Еврокризис и евробонды
ugfx — 30.11.2011 Германия упрямо настаивает на том, что евробонды несут моральные риски, как и вмешательство ЕЦБ. Ну а если посмотреть все же и немного включить фантазию – то сами евробонды никакого морального риска не несут. На 2010 год госдолг всех стран Еврозоны составлял 7.82 трлн. евро, или 85.4% от ВВП. Долг в объеме 60% от ВВП в своей валюте не считается опасным и чрезмерным. Т.о. можно разделить долг на две составляющих:1. Евробонды в объеме 60% ВВП, или на 2010 год 5.50 трлн. евро.
- Каждая страна Еврозоны имеет возможность выпустить (конвертировать) долг в пределах 60% ВВП в еврооблигации
- При этом она обязуется гарантировать обслуживание этого долга в первоочередном порядке, т.е. обслуживание этого долга является приоритетом по отношению к любым другим расходам бюджета. Гарантом может выступать соглашение в котором каждая страна обязуется перечислять в обслуживание этого долга не менее Х% ВВП даже в случае выхода из Еврозоны (если пофантазировать вплоть до единого налога, или фиксации доли в НДС).
3. Страна, которая имеет долг менее 60% ВВП может передать право на выпуск евробондов другим странам Еврозоны, но будет получать премию зависящую от разницы между ставкой по их суверенному долгу третьей страны и ставкой по евробондам (ну например Эстония могла бы на этом зарабатывать).
Мы получаем ядро долгового рынка Еврозоны в объеме до 60% ВВП (процентом можно поиграть), выплаты по которому имеют максимальные уровни гарантий выплат, потому как у любого государства есть доходы и оно не может финансировать никакие расходы до обслуживания выпущенных евробондов. [как вариант: в дополнение можно создать стабфонд допустим в 10% от ВВП Еврозоны]. У меня лично нет сомнений в том, что при такой композиции средневзвешенная ставка по евробондам будет близка к безрисковой, т.е. сейчас как ориентир такой ставки Германии 2-2.5% годовых при дюрации 10 лет. И такая ставка будет обеспечена на 70% присутствующего на 2010 год госдолга Еврозоны.
И мы имеем рынок суверенных долгов в объеме 2.33 трлн. евро (около 30% от общего объема долгов 2010 году). Даже если весь этот долг будет торговаться под 7%-8% годовых средневзвешенная ставка в системе останется ниже, или близко к текущей. Высокие ставки по суверенным долгам будут автоматическим штрафом для тех, кто выходит за рамки долга 60% ВВП. Но весь долг не будет ведь идти под такой процент, относительно стабильная Германия будет иметь даже по суверенному долгу более низкую ставку, как и Австрия, Голландия. Из этого долга только 1.22 трлн. евро –это долги стран PIIGS. Из которых 0.2 трлн. евро выкуплено ЕЦБ напрямую, а до 0.65 трлн., видимо, заложено под кредиты ЕЦБ.
Расшить проблемы этой части долга уже не представляется столь сложной задачей, особенно при участии ЕЦБ и стабфонда. Конечно, при одновременном создании механизмов жесткого контроля в последующем, а по хорошему при создании единого Минфина. Странам с высокими дефицитами бюджета можно предоставить кредиты (из стабфонда) под ставку не ниже например: ставка по евробондам + Х% годовых. Эти Х% годовых выступают залогом выполнения обязательств и фактически будут выступать штрафом. Все это скорее технические вопросы, которые решаются.
Что происходит сейчас – проблемы с доверием к Италии например давят на весь долг, при выделении из долгов устойчивой части мы получим очень стабильное ядро системы. Тот же EFSF может получить право выпуска еврооблигаций с лимитом например до 10% ВВП, полученные средства он может использовать для стабилизации рынков суверенных долгов (даже без участия ЕЦБ, котороый в свою очередь будет работать только в секторе регулирования ликвидности и ставок), или прямого кредитования, или гарантий – это все механика. У евро же как у валюты будет сильная база в виде еврооблигаций, сейчас все рассыпается потому как единой базы у неё нет.
Ессно без претензии на безусловность всего написанного, скорее как повод для обсуждения
|
</> |