Эволюция системы привлечения, отбора и боевой подготовки личного состава сил

Предисловие
В данном материале мной предпринята попытка обобщить сведения, касающиеся развития системы отбора и подготовки операторов (специалистов) сил специального назначения Южно-Африканской Республики в 1970-80-х годах XX века. В основу этой статьи положены материалы, собранные и обобщенные Питером Стиффом, в частности его фундаментальная работа по истории южноафриканского спецназа, которая, несмотря на присущие ей недостатки, ошибки и неполноту, до сих пор является основным источником информации по данной теме. Ее непреходящая ценность состоит в том, что она основана на устных свидетельствах ветеранов и действующих на тот момент военнослужащих сил СпН ЮАР, собранных автором во время многочисленных интервью. Кроме того, сведения, предоставленные Питером Стиффом, были дополнены материалами из других источников.
Материал получился очень обширным, и для формата Живого Журнала будет разбит на 5-6 частей. Сразу должен оговориться, что я не являюсь специалистом в области медицины и психологии, и мне сложно комментировать приводимые в обзоре цифры; однако судя по воспоминаниям ветеранов южноафриканского спецназа, они вполне реальны.
Краткий обзор развития сил СпН ЮАР на раннем этапе
Процесс развития системы привлечения, отбора и боевой подготовки личного состава войск специального назначения ЮАР неотделим от исторического развития этого рода войск в целом, поэтому прежде, чем перейти собственно к указанным вопросам, уместно вкратце остановиться на основных этапах развития сил СпН в Южно-Африканской Республике. Можно сказать, что развитие южноафриканского спецназа в общем повторяло общемировые тенденции, характерные для всех развитых стран мира, с повтором всех ошибок на этом пути, но с рядом специфических местных особенностей.
История южноафриканского спецназа начинается с небольшого подразделения, сформированного в Пехотной школе сухопутных войск ЮАР в Оудтсхурне в 1969 году и получившего первоначально название «секция специальных исследований». Позже она была переименована в группу «Альфа». Поскольку на тот момент в Силах обороны Южной Африки (САДФ) существовал пробел в возможностях противостоять новому типу угроз, которые как снежный ком нарастали на границах ЮАР, то основной задачей этой секции было изучение форм и методов ведения специальных операций (партизанской и противопартизанской войны), а также оценка необходимых для этого сил и средств, как и системы боевой подготовки.
Основу подразделения составила группа десантников под командованием капитана (впоследствии полковника) Яна Брейтенбаха, успевшего к этому моменту получить опыт ведения партизанской и противопартизанской войны в Юго-Западной Африке (в 1966 году он принимал участие в операции «Блювайлдебис», когда после нескольких недель слежения и сбора разведданных было точно установлено местонахождение повстанцев, после чего они были блокированы и отрезаны высадившимися десантниками), а также пройти в 1967 году шестимесячную боевую стажировку вместе с эскадроном «С» Специальной Авиадесантной Службы Родезии.
Помимо этого, в 1968 году по решению начальника военной разведки ЮАР генерала Лутца небольшая группа под руководством Брейтенбаха с оборудованием связи и легким пехотным вооружением была отправлена для оказания помощи Биафре, где южноафриканцы занималась в основном обучением правительственных войск и наблюдением за развитием обстановки.
В 1970 году ряд специалистов секции специальных исследований проходили обучение и стажировку во Франции, где изучали оборудование и тактику действий боевых пловцов. В 1971 году на Корсику отправилась уже вторая группа. Тем временем группа «Альфа» сменила свое название на оперативно-экспериментальную группу (ОЭГ), которая теперь стала подчиняться непосредственно начальнику военной разведки, убедившемуся в важности потенциала, которым обладают силы специального назначения.
Позже генерал Лутц ушел в отставку, — отчасти из-за того, что он не смог убедить командование Сил обороны ЮАР в важности полноценного развития сил СпН. Тем не менее, несмотря на размытое представление о концепции, характере действий сил специального назначения и их задачах, 1-го октября 1972 года на базе ОЭГ было официально сформировано первое подразделение специального назначения — 1-й разведывательно-диверсионный отряд (РДО, африк. Reconnaissance Commando, или сокращенно RECCE), который в административном отношении все еще находился в подчинении Пехотной школы, а в оперативном подчинялся начальнику военной разведки. Вскоре после этого в штабе Сил обороны была введена должность старшего офицера штаба по специальным операциям, и управление новым подразделением перешло к нему, а в восточной части полосы Каприви в Юго-Западной Африке была создана учебная база для подготовки спецназовцев, которая в этом качестве прослужит вплоть до 1990 года.
В 1974 году генерала Лутца уговорили вернуться на действительную военную службу, и в августе он занял пост начальника отдела специальных операций штаба САДФ. В наследство ему достались отсутствие жизнеспособной концепции боевого применения сил и средств спецназа, отсутствие внятного порядка подчиненности и системы управления силами СпН, и одно боевое подразделение, которое давно выросло из своего помещения в Пехотной школе. В результате 1-го января 1975 года, разведывательно-диверсионный отряд, командование которым от комманданта (подполковника) Брейтенбаха принял полковник Дж.К. Сварт, получил свой новый пункт постоянной дислокации в городе Дурбан, в зданиях бывшей китобойной станции на «Утесе». В том же году операторы спецназа были направлены на боевую стажировку в Родезию.
