Евпатория. Текие дервишей
gatoazul — 28.10.2025
Для начала, как водится, пара фотографий, не имеющих никакого
отношения к теме поста. Это, разумеется, все та же мечеть
Джума-Джами, только с красивой стороны - и никак нельзя было пройти
мимо.
А это Свято-Николаевский собор, тоже в интересном ракурсе и хорошем освещении.

А вот это уже то самое заявленное текие. Слово это часто переводят как монастырь, а мусульманских дервишей считают неким аналогом христианских монахов, но это очень неточно. На самом деле дервиши - это разве что аналог христианских отшельников, да и то очень приблизительно. Гораздо ближе они к индийским йогам.

Дервиши - это люди, желающие приблизиться к Аллаху не через официальную религию, которую они считали для себя недостаточной, а как-то иначе, путем неких нетрадиционных практик. На практике эти практики сводились или к странным физическим упражнениям - вроде кружения в танце - или к употреблению тогда еще не запрещенных веществ.

Дервиши, по крайней мере если это были не старики, на одном месте обычно не сидели, а странствовали из города в город. Они могли принимать подаяния, но как правило у каждого из них была настоящая профессия, и жили они на трудовые доходы от нее. Жениться им никем не возбранялось, но образ жизни перекати-поля и постоянные увлечения предполагаемого мужа мистическими делами вместо семейных вряд ли способствовали прочности браков.
Соответственно,текие - это не монастырь. Дервиши тут постоянно не жили, а, пользуясь терминологией хиппи, вписывались на время.

К текие пристроена небольшая мечеть, чей минарет является самым старым в Крыму. Он уже падал, его восстановили, но из-за ветхости всей конструкции не до конца.

В этом большом зале дервиши проводили свои радения. Стулья, разумеется, установлены уже для современных зрителей, поскольку сейчас кружащиеся дервиши превратились в аттракцион. В Стамбуле они, к примеру, выступают на нефункционирующем уже вокзале Сиркеджи, а в Евпатории - где и положено, в текие.

Убранство, как видите, сознательно аскетическое, но солнце, преломляющееся через витражные окна, придавало ему немного праздничности. Еще тут очень хорошая акустика - возможно, некоторые постигали Аллаха путем пения или громкого чтения мантр.

Ходы ведут в скромные кельи, где дервиши ночевали в свободное от перфомансов время. Одна из келий побольше и в ней постоянно жил местный шейх - наставник-гуру.

Сама идея так сказать дервишизма лично у меня вызывает вопросы. От человека до Аллаха по определению простирается необъятная пропасть и попытки ее преодолеть с помощью гимнастики, нищенского образа жизни или кислородного голодания мозга выглядят со стороны наивно. А если вдуматься, есть в этом и нечто богохульное. Если Аллах того пожелает, он сам приблизит человека к себе. И это не просто теория. По свидетельству Корана Аллах по своей воле передавал откровения избранным людям, именуемым пророками.
Многие современники дервишей разделяли эти сомнения, поэтому отношение к ним было неоднозначным. С одной стороны, их почитали как неких суперсвятых, обращались к ним для лечения болезней и в тому подобных делах, с другой стороны многие считали, что их практики не соответствуют исламу, а нередкие крики "Я Аллах" во время экстаза, приносящего единение с божеством, граничили с ересью. Несложно и догадаться, что эти многие были нередко имами и улемами, опасавшимися за свое социальное положение.
|
|
</> |
MoneyFest отзывы 2025: стоит ли доверять онлайн-школе
Забудьте про «универсальные» удобрения. Вот 3 копеечных рецепта для лунок
"Национальные" операции НКВД: цена интернационализма
Суровый декабрь
муки выбора
Сталин и СССР начала 1950-х глазами врагов (10 карикатур)
"Осеннее утро"
приравняются по статусу к Героям России
Топи их всех!

