Европротокол против пробок
crusandr — 29.10.2015 Вы автомобилист? Тогда наверняка вам знакома ситуация: попав в пробку в неожиданное время и необычном месте и потратив впустую 10-20 минут, в конце ее обнаруживаешь, с позволения сказать, «ДТП» из двух машин без видимых повреждений, гордо ждущих ГАИ посреди дороги. Многие из потерявших время в этот момент ощущают острое чувство досады и несправедливости. С какой стати встретившиеся «два одиночества» превращают свой мелкий имущественный конфликт в крупную транспортную проблему для тысяч автомобилистов и пассажиров?Чтобы решить эту проблему, с 1 июля 2015 года уже действует штраф 1000 рублей за создание помех движению: если в ДТП с вашим участием пострадало только «железо», а машины создают помехи движению, вы обязаны быстро убрать транспорт с проезжей части, иначе будете оштрафованы.
Но этого оказалось мало. Большинство водителей даже не утруждает себя перемещением авто в правую полосу и при самых пустячных повреждениях. К тому же припарковаться справа возможно не всегда (справа может оказаться выделенная полоса), там может быть запрещена остановка (в случае этого нарушения штраф даже выше), а главное – ожидание в правой полосе часто все равно создает помехи движению.
Видимо, единственный способ быстро убирать аварийные машины с проезжей части – так называемый Европротокол (ЕП), самостоятельное оформление участниками документов о мелких ДТП по ОСАГО без вызова сотрудников полиции. ЕП действует в России давно; его можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух авто, никто не погиб и не ранен, не нанесён ущерб имуществу третьих лиц, но главное - если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. Единственное «но»: пострадавшая сторона в этом случае получит не более 50 тысяч рублей.
Казалось бы, при мелких авариях Европротокол выгоден всем: экономит время участникам, позволяет им избежать новой аварии и не создавать затор. Однако в 2014 г. возможностью оформить аварию без ГАИ воспользовались лишь 10,5% участников ДТП! И это несмотря на то, что по статистике выплат в лимит 50 тысяч укладываются более 80% всех ДТП по ОСАГО!
В чем же причина низкой популярности ЕП? Может, водители не могут договориться, кто виноват? Но при мелких авариях чаще всего споров не бывает. Самая распространенная ситуация - когда кто-то кого-то «догнал» из-за несоблюдения дистанции, там все очевидно.
Может быть, оформление Европротокола очень сложное? И это не так: не так уж сложно проставить галочки в форме извещения о ДТП, которое выдается при оформлении договора ОСАГО, правильно переписав данные второй стороны и на всякий случай их сфотографировав.
Естественно, нужно внятно нарисовать схему ДТП (отобразив не только сами машины, но и их положение относительно перекрестков, дорожных знаков, разметки, домов – в общем, любых ориентиров) и удостовериться, что подписи обеих участников указаны по 2 раза. Согласитесь, для этого вовсе не требуется художественный талант.
- В пункте № 16 «Обстоятельства ДТП» водители или проставляют галочки так, что возникает противоречивая информация, или не указывают количество отмеченных клеток (последняя позиция пункта 16).
- В пункте № 17 «Схема ДТП»: водители нередко или вообще не приводят схему ДТП, или изображают лишь два автомобиля, упуская схематичное изображение окружающей местности, расположение относительно места аварии дорожных знаков, линий дорожной разметки, зданий, конструкций и так далее. Отсутствие этой информации, естественно, мешает оценить обстоятельства ДТП.
- В пунктах № 15 и 18 Извещения о ДТП один или оба водителя забывают подписаться в 2-х местах, а это обязательно, чтоб подтвердить отсутствие разногласий о причинах и обстоятельств ДТП. (Если разногласия есть, нужно вызывать сотрудников полиции.)
- Слишком поздняя подача документов. Заполненный экземпляр своего извещения каждый водитель должен не позднее чем в пятидневный срок передать своему страховщику (посетив офис либо почтой с уведомлением о вручении).
- Поспешный ремонт. Нельзя чинить автомобиль в течение 15 дней после даты ДТП, так как в этот срок страховая компания вправе требовать от вас его представление на осмотр.
А может, страховые компании часто отказывают в выплатах по «Европротоколу»? Как ни удивительно, и это не так: процент отказов такой же, как и по ДТП с оформлением в ГАИ: сотрудники полиции тоже люди и ошибаются при оформлении бумаг, а недостаток опыта у водителей компенсируется их более высокой мотивацией. Кстати, число отказов снижается: что тоже неудивительно: водители стали лучше разбираться в ОСАГО и аккуратнее заполнять документы, весьма эффективно работают автоюристы, да и сами страховщики после введения прямого возмещения убытков теперь больше заинтересованы «удержать» пострадавшего у себя на следующий год, выплатив возмещение в срок.
Полагаю, главная причина в том, что лимит по Европротоколу маловат. Конечно, нынешние 50 тысяч рублей лучше, чем прежние 25 тысяч, но люди ждут большего, а пока стараются перестраховаться, дождавшись сотрудника ГАИ. Так что если мы хотим приблизиться к Европе по доле оформляющих Европротокол, надо приблизить к европейскому уровню и лимит выплат! Благо, недавно поднятые тарифы ОСАГО значительно увеличили страховые сборы и создали страховому рынку финансовый «запас прочности».
Справедливости ради замечу, что в Москве и области, Санкт-Петербурге и области и сейчас формально есть возможность оформить ДТП по Европротоколу с лимитом аж до 400 тысяч. Но эта процедура столь сложна и зарегулирована, требует такого количества данных и условий (фото, видео, спутниковые координаты с места ДТП и ряд данных, зафиксированных автоматически с применением ГЛОНАСС), что ей почти не пользуются. Если эта возможность введена не для галочки, процедуру надо упрощать и разъяснять.
Впрочем, несмотря на низкий лимит, статистика говорит о растущей популярности Европротокола. С начала 2015-го доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции возросла до 14% (в сравнении с 10,5 в 2014-м). Более того, 14% - это «средняя температура» по 9 месяцам, а в июле и августе доля оформивших «Европротокол» составила уже 18,3% и 22,1%. Интересно, что показатель подрос и в Москве с 5-6% в прошлые годы до 14% и 19% в июле и августе 2015 г.
Конечно, этого мало: 14% еще далеко до потенциальных 80%, но тенденция радует. Кстати, снижение числа заторов из-за мелких аварий – не единственный плюс для общества. Еще важнее другое: сотрудники ДПС, избавленные от оформления сотен и тысяч мелких происшествий, смогут оперативней выезжать на крупные, серьезные аварии с пострадавшими.
Несколько советов напоследок:
- Лучше не оформлять аварию по «европротоколу», если пострадавший автомобиль стоит больше 1 миллиона рублей, кроме совсем уж незначительных повреждений (царапин и сколов). Для справки - средняя цена авто в стране 800 тысяч, причем львиная доля дорогих машин приходится на две столицы.
- Есть и такой лайфхак: примерно прикинуть ущерб на авто среднего класса можно по формуле «один элемент = 15 тысяч рублей». Так что в 50 тысяч реально уложиться, если повреждено не более 2-3 элементов.
- Если деформация серьезная, не забывайте о возможности скрытых повреждений, их установит только экспертиза или автосервис.
Если желаете углубиться в тему поглубже, рекомендую зайти в раздел по «Европротоколу» на сайте РСА.
А пользовались ли вы «Европротоколом»? Как впечатления? Воспользуетесь ли при мелком ДТП? Если нет, что нужно изменить?
Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.
|
</> |