Эволюция израильского танка Меркава от Mr1 до Мк 4 и опыт боевого применения.
world_of_aw — 09.03.2016 Просто фоточки и немного копипасты из интернетов.Краткая историческая справка.
Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа.
В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони.
Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.
Впервые в практике танкостроения все выстрелы к танковой пушке, коробки с патронами и мины находились в стеклопластиковых огнеупорных контейнерах, выдерживающих действие открытого пламени в течение 45 минут.
По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны.
В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.
Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.
Модификации танка Merkava
«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.
«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.
«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.
«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.
«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.
«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.
«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день.
Первое боевое испытание танк прошел в 1982 году в ходе Первой Ливанской войны. Итоги его были неоднозначны – с одной стороны, «Меркавы» понесли малые потери (до 15 машин, из них 7 безвозвратно), с другой стороны все потерянные танки были поражены ПТУРами, поскольку за время войны не было ни одного огневого контакта с сирийскими танками Т-72 советского производства.
Так же любопытен тот факт, что во Второй Ливанской войне 2007 года «Меркава Mk.4» при попытке боевого применения в качестве ОБТ понесла потери в количестве примерно 50 машин (половина от принявших участие в операции на территории Южного Ливана), из них 10 были уничтожены безвозвратно, т.е. процент боевых потерь версии Mk4 значительно выше чем MK1. Большинство танков были потеряны от попаданий управляемых ракет.
По результатам противодействия со стороны милицейских формирований ливанской организации «Хезболла», опирающихся на заранее подготовленные укрепрайоны (расположенные на территории населенных пунктов) и вооруженных РПГ и ПТУР советского производства с тандемными кумулятивными зарядами, командование АОИ было вынуждено изъять «Меркавы» из состава штурмовых групп и отвести их во второй эшелон.
В дальнейшем танки использовались как передвижные САУ, для обстрела укрепленных р-нов и очагов сопротивления, со значительных дистанции.
После Второй Ливанской войны АОИ попыталась очередной раз модернизировать танк, установив на него систему активной защиты Trophy, предназначенную для перехвата реактивных гранат и противотанковых ракет.
1 марта 2011 года, впервые в боевой обстановке на границе с сектором Газа, КАЗ - Trophy поразили реактивную гранату, выпущенную по «Меркаве», чем возможно спас танк от уничтожения.
Но в силу компоновки, радиолокаторы оповещения о подлете реактивных гранат и противотанковых ракет открыто установлены на башне танка и уязвимы для пуль стрелкового оружия, не говоря уж об осколках и малокалиберных снарядах.
И это, по сути, оставляет вопрос, об уязвимости танка открытым, т.к. в случае включения в противотанковую группу, специально обученного снайпера, ОБТ очень легко лишить противоракетной системы, сделав, тем самым, уязвимым, для расчетов ПТУР.