F-16 последний догфайтер: о «славном неудачнике» 4го поколения и д*очувании


«Истребитель зла» назвали хохлы новую марочку с новой панской вундерваффе – американским General Dynamics F-16 (хотя, во многом я могу согласиться – все американские вооружения – оружие зла).
В истории оружия было немало машин, вышедших неудачными, из-за того, что опередили свое время, но F-16, созданный как лёгкий истребитель превосходства над МиГ-21, наоборот, опоздал на свою войну.
Несмотря на широкую распространенность в мире и богатую историю участия в локальных конфликтах, он по объективным для ЛФИ причинам и субъективным просчетам концепции первые 27 лет являлся или «падальщиком воздушного боя», способным сбивать только бомбардировщики или устаревшие машины и проигрывая бой одноклассникам, либо оставался за рамками воздушной войны.
Доминирование МиГ-21 над «Фантомами» во Вьетнаме и войне 1973 года и несовершенство первых модификаций ракет средней дальности АIМ-7 «Спэрроу» побудили конструкторов конкурирующих проектов F-5 «Тайгер» и F-16 «Файтин Фэлкон» отказаться от применения РВВ СД АIМ-7 на этих самолетах и сосредоточиться на ближнем маневренном бое «собачьей свалке», что, собственно, дорого обошлось обоим истребителям.
Дебютировав в Ливанской войне 1982 года, F-16А оказался неспособным что-либо противопоставить истребителям МиГ-23МФ ВВС Сирии с ракетами средней дальности Р-23Р/Т (при том, что и модификация «Бичевателя» по БРЭО и первая «компактная истребительная» РВВ СД, в общем-то, уже были устаревшими на тот момент) потеряв в воздушном бою с этими истребителями 7 F-16А и не сумев сбить ни одного МФ. 4 МиГ-23МС – также без ракет средней дальности и с РЛС не способной видеть цели на фоне земли, израильские F-16А таки записали себе на фюзеляж, как и несколько МиГ-21 (против которого и создавались) и бомбардировщиков.
В следующем этапе ливанской войны в 1983 году, ни один F-16А уже не взлетел с израильских аэродромов, ввиду поставок Сирии МиГ-23МЛ с ракетами нового поколения Р-24Р/Т, которыми на этот раз, были сбиты 3 куда более совершенных F-15.
Во второй раз достаточно широко F-16А были применены в составе пакистанских ВВС, обстреливая через границу фронтовые бомбардировщики Су-7 и Су-22 ВВС ДРА, а иногда и советские штурмовики, как, например был сбит Су-25 Руцкого (4 победы). В случае нарушения воздушного пространства они просто ретировались в воздушное пространство Пакистана, едва получив сигнал об облучении РЛС МиГ-23МЛД ограниченного контингента, поскольку противопоставить самолету с БРЭО и оружием совсем другого уровня «беременному МиГ-21» было просто нечего, а у советского военно-политического руководства не было политической воли отдать приказ на преследование и даже разрешение сбивать над Афганистаном. Впрочем, потерь избежать не удалось, и один F-16А был сбит из пушки фронтовым бомбардировщиком МиГ-23БМ, наносившим бомбовые удары по террористам.
В 1986, наконец-то, после неудачной двухместной F-16В (из сверхлегкого истребителя ИБ не получился, по понятным причинам) появился F-16С с БРЭО, позволявшим применять ракеты средней дальности АIМ-7. Но именно эта модификация хлебнула такого позора, который предшественнику с одними только «Сайдуиндерами» ближнего боя и не снился.
Во время «Бури в пустыне» новейший F-16С стал единственным американским истребителем, не одержавшим ни одной воздушной победы, когда даже штурмовики А-10 записали на свой счет 2 вертолета ВВС Ирака.