Уроки операции САВАННА
Вторжение южноафриканской армии в Анголу в 1975-1976 гг. (операция САВАННА) стало первым участием Вооруженных сил страны в крупном региональном вооруженном конфликте после Второй мировой войны. Соответственно, переход армии из состояния мирного времени на военные рельсы не был гладким. Опыт проведения операции САВАННА преподнес множество уроков Вооруженным силам. Далеко не все из них были учтены, однако многие касались непосредственно сообщества сил спецназа.
Во-первых, стало очевидно, что Пограничная война в Анголе и противодействие другим повстанческим группировкам коммунистического толка в Южной Африке — это надолго. Роль САДФ в противодействии этим угрозам неуклонно возрастала, армии достаточно было протянуть руку и правительство давало ей все, что угодно. Дополнительный стимул развитию Вооруженных сил придали санкции ООН, которые в сочетании с угрозами, нависшими над ЮАР после выхода войск из Анголы, вызвали феноменальный рост местной оружейной промышленности.
В армии появились деньги, и одним из главных результатов этого стало то, что впервые в САДФ смогли позволить себе принять адекватный современный подход к решению кадровых проблем в регулярной армии, — наконец-то там стали ориентироваться на планирование карьеры. До этого момента, поскольку это была служба мирного времени, ну и не хватало денег, чтобы становиться первоклассным специалистом, военнослужащие сержантского состава проходили свой путь от капрала до старшего сержанта, не имея ни малейшего представления о том, куда они двигаются и что их ждет в будущей карьере. То же самое касалось и младших офицеров. Намечался лишь основной карьерный путь, они отправлялись в учебное подразделение, затем в боевое подразделение, а потом возвращались на какую-то штабную должность. Но ничего толком не планировалось.
При новой схеме прохождения службы карьера штаб-сержантов, лейтенантов и капитанов стала планироваться в рамках их собственного рода войск или службы, будь то бронетанковые войска, механизированная пехота или что-то еще. Их информировали о вероятной последовательности предстоящих служебных назначений, а иногда даже о следующем месте их службы. Но даже если такие подробности были неизвестны, личный состав наверняка знал, будет ли это боевое подразделение, командование в оперативном районе или, как в случае с офицерами тыла, командование материально-технического снабжения. В былые времена амбициозные люди постоянно находились в поиске возможностей для развития своей карьеры, но как только человек обнаруживал, что он опекается его собственным родом войск или службой, у него оставалось мало мотивации для того, чтобы становиться на неизведанную почву и отправляться на службу в совершенно другое подразделение, особенно если он был яркой личностью и имел хорошую репутацию.
Что же касается спецназа, то одним из важнейших уроков операции САВАННА стала необходимость выработки четкой концепции боевого применения его подразделений, а также выстраивание четкой системы управления и порядка подчиненности. Еще одним полученным спецназом уроком (и который уже был давно признан некоторыми из наиболее дальновидных офицеров-спецназовцев) стала важность формирования бóльшего количества боевых подразделений СпН; более того, эти подразделения должны были специализироваться на проведении специальных операций определенного вида (в частности, морских/подводных, а также — с учетом полученного опыта в Родезии — псевдопартизанских). Естественно, все это влекло за собой необходимость создания полноценных организационных структур поддержки, обеспечения и боевой подготовки личного состава.
Важность этих уроков и их учета при дальнейшем строительстве сил спецназа была наглядно продемонстрирована во время проведения операции против крупного лагеря повстанцев в шане (пологой впадине) Эхеке в октябре 1977 года. Из-за ошибок планирования и разведывательного обеспечения операции в ходе боя погибло семь спецназовцев, что стало самыми крупными единоразовыми потерями в южноафриканском спецназе. Кроме того, этот бой наглядно показал всю порочность подхода, при котором подготовленные профессиональные операторы спецназа используются в качестве обычных пехотинцев, что свидетельствовало о полном непонимании высшим военным руководством того, зачем вообще нужен спецназ — об этом генерал Лутц пытался достучаться до командования Вооруженных сил на протяжении нескольких лет.
Отбор в войска специального назначения на ранних этапах
Все эти изменения в кадровом подходе, происходившие в армии, негативно сказались на программе привлечения личного состава в силы СпН, которые испытывали отчаянную потребность в кадрах. Значимость спецназа в вооруженных конфликтах в Южной Африке резко возросла, но личного состава постоянно не хватало.
До конца 1981 года, девяносто процентов личного состава подразделений специального назначения составляли люди, набранные из числа военнослужащих регулярной армии, плюс небольшое число гражданских лиц — как правило, бывших солдат, жаждавших снова надеть униформу, — решивших пройти жесткую систему отбора. Недостатка в кандидатах, желающих попытать счастья в спецназе, не было; кроме того, в его ряды с распростертыми объятиями принимались бывшие военнослужащие родезийской, британской и португальской армий, а также представители других национальностей.
