑеÑÑÑ, как «ÐзнеÑÑÑ» и «ÐÑознеÑÑÑ», вполне позволÑвÑие Ñебе закÑпки западной ÑеÑ
ники.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-808dfd.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/10.-azerneft.jpg)
Спасая дело, Рябушинские 27 февраля 1916 года выбили в Главном военно-техническом управлении заказ на сборку 750 легковых и 750 грузовых (3‑тонных!) «фиатов» на сумму в 27 млн рублей. Машины прибывали с перебоями, в плохо упакованных ящиках, с повреждениями. А тут еще и февральская революция (к слову, тогда ее называли честным русским синонимом: переворот). После Первомая 1917 года разогретые митингами пролетарии вытащили из кабинетов ненавистных им директора АМО Бондарева и главного инженера Макаровского, усадили в тачки, вывезли на этих тачках с завода к ближайшей трамвайной остановке, где и вывалили в грязь.
Да, зачинщиков беспорядков и прочих недовольных уволили. Но кому собирать грузовики для военных? Пришлось вызывать автороту. Судьба этого заказа окончательно не выяснена, хотя сохранились воспоминания, что именно в это время по Москве начали бегать новенькие «фиаты».
Неоспоримо, что до выпуска первых АМО-Ф-15 московский завод выполнял роль авторемонтного. Причем, советской пропагандой сей факт преподносился с оттенком пренебрежения: «дикий» ремонт! Хотя, ничего унизительного в ремонте техники нет. А вот собирал ли АМО новые машины? Одни историки утверждают, что с конца 1916 до середины 1919 года было сделано 1319 машин моделей Fiat 15 ter и Fiat 6, другие — что не собрали ни единого нового грузовика.
![ÐÐÐ-Ф-15 поÑлÑжил базой Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
оÑеÑеÑÑвеннÑÑ
пожаÑнÑÑ
маÑин. ÐÑедÑÑавлено оÑнаÑение авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿ÑожекÑоÑного Ñ
ода, вÑпÑÑенное ленингÑадÑким заводом «ÐÑомеÑ». ÐÐÐ-Ф-15 поÑлÑжил базой Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ
оÑеÑеÑÑвеннÑÑ
пожаÑнÑÑ
маÑин. ÐÑедÑÑавлено оÑнаÑение авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿ÑожекÑоÑного Ñ
ода, вÑпÑÑенное ленингÑадÑким заводом «ÐÑомеÑ».](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-6116e0.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/11.-amo-f-15-fire-engine.jpg)
(Спрашивается: зачем тогда было придавать заводу автороту? «Этих купеческих сынков», как их называли большевистские агитаторы.)
Fiat-15 ter изначально планировался в качестве объекта производства. На завод поступила пара эталонных образцов этой полуторки и чертежи на нее.
Не спорят только о том, что ремонт был. Капитальный ремонт одного из самых распространенных в русской императорской армии грузовиков, американской трехтонки White TAD.
Причем трехтонку не просто «капиталили», но и вносили в конструкцию изменения: ставили фиатовский радиатор, фиатовский же мотор и коробку передач, другие узлы. В российскую автомобильную историографию эта модель вошла под собственном маркой «Уайт-АМО». И таких машин с 1919 по 1924 год, в весьма напряженное для страны время, когда «разруха не в сортирах, а в головах», завод выпустил 179 штук. Промышленное это производство или нет — в особенности, если сравнивать с десятью АМО-Ф-15?
Ложь большевиков лицемерна. Факты и даты соответствуют, хитро перепутаны трактовка и выводы. После одной-единственной сталинской фразы нашу страну лишили нескольких лет автомобильной истории (тут уж можно порассуждать, вести ли отсчет от Русско-Балтийского вагонного завода в Риге либо с начала сборки «Уайт-АМО»).
![ÐÑÑоÑиков изÑÑдно запÑÑал ÑÑÐ¾Ñ ÐÐÐ-Ф-15. РанÑÑе на нем бÑла надпиÑÑ Â«1âÑй ÐÐÐ 1âÑй», Ñ
оÑÑ ÑÑо один из поÑледниÑ
обÑазÑов, оÑÑавленнÑй на заводе Ð´Ð»Ñ ÑÑавниÑелÑнÑÑ
иÑпÑÑаний Ñ Ð°Ð¼ÐµÑиканÑким Autocar. 14 ноÑбÑÑ 1939 года на паÑаде по ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²ÑпÑÑка миллионного ÑовеÑÑкого авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ впеÑвÑе иÑполÑзовали в ÑелÑÑ
пÑопагандÑ. ÐÑего завод вÑпÑÑÑил 6285 ÐÐÐ-Ф-15 ÑÑеÑ
ÑеÑий. ÐÑÑоÑиков изÑÑдно запÑÑал ÑÑÐ¾Ñ ÐÐÐ-Ф-15. РанÑÑе на нем бÑла надпиÑÑ Â«1âÑй ÐÐÐ 1âÑй», Ñ
оÑÑ ÑÑо один из поÑледниÑ
обÑазÑов, оÑÑавленнÑй на заводе Ð´Ð»Ñ ÑÑавниÑелÑнÑÑ
иÑпÑÑаний Ñ Ð°Ð¼ÐµÑиканÑким Autocar. 14 ноÑбÑÑ 1939 года на паÑаде по ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²ÑпÑÑка миллионного ÑовеÑÑкого авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ впеÑвÑе иÑполÑзовали в ÑелÑÑ
пÑопагандÑ. ÐÑего завод вÑпÑÑÑил 6285 ÐÐÐ-Ф-15 ÑÑеÑ
ÑеÑий.](/images/main/falshiviy-yubiley-otechestvennogo-avtoproma-o-chem-nam-vrala-sovetskaya-propaganda-26da63.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/10/12.-latest-amo-f-15.jpg)
Примечательно, что к авиационной промышленности или, допустим, к кораблестроению отношение у советской власти было иным. Подчеркивался наш приоритет в создании тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», рассказывали о достоинствах линейных кораблей Балтийского завода. А автомобильной промышленности, понимаш, не было! Отчего вдруг такая избирательность?
На этот вопрос еще будет дан ответ. Пока же в традиции своих очерков порекомендую почитать Евгения Николаевича Добровольского. Он глубоко вникал в историю завода АМО-ЗиС-ЗиЛ. Опубликовал два романа-хроники, «Рисунок времени» (1974 год) и «Испытательный пробег» (1986 год). Пусть Добровольский и старался придерживаться официальной трактовки событий, они у него поданы красочно, захватывающе — не хуже, чем у Дюма. Тиражи в те времена были не в пример нынешним, 65 и 75 тысяч экземпляров — книги, думаю, будет нетрудно найти.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Собирали миллионами: как ГАЗ-51 стал самым массовым грузовиком в СССР
Стоили как две «Лады» и работали на износ: за что британцы полюбили самосвалы КрАЗ
«Не хорошо, но сойдет»: за что Сталин невзлюбил «Победу»
|
</> |