F-15С: 19 самолетов и 2 вертолета, вкл 2 МиГ-25, 1 МиГ-29, 3 МиГ-23МЛ, 1 МиГ-23МФ, 4 Mirage-F1
F-18: 3 МиГ-23МФ, 1 МиГ-23МЛ, 3 Mirage-F1 (Хотя F-18 – ударный истребитель со специфическими ЛТХ)
МиГ-29А: 2 Tornado, 1 F-16А 1 ЕF-111, 1 В-52 (поврежден, списан)
МиГ-25ПД: 1 F-18, 1 F-15Е
МиГ-23МЛД: 1 F-16С, F-4G
МиГ-23МФ: 2 F-111 (один поврежден и списан)
F-14A: 1 Ми-8
A-10: 1 Ми-8, 1 Gazelle
При этом, в ходе конфликта F-16 выпустили 36 AIM-9М ближнего боя и 11 AIM-7М средней дальности, не добившись ни одного попадания. Неудачным оказалось и применение F-16 в качестве бомбардировщика и «Дикой ласки». Врожденный недостаток сверхлегкого догфайтера – максимальная скорость М2,1 на высоте с парой Сайдуиндеров ближнего боя без ПТБ и с неудовлетворительным радиусом действия, малый диаметр антенны РЛС, неудовлетворительный для истребителя потолок в 15км (при этом, на этой высоте максимальное число Маха недоступно), резкое ухудшение ЛТХ, а стало быть, дальности пуска РВВ и ПРР, при сколь-нибудь серьезной боенагрузке (а приходилось летать и с ПТБ), даже в варианте «чистого» истребителя, обрекли этот истребитель на неудачу просто потому, что время МиГ-21 закончилось в 1973 году с окончанием Вьетнама и большой Ближневосточной войны. Вместе с тем, боевые потери Коалиции составили 15 F-16 из них 2 в воздушных боях – что составило почти половину от всех потерь самолетов союзников.
После войны, когда появилась легкая РВВ СД AIM-120, F-16 удалось записать на свой счет один перехватчик МиГ-25 над Ираком-1992 и МиГ-23МЛ в 1993 году, и 2 «одноклассника»-ЛФИ МиГ-29 ВВС СФРЮ во время террористических бомбардировок НАТО в 1999 году.
После этого турецким F-16С удалось сбить только один МиГ-23МЛ над Сирией-2014 (потеряв один истребитель от засады МиГа в 2013 году) и подарить по первой воздушной победе французскому Mirage-2000 ВВС Греции и индийскому летчику Су-30МКИ.
Такой вот специфический истребитель, непригодный для боя с истребителями, в силу своих «врождённых» недостатков планируется поставить на Украину, где ему будут противостоять Су-35С и МиГ-31БМ с дальностью обнаружения в ППС в полтора раза больше и дальностью пуска, с учетом скорости и потолка превышающей почти вдвое, даже без учета ракет большой дальности, и это в условиях «закрытого неба» в сплошном РЛ-поле наземных и воздушных средств ДРЛО.
При том, что на потолковые 15,5 км смогут взлететь не только лишь все в зоне действия «Буков», «Триумфов» и тех же перехватчиков.
Но ларчик открывается довольно просто. Вопреки отчаянному теребоньканью укров, для воздушного боя и даже для борьбы с РЛС применять украинские F-16 не подразумевается изначально. Легкий истребитель обречен закончить свою боевую карьеру в качестве «миссайлера» - пусковой платформы для КР SCALP-EG и Storm Shadow.
Возможно тяжёлые «Торнадо» и даже антикварные F-4 «Phantom» справились бы с этой задачей даже лучше, за счет большего радиуса действия, мощности двигателей и нормальной взлетной массы, но у западных союзников по НАТО эти самолёты пребывают в очень относительной боеспособности, а исправные «Торнадо» планируются использовать именно в качестве истребителей-бомбардировщиков, поскольку, в противном случае, придется заменять их в этом качестве или сверхдорогим «Рафалем» или еще более дорогим F-35, еще небоеготовым и с неудовлетворительной боенагрузкой.
F-18, который достаточно широко используется не только в США, но и в Европе, подошёл бы значительно лучше для спектра задач, стоящего перед террористическими ВВСУ, однако F-16 модификации, которую намереваются поставить Украине, более чем вдвое дешевле и, что немаловажно, сохранено производство этих самолетов.
Что же до репутационного ущерба от потерь, и аналитики Пентагона, и политики, и потенциальные покупатели и без того хорошо осведомлены о недостатках F-16, но, во-первых, его все равно будут покупать те государства, у которых нет денег на более дорогие машины, как и вассалы США, особенно из тех, кто получает военную помощь, втч и боевую авиацию, в рамках безвозмездного кредита Пентагона, а такое перекладывание из правого кармана в левый составляет более трех четвертей оборонного экспорта США.
К тому же, если один «продукт» отжил свое на рынке, для хорошего торгаша это не беда, а повод предложить другой – новее, лучше, ну и естественно, дороже.
А хохлов, как обычно, ожидает новая Zрада, когда жареный пендосский дюраль посыплется с неба с сухим счетом, пополняя счета русских асов машинами основного противника. А малозаметные КР русское ПВО уже научилась сбивать примерно 8 из 10, если считать упавшие от воздействия РЭБ.
Ипи и Мання для Перемог 13.07.2023
|
</> |