Однако затем кандидаты из этих источников стали иссякать. Силы специального назначения столкнулись с проблемой комплектования, в определенной степени схожей с аналогичными проблемами в подразделениях спецназа других стран мира. Кадровых военнослужащих можно было заинтересовать карьерой в спецназе, но когда дело доходило до первооснов, то ему практически невозможно было предложить карьерные перспективы, которые соответствовали бы тем, которые предлагались его родным родом войск или службой. Это не оставляло иного выбора, кроме как все чаще и чаще для удовлетворения своих потребностей в кадрах обращаться к призывникам — первый отбор среди призывников был осуществлен уже в 1981 году.
Восемнадцатилетние призывники принимались в родезийскую САС, но, несмотря на то, что между ситуациями в Родезии и Южной Африке было много общего, имелись и фундаментальные различия. Одна из них заключалась в том, что в Родезии было принято не использовать молодых людей для выполнения сложных, комплексных, индивидуализированных боевых задач, которые поручались более опытным операторам.
До начала 1980-х годов на предварительном отборочном курсе в СпН ЮАР основное внимание уделялось проверке уровня физической подготовки и выносливости, для чего кандидатов подвергали интенсивным физическим нагрузкам, близким к предельным. В процессе предварительного отбора участвовало множество кандидатов из всех слоев общества, включая гражданских лиц, имеющих военный опыт, и военнослужащих САДФ. Это требовало проведения некоторого предварительного обучения и определенной стандартизации отборочной группы, до того, как приступить к окончательному отбору кандидатов, чтобы все находились в более-менее равных условиях. И тут в спецназе с ужасом обнаружили, что, несмотря на повсеместное улучшение методов обучения и успехи, достигнутые в системе координации отборочного курса, его результативность крайне мала — к тому времени, когда кандидаты проходили первоначальный цикл обучения и доходили собственно до отбора, их оставалось только около 10% от первоначального состава; причем из них только половина, а зачастую и меньше, к моменту окончания послеотборочного курса боевой подготовки получали квалификацию оператора спецназа.
Внимательное изучение этого вопроса показало, что если из ста претендентов квалификацию оператора спецназа получают только три-пять курсантов, то это порождает две серьезные проблемы.
Первая из них — экономическая. Если не считать зарплаты, затрачиваемого на обучение времени и материальных ресурсов, обучение человека на протяжении четырех-пяти месяцев и его последующая потеря в конце этого периода обходились очень недешево.
Второй проблемой, как выяснилось, стало общественное восприятие. Силы специального назначения как военная организация страдали от негативной пропаганды, исходящей из самих армейских рядов. Исследование показало, что 90% тех, кто не прошел отборочный курс, негативно относились к спецназу, причем не менее половины из них активно отговаривали других от участия в отборе — в основном по той самой человеческой причине, по которой им необходимо было по возвращению в свои подразделения рационализировать и оправдать собственные неудачи.
В ходе исследования также выяснилось, что некоторые из провалившихся кандидатов из числа гражданских лиц, не прошедших подготовку и порой не обладавших достаточной психологической устойчивостью, рассказывали, что на самом деле они прошли отбор, но им было приказано действовать подпольно на гражданке. Достоверности их историям придавало то, что ранее они проходили длительную подготовку в армии.
Выход из такой ситуации был очевиден. Во-первых, силам СпН необходимо было улучшить свои связи с общественностью. Во-вторых, нужно было найти способы дать тем кандидатам, которые были привлечены изначально, больше шансов пройти отбор, завершить цикл боевой подготовки, и получить удовлетворительную квалификацию на послеотборочном курсе боевой подготовки. Это позволило бы решить экономические проблемы, и улучшить восприятие спецназа в глазах общественности.
Решение этих вопросов было найдено в том, что основное отделение зёрен от плевел должно было происходить в начале, а не в конце отборочного курса. Для этого кандидаты сначала должны были проходить сокращенный отборочный процесс, не знакомясь со всей системой отбора и подготовки в целом.
Однако прежде, чем реализовать новый подход, требовалось понять, какой человек вообще нужен спецназу, что означало создание модели идеального оператора сил специального назначения. Построение такой модели и стало основной задачей масштабного исследования, начатого в Вооруженных силах ЮАР в 1980-м году с привлечением как штатных специалистов, так и сторонних организаций. В рамках его модель потенциального спецназовца была разделена на три основные части: физическая составляющая, интеллектуальная составляющая и психоэмоциональная составляющая. Весь набор навыков по каждой составляющей формировался и рассматривался в рамках ретроспективного изучения уже действующих военнослужащих СпН. Что они из себя представляют? Какими физическими качествами они обладают? Что их мотивирует? Что их «заводит»?
Одновременно с этим, по мере накопления данных по трем описанным составляющим было начато перспективное исследование на предмет построения теоретического портрета идеального специалиста сил СпН.