
ЭВОЛЮЦИЯ В ЖИЗНИ И В РЕЛИГИИ


В отличие от научного, религиозное мышление не оперирует принципами критичности и достоверности. Критика допускается и существует только в отношении религиозных постулатов другого вероисповедения, ереси, сектанства, но не своего собственного; удостовериться же в адекватности религиозных когнитивных схем не только невозможно, – в них не следует даже сомневаться, поскольку они рассматриваются как ниспосланные человеку свыше. Однако сегодня уже многие верующие люди демонстрируют двойственность умственной деятельности, в которой в разных пропорциях представлены рациональные и религиозные представления. Такие люди представляют собой как бы переходные формы в эволюции мышления.
По мере накопления неопровержимых научных фактов религия отступала, принимая и ассимилируя одну научную теорию за другой. Еще совсем недавно русское духовенство выступало с резкой критикой гелиоцентрической теории, отказываясь принимать тот факт, что Земля не есть пуп мира, вокруг которого вращаются Солнце и прочие небесные тела. Вплоть до 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением». Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и работ отцов Церкви, что делали многократно и до него. И что же? – сегодня даже Его Святейшество Святейший патриарх Гундяев В.М. не рискнет утверждать, что Земля является неподвижным центром вселенной... А ведь еще недавно такое представление считалось немыслимым для духовного лица.
В повседневной жизни теорией обычно называют догадки или предположения. Когда говорят: «У меня есть теория о том, как это было», то обычно подразумевают версию, основанную на неполных или сомнительных свидетельствах. Формальное научное определение теории сильно отличается от повседневного значения этого слова. В науке теория — это комплексное объяснение некоторой группы природных явлений, подтвержденное обширным набором свидетельств. Иными словами, ничего более доказанного, чем теория, в науке не существует. Обывательскому же пониманию теории соответствует «гипотеза».
Многие научные теории имеют положение столь прочное, что едва ли будут существенно изменены в результате получения каких-либо новых данных. Например, в соответствии с той же гелиоцентрической теорией мы никогда не получим свидетельств того, что Земля не вращается вокруг Солнца, уже никогда не станем мы думать, что живые организмы не состоят из клеток (в соответствии с клеточной теорией), что материя не состоит из атомов (атомная теория строения материи) или что земная кора не разделена на твердые плиты, которые дрейфуют в геологических масштабах времени (тектоническая теория).

тиктаалика, заранее знали, что смогут обнаружить ископаемые остатки организма, промежуточного между рыбами и наземными позвоночными, в осадочных породах возрастом около 375 миллионов лет. Их открытие подтвердило предсказание, сделанное исходя из положений эволюционной теории. Таких открытий, отвечающих принципу фальцифицируемости, необходимому для признания теории научной, было сделано превеликое множество. Вот некоторые из них:
- теория эволюции безошибочно предсказывает, какие рудименты и атавизмы могут быть найдены у тех или иных организмов, а какие — принципиально невозможны;
- генетика доказала, что ДНК постоянно мутирует, то есть все живые организмы непрерывно меняются.
- все палеонтологические находки соответствуют филогенетическому дереву, тем самым укладываясь в хронологическую последовательность (невозможно отыскать ископаемого кролика в докембрии).
- распределение эндогенных ретровирусов в геномах различных видов в точности соответствует филогенетическому дереву.

Сама по себе эволюция как научный факт уже проверена столь основательно, что биологи больше уже не пытаются доказать, что она происходила и происходит – дело это давно уже доказано и передоказано и теперь научная мысль просто отталкивается от этого факта. Свидетельства, обосновавшие первичную эволюционную концепцию Дарвина, были во множестве получены после смерти ученого не только в биологии, но и в других областях: в антропологии, астрофизике, химии, геологии, физике, математике и в других научных дисциплинах, в том числе в этологии и в социологии. Астрофизика и геология продемонстрировали, что Земля существует достаточно давно, чтобы естественная эволюция привела к возникновению всех живущих в наши дни видов. Физики и химики предоставили методы датировки, позволившие установить время, когда произошли основные эволюционные события. Исследования палеонтологов позволили выявить не только детали строения и поведения вымерших живых существ, но выстроить непрерывные последовательности в эволюционных рядах видообразования. В содружестве палеонтологические данные и возможность датирования легли в основу основного доказательства нефальсифицируемости теории эволюции. Антропология позволила получить новые сведения о происхождении человека и о возникновении особенностей человеческого поведения и общественного устройства в ходе исторического взаимодействия биологических и культурных факторов.

Филипп Госсе, отреагировал на издание фундаментального труда Чарльза Дарвина о морских желудях: «Метаморфозы, которые проходит в своем развитии личинка, – процесс столь замечательный, что кажется невероятным, но исследования м-ра Дарвина доказали, что путями, определенными Господней мудростью, маленькая водная блоха превращается в окаменелого морского желудя... Если подобные изменения имели место в области знакомых нам животных; если лошадь, например, когда-то была рыбой и прошла череду модификаций, превращаясь в окуня, угря, птицу, и однажды, скинув перья, стала жеребенком – разве это не восхитительно?!»
По совокупности накапливающихся доказательств отрицать теорию эволюции становилось всё сложнее, вот почему в новейшей истории думающие духовные лица, включая престоятелей различных христианских конфессий, начали шаг за шагам соглашаться с выводами Чарльза Дарвина и с последовавшей за ними синтетической теорией эволюции. Как оказалось, эволюционируют не только виды, но и религиозная мысль.
В 1950-ом папа Пий XII в своей энциклике Humani generis сделал следующую запись:



А что же наше Православие? Русская православная церковь искони воевала с просвещением масс. Подробнее об этом можете полюбопытствовать здесь. Похоже, что и по сей день, в наипечальнейших традициях средневекового мракобесия, навязчивыми фиксациями чиновников РПЦ становится борьба с учеными, сексуальным просвещением и «гомосексуализмом»... Одно за другим их публичные заявления оскверняют достоинство человеческого разума и попирают гуманистические основы христианства. Увы, на общем фоне стяжательства и разжигания ксенофобных настроений, РПЦ приобретает характерные черты фарисейства, а продолжая бороться с фундаментальными научными теориями, церковь наша сильно проигрывает в естественном отборе тем конфессиям, что решаются ассимилировать эволюционное учение в свои доктрины.
Впрочем, не всякая ассимилирование – благо. Одной из уродливых форм гибридизации науки и религии стало учение под названием «креационизм». Но на эту тему я, пожалую, напишу отдельный пост.
Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано.
Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук…
М. В. Ломоносов
|
</